Положительный герой в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Урок-исследование по комедии Н.В.Гоголя проводится с применением элементов проектной методики, позволяющих разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация заключается в том, что после прочтения пьесы учащиеся уверены: в комедии нет ни одного положительного героя. Это подтверждается детскими исследованиями (презентациями), а также синквейнами. Задача учителя – опираясь на высказывания автора и детские ассоциации, доказать, что в комедии есть положительный герой. Использование ИКТ на уроке позволяет сделать урок наглядным, интересным, содержательным. Ученики также занимают в уроке активную позицию. Они самостоятельно проводят мини-исследования по характеристикам героев пьесы, оформляют свои выступления в форме компьютерных презентаций, выступают на уроке. Таким образом,  применение ИКТ способствует развитию познавательных и речевых способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Уровень образования: основное общее образование, специальное (коррекционное) образование

Цели:

  • Исследовать проблему положительного героя в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
  • Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы на компьютере в программах Word, PowerPoint.
  • Воспитывать познавательный интерес к проектной деятельности на уроках литературы на примере творчества Н.В.Гоголя.

Коррекционные задачи:

  • Активизировать мыслительную и творческую деятельность и выявлять своё отношение к ней.
  • Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями.
  • Формировать коммуникативную функцию речи.
  • Развивать умения делать словесно-логические обобщения, инициативу, стремление к активной познавательной деятельности.
  • Воспитывать чувство товарищества, чувство удовлетворения от достигнутых успехов в коллективном труде.

Оборудование: стенд для ассоциаций, плакат с синквейнами о положительном герое, проектор, экран, компьютер с ОС Windows XP, презентация учителя, презентации учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Слайд 1)

1. Приветствие

– Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. Я рада всех приветствовать сегодня на нашем занятии. Ребята, я прошу вас быть внимательными, активными, следить за своей речью, говорить чётко, чисто, грамотно.

2. Рефлексия

– На протяжении нескольких уроков мы изучали одно из великих произведений русской литературы.  Какое произведение мы изучали? (Мы изучали пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор»)
– Как мы работали с пьесой? Что делали? (На уроках мы читали по ролям, обсуждали поступки и слова героев, составляли характеристики)
Чему учились? (Мы учились выразительно читать, рассуждать, развивали связную речь)
– Сегодня мы продолжим работу над развитием речи и мысли.

II. Проблемная ситуация

(Слайд 2)

–  Начнём прямо сейчас. На экране появится слово, а вы на альбомных листах маркерами за 5 секунд напишите ассоциации, которые вызвало у вас это слово. (Щелчок) Внимание на экран: это слово «комедия». (Свои ассоциации ребята прикрепляют на стенд). Позже мы вернёмся к вашим ассоциациям.

(Слайд 3)

– Откройте тетради, прочитайте тему урока. (Положительный герой в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).
– Запишите тему. Ещё раз внимательно прочитайте  тему урока. Почему красным цветом выделено словосочетание «положительный герой»? (Положительного героя в комедии нет).
– Кто ещё так считает? Объясните свой ответ. (Все герои