Развитие эмоций у детей через театрализованную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Хочется поделиться с коллегами своим небольшим опытом. Может быть, моя статья не станет руководством к действию, но думаю, она поможет многим педагогам в работе с детьми.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

Особо остро данная проблема прослеживается у детей воспитывающихся в детских домах. В последнее время число таких детей резко возрастает. В исследованиях посвящённых проблемам развития и воспитания детей-сирот проводимых И.В.Дубровиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской отмечается, что в настоящее время у детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях, прослеживается нарушение психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что в свою очередь приводит к трудностям в взаимоотношениями с окружающими.

Работая в детском доме, я заметила действительно, что дети, которые приходят к нам в детский дом они замкнутые, многие очень агрессивные, не умеют выражать свои мысли и эмоции. И я решила начать работать с детьми через театрализованную деятельность. Ведь именно театр и искусство помогает понять другой мир, мир эмоций, переживаний.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. У ребёнка развивается интуиция, смекалка, повышается самооценка. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными.

Наиболее доступными для детей дошкольного возраста являются театрализованные игры. Они пользуются неизменной любовью у детей. Дошкольники с удовольствием отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы. Дети смеются когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, готовы придти на помощь.

Во время игры ребёнок чувствует себя раскованно, свободно. Я различаю театрализованные игры в зависимости от эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается сюжет. Подбираю сказки, стихотворения или сюжеты, которые наиболее ярко могут отразить эмоциональный мир ребёнка. Произведения подбираю как весёлые, так и грустные с учётом познавательных ценностей детей. Например: детям старшего дошкольного возраста очень нравится сказка, “Красная шапочка” Ш Перро. Эту сказку мы с детьми переделали и волк не съедает красную шапочку, а помогает ей в путешествии по лесу заяц, который предупреждает её об опасности.

В работе с детьми использую режиссёрские игры - это настольный театр или на магнитной доске. Где ребёнок сам является действующим лицом. Он самостоятельно создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, он действует за него, изображает его интонацией, мимикой, но при этом его пантомимика не развивается, так как действует неподвижной игрушкой. Часто дети обыгрывают сюжет который происходил с ними в жизни, конец бывает печальный, но в игре можно изменить ход событий. Воспитатель спрашивает, а что можно было бы сделать по-другому и ребёнок начинает самостоятельно придумывать другой ход событий. Настроение у него улучшается, и он смотрит на мир другими глазами.

Наиболее интересны детям игры-драматизации, в этом случае ребёнок играет сам - используя интонацию, мимику и пантомимику. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх – драматизациях дети лучше раскрепощаются, а в дальнейшем и идут на контакт.

Так же в работе с детьми использую и игры – упражнения на развитие эмоциональной сферы. Эти игры можно проводить в любое свободное время в группе и на прогулке. Приведу пример нескольких игр:

Игры-упражнения:

1. Выбери девочку.

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Описание игры. Дети выбирают из предложенных карточек с изображением весёлой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А.Барто.

Зайку бросила хозяйка,-
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

- Ребёнок обыгрывают сюжет с зайчиком. Потом задаю вопрос: “Какая девочка бросила зайку?”. Дети поднимают соответствующую карточку.

Далее читаю стихи – “Бычок”, “Уронили мишку на пол”, “Я люблю свою лошадку”. Дети обыгрывают по очереди сюжет, а остальные поднимают соответствующие карточки.

2. Джин.

Цель: развитие выразительных движений, групповая сплоченность

Описание игры. Дети встают в круг с поднятыми вверх руками, направленных к центру и изображают бутылку, в которой живёт Джин. Ребёнок, выбранный на роль Джина, находится в центре круга. После волшебных слов “Крибле! Крабле! Бумс!”, которые все дети произносят хором, они расступаются и выпускают Джина. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себя выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием движений и фраз, подтверждающих данное состояние.

3. Я животное.

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи.

Описание игры. Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь и т.д.

Также использую разнообразные этюды на развитие выразительности жестов, эмоций, фантазии, памяти, внимания:

1. “Ваське стыдно” (этюд на выражение стыда).

У девочки Гали была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать. Один раз положила куклу в кроватку спать. Забрался кот Васька и столкнул её на пол. Увидела это Галя и стала ругать Ваську: “Зачем, ты Васька мою куклу уронил?” А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.

2. “Баба-Яга” (этюд на выражение гнева).

Баба Яга поймала Алёнушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть Алёнушку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки нет – сбежала. Рассердилась Баба Яга, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3. “Уходи” (этюд на выразительность жеста).

Ребёнок отталкивает обидчика. Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

Таким образом, чтобы работа по театрализованной деятельности проходила успешно, необходимо её проводить в комплексе, использовать театрализованные игры, игры-драматизации, этюды, игры-упражнения.

Желаю всем успешной работы с детьми!