Внеклассная коррекционная работа с использованием информационных технологий

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев 4 февраля 2010 года утвердил Национальную образовательную инициативу “Наша новая школа” направленную на постепенный переход к новым образовательным стандартам, сохранение и укрепление здоровья школьников развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей. Один из способов решения этих задач требуется развивать систему информационных технологий, расширять практику дополнительного образования.

Я работаю на коррекционном классе, где обучаются дети с задержкой психического развития. Мне могут возразить, причем тут талантливые дети, о которых говорит президент. Среди этой категории школьников, есть по своему талантливые дети. Которые выполняют творческие задания, но в силу своих особенностей делают это медленно. Мне необходимо решать особые, отсутствующие в системе образования нормально развивающегося ребенка, задачи. Особенно актуально владение специальными методами и приемами. Умение применять “обходные пути” обучения для решения учебных задач. Считаю, что необходимо вовлекать детей с особыми образовательными потребностями в активные виды деятельности. Приведу несколько примеров своей работы.

В нашем учебном заведении со среднего звена открыты кадетские классы. Куда учащиеся коррекционных классов принимаются после окончания начальной школы. Несколько лет открыт музей казачества, где силами администрации, педагогов, учеников пополняется коллекция экспонатов. Для знакомства с этнокультурной составляющей в системе общеобразовательного учреждения была проведена серия классных часов на базе музея. А на следующий учебный год ученики 2 класса выполнили проектную работу на тему: “Значение полотенца в жизни человека”.

Представляю фрагмент внеклассного занятия “Классный час “Значение полотенца в русских обычаях и обрядах”. На своих занятиях я использую интерактивную доску с прямой проекцией, она стационарна и более привычна для учащихся младших классов. Основными инструментами интерактивной доски, используемые мной в педагогической практике, это:

- работа с различными цветами;

- возможность делать записи на экране;

- управление интерактивными программами;

- выделение отдельных частей экрана (прожектор, шторка, лупа);

- просмотр страниц в любом порядке, возврат к страницам;

- умное перо, клонирование;

- единая коллекция рисунков.

Была проведена большая подготовительная работа по сбору теоретического и практического материала. Некоторые представленные полотенца были семейными реликвиями и передавались из поколения в поколение. Большую сложность вызвал поиск описания головного убора – “убрус”, его изображение нашлось в художественном фильме и один из его кадров перенесен на слайд.

В программе notebook подготовлены слайды для работы на классном часе. Занятие началось с беседы, из которой ученики узнали, что в традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место (колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс-оберег). К ним же относится и полотенце как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.

На занятии старинные и современные полотенца представлялись в определенной классификации и сопровождались слайдами на интерактивной доске. Беседа с детьми была построена с учетом обычаев и праздников русского народа. На классный час была приглашена руководитель кружка вышивки Багаева В.П. с образцами декоративных полотенец. Приложение 1

По окончанию беседы ребятам предлагалось практическое задание. На интерактивной доске за разноцветными ширмами – тучками прятались названия полотенец: настенник, божник, рушник, блинник, “убрус” и другие.

При работе со стилосом путем стирания тучки открывалось название полотенца. Необходимо дать краткое определение каждому термину и характеристику полотенцу, затем найти это полотенце среди представленных у доски.

Следующий вид работы в виде отгадывания кроссворда был дан для закрепления материала. Если кроссворд отгадывается правильно, в вертикальных клетках появляется ключевое слово. Стилос использовался вместо маркера.

А так как одно полотенце – божник было вышито для школьного казачьего музея, оно было передано в дар для обрамления иконы. На эту кропотливую работу ушло два месяца. Приложение 2

Ребята узнали что, полотенце активно участвует в торжественных встречах почетных гостей – на нем подносят хлеб – соль. Поэтому в конце классного часа ученикам и гостям был предложен свежевыпеченный каравай. Домашнее задание заключалось в том, чтобы выяснить значение хлеба, соли, блинов в русской культуре используя разные источники информации.

Одной из проблем использования интерактивной доски для меня является большие затраты времени на подготовку к занятию, но эффективность подготовленного и проведенного занятия с использованием интерактивной доски оправдывает это недостаток и проявляется в следующем:

- увеличение плотности занятия;

- направленность на практическую значимость;

- качественная наглядность и высокая эстетичность;

- возможность быстрой обратной связи с учащимися;

- повышение познавательной активности;

- создание ситуации успеха для каждого учащегося.

