Проектная деятельность "Человек и природа"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Все более актуальным в настоящее время в образовательном процессе становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Все это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

В начальной школе эту проблему в последние годы пытаются учителя решать через организацию проектной деятельности.

Ежегодно в школах проводиться такая работа. Перед учителем встает вопрос, какой теме посвятить свой проект? Мне кажется, что тема Экологии будет актуальна всегда. Экологическая проблема носит глобальный характер и затрагивает все человечество. Человек является частью природы, природы, поэтому проблема охраны природы составляют единую проблему. Сколько бы мы не говорили об этом, к сожалению, с каждым годом проблема только усугубляется. Причиной является прежде всего экологическая безграмотность и всеобщая человеческая безответственность.

Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую силу в нашем современном обществе, в обществе технического прогресса.

И одной из задач педагогической деятельности учителя является Экологическое воспитание школьников.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Нам учителям начальных классов не имея в школьной программе курса “Экология” приходиться доносить до детей всевозможные способы сохранения природы.

Хочу представить вашему вниманию проект /презентацию/ работу “Человек и природа”. Предлагаемая работа – это итог совместной творческой деятельности, где все учащиеся моего класса с увлечением принимали участие.

После всех доказательств, что данная тема является достаточно актуальной, совместно с учениками была выдвинута такая гипотеза:

“Если каждый человек будет соблюдать правила поведения на природе, “знать в лицо” исчезающие виды растений и животных, знать об экологических катастрофах, о черных пятнах на земле, то, вероятно нам удастся спасти природу, нам общий дом”.

Цели данного проекта следующие:

  1. Разобраться в причинах, понять и осознать всю серьезность экологической проблемы.
  2. Привлечь внимание окружающих к данной проблеме. Донести что: “Природа – это храм, а не мастерская”.
  3. Изучить животных и растительный мир, занесенный в Красную книгу.
  4. Дать ответы на проблемные вопросы: Если не будем заботиться о природе, к чему это приведет?

Кто должен сохранить планету для следующего поколения?

Спасать планету вместе или в одиночку?

Нами был составлен план работы, который состоит из трех этапов.

  1. Подготовительный этап: выбор темы, идеи, выработка цели и задач, гипотезы проекта, поиск информации, знакомство с картинами художников – пейзажистов, чтение произведений о природе, работа с Красной книгой.
  2. Основной этап: анализ собранной информации, написание сочинений; организация выставок: рисунков, фотографий, плакатов; выполнение и защита творческих работ, подготовка сообщений по данной теме.
  3. Заключительный этап: редактирование отдельных работ, компьютерная обработка материалов, окончательное оформление проекта, создание и защита презентации, выводы.

Результатом нашей работы является следующее: подтверждение выдвинутой гипотезы, приобретение знаний о проблемах экологии земли, создание отчета о проделанной работе в виде папок, альбома, презентации, кроме этого на успешное участие в конкурсе проектных и исследовательских работ школьников “Ярмарка идей на Юго-Западе 2010”, участие в фестивале “Родная земля”.

Конечно, я не могу не упомянуть о том, что любой проект способствует формированию универсальных действий. Коммуникативные действия: коллективная работа, работа в паре, группах, сотрудничество с учителями других классов, родителями; и все это способствовало более крепче сплотить коллектив.

Познавательные действия способствовали формированию навыков самостоятельного изучения и подбора материала, способствовали развитию умения работать с книгой, с электронными носителями информации, развитию компьютерных навыков.

Регулятивные действия способствовали формированию навыков при работе с планом, в постановке задач, в умение анализировать свою работу и работу других детей.

Все эти действия способствуют реализовать творческий потенциал личности учащихся. Данная работа может носить индивидуальный и групповой характер.

Буду очень рада, если мой проект кого – то заинтересует и поможет вам в вашей работе.