Методическая разработка урока "Машиноведение. Знакомство с бытовой швейной машиной". 5-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Методическая разработка урока позволяет удачно сочетать индивидуальную, групповую, фронтальную формы учебной работы. Реально за два урока по 45 минут  появляются конкретные результаты: учащиеся усваивают общее устройство швейной машины, быстро запоминают термины, осваивают первоначальные навыки работы на холостом и рабочем ходу швейной машины. Презентация в дальнейшем помогает самостоятельно усвоить урочный материал тем учащимся, кто отсутствовал на уроке, кто желает повторить теорию.

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с устройством бытовой машины, способствуя запоминанию терминов, деталей, правил безопасной работы.
  • Способствовать развитию первоначальных навыков работы на швейной машине в технологической системе.
  • Содействовать воспитанию бережливого отношения к оборудованию.

Тип урока: усвоение новых знаний, умений, навыков.

Вид урока: смешанный  (беседа, презентация, практическая работа)

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практикум

Комплексно-методическое обеспечение: ИКТ-презентация, интерактивная доска, швейное оборудование.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Тема урока. (Слайд 1)
План урока. (Слайд 2)

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

1. История создания швейной машины

Основным инструментом при работе с тканью является швейная машина, которая служит для соединения деталей при пошиве изделий. Швейная машина появилась на свет значительно позже механизированных прядильных и ткацких станков, хотя попытки механизировать труд портных предпринимались, начиная с середины XIV века. Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи.
(Слайд 3)
Честь изобретения швейной машины с челночным стежком принадлежит Америке. Впервые челнок в швейной машине применил Вальтер Хант, построивший в 1832-1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому.
Э. Хоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка
(ее принцип – закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу, – до сих пор используется в швейных машинах). В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении. (Слайд 4)

2. Швейные машины в России. (Слайд 5)

Ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что приводило к удорожанию машин. В 1900 году в подмосковном городе Подольске фирма “Зингер” основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы. В 1917 году была создана отечественная швейная промышленность. Подольский механический завод обеспечивал легкую промышленность бывшего СССР промышленными швейными машинами, а бытовая швейная машина "Чайка" и ПМЗ-2 исправно служит и сегодня.

3. Современные швейные машины. (Слайд 6)

Нынешние поколения бытовых швейных машин подразделяются на две большие группы: электромеханические и компьютеризированные. Есть ещё подгруппа – компьютеризированные швейно-вышивальные машины. Все они легкие и компактные, так как на смену чугуну пришли современные пластики или облегченные металлы. Имеют светлый корпус и обтекаемую форму. Но главное – это количество швов и операций.
Швы сегодня чаще называют программами. Компьютеризированные швейно-вышивальные машины имеют более 500 швейных программ, их можно подключать к персональному компьютеру, позволяющему создавать узоры вышивки, манипулируя мышью. Шитье на них действительно превращается в удовольствие. И вещи получаются изумительные

4. Швейные машины в школьной мастерской.(Слайд 7)

5. Устройство бытовой швейной машины. (Слайд 8)

Швейные машины бывают промышленные и бытовые. Бытовые швейные машины разнообразны по своей конструкции, техническим возможностям и внешнему виду. Но их устройство, наладка и правила эксплуатации имеют много общего. Бытовые швейные машины предназначены для стачивания тканей, выполнения декоративных строчек, для вышивания и штопки.
Эффект анимации на слайде позволяет одновременно видеть номер детали на рисунке швейной машины и читать название детали. Можно повторить анимацию. Можно остановиться подробно на одной из деталей. Можно параллельно найти деталь на реальной машине в мастерской. Можно на интерактивной доске работать в парах «вопрос–ответ».

III. Применение

(Слайд 9)

Задание 1. Подойди к швейной машине с ножным приводом, с электрическим приводом и найди на них детали, указанные на слайде № 8  , внимательно их рассмотри. Гиперссылка на слайде № 9 позволит легко перемещаться на слайд № 8 с названиями деталей машины и обратно для прочтения заданий.

Задание 2.  Напиши в рабочей тетради названия основных деталей машины.
Механизм иглы. Механизм челнока. Механизм нитепритягивателя. Механизм двигателя ткани. На слайде № 9 доступна простая схема основных деталей.

6. Виды приводов.    (Слайд 10)

Швейную машину можно привести в движение  с помощью различных приводов.

7. Правила техники безопасности. (Слайд 11)

Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
Волосы убирайте под косынку. Концы галстуков, шарфиков не должны свисать.
Сидеть за машиной прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд.
Стул должен стоять напротив иглы.
Не наклоняться близко к движущим частям машины.
Следить за правильным положением рук во избежание прокола пальцев иглой.
Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.
На машине не должны лежать посторонние предметы.

(Слайд 12)

Задание 3. Подойди к швейной машине и продемонстрируй отдельные правила.

Задание 4. Продемонстрировать правила безопасной работы друг другу в паре

8. Холостой и рабочий ход машины(Слайд 13)

Эффекты анимации и табличная форма изложения материала помогают учащимся быстро усвоить принципы холостого и рабочего хода машины. Таблицу оформить в тетрадь.

IV. Релаксация

V. Практическая работа «Упражнения на швейной  машине без ниток»

(Слайд 14)

  1. Сесть правильно за швейную машину.
  2. Отработать приемы холостого и рабочего хода.
  3. Отработать запуск и остановку машины, управление ножным приводом.
  4. Установить рабочий ход машины.
  5. Выполнить безниточные строчки на бумаге, отработав приемы  «опустить и поднять прижимную лапку, поворот на бумаге с иглой.

 

VI. Домашнее задание

Принести нитки, лоскут ткани.

Список литературы:

1. Технология: учебник для учащихся 5 класса / В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.
2. Технология: учебник для учащихся 10 класса / В.Д.Симоненко.– М.: Вентана-Граф, 2000.