Фрагмент данного классного часа был представлен на областном семинаре “Возможности школьного музея в образовательном пространстве ОУ” в январе 2009 года

На учебный 2009-2010 год ученикам была предложена проектная деятельность. На часах по внеаудиторной занятости ребята продолжили знакомство с видами полотенец, так как в них отражается вся жизнь народа, история его развития, семейный уклад, особенности быта и нормы поведения.

Цель проектной работы - знакомство с назначением русских полотенец и вышивка полотенец-рушников для школьного казачьего музея.

В соответствии с целью были с помощью учителя поставлены следующие задачи:

- собрать материал о значении полотенца и проследить обряды, связанные с ним;

- определить виды полотенец и технику их изготовления;

- собрать виды орнаментов вышивки на полотенцах;

- выполнить практическую работу.

Важность работы в том, что полотенце на протяжении многих столетий остается обязательным предметом в проведении обрядов, праздников, является нужным для каждого дня, оно заслуживает стать объектом для исследования.

Тема “Значение полотенца в жизни человека” интересна для детей с задержкой психического развития, так как можно наглядно изучать историю и культуру народа, знакомится с предметами окружающего мира.

В проекте получились следующие разделы:

- значение полотенец русских обычаях и обрядах.

- инструменты и материалы для вышивки, орнамент.

- терминология полотенец.

Ребята использовали для сбора информации энциклопедии, книги из школьной библиотеки, Интернет, беседы с руководителем музея – атаманом казачьей станицы Пряхина В.В.

Были собраны и описаны обряды: Обряд рождения, крестины, обряд поклонения деревьям, свадебный обряд, праздник Масленица, обряд - проводы в последний путь. Школьники коррекционного класса изучали орнаменты, особенно геометрические фигуры из которых складывались простейшие узоры, эти узоры на Руси обозначали конкретные предметы: солнце, поле, урожай, оберег от сглаза и другое.

Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом. Кроме обрядового значения, полотенца имели и практическое. Например, для вытирания рук и лица полотенце называлось – утирач. Для вытирания посуды и стола – стираний. Для украшения икон – покутник или божник. Именно такое полотенце находится в школьном музее.

Полотенца, сделанные руками ребят тоже имеют свои названия. Квадратное полотенце серпанок. В нем для работы в поле заворачивали серп . Украшено небольшими горизонтальными полосками. Это полотенце было для повседневной работы, поэтому не требовало богатой вышивки и яркого орнамента. Вышивкой этого полотенца занимался Окулов Иван.

Другое полотенце называется блинник. Он небольшой, веселый для выноса блинов на праздник Масленица. На нем вышиты геометрические и растительные узоры плодородия. Вышивал это полотенце Баранов Юра.

Третье полотенце – рушник вышито геометрическим праздничным орнаментом для встречи гостей. И используется для обряда подачи “хлеба и соли”. Оно самое сложное по вышитому орнаменту. Трудилась над ним Мазгалина Кристина целых 5 месяцев.

По окончанию проделанной работы можно сделать вывод, что каждое полотенце используется для конкретной цели, имеет свое название и определенный орнамент. А школьники узнали о культуре и быте своего народа, вышивая полотенца для школьного казачьего музея.

Данный проект был представлен на городском исследовательском конкурсе проектной деятельности “Первые шаги исследователя”. Он успешно прошёл заочный тур и на очной защите презентации был одобрен членами жюри. Презентация содержала основной материал по проекту и красочно иллюстрирована. Ребятам было легче защищать проект опираясь на материал презентации. Но дети с задержкой психического развития участвовали в конкурсе на общих основаниях, поэтому их защита выглядела не очень убедительной для призовых мест. Тезисы проектной деятельности вошли в брошюру выпущенную управлением образования. Это был первый опыт по городскому округу Ревда. Всего четыре проекта были выставлены на конкурс из коррекционных классов. Было принято решение со следующего учебного года выделить отдельную номинацию для детей с ограниченными возможностями развития.

В январе 2010 года ребята представляли проект “Значение полотенца в жизни человека” на областном семинаре для работников музея в разделе “Этнокультура”. Выступление было построено в виде демонстрации внеклассной работы с мультимедийным сопровождением и получило положительный отклик коллег. Приложение 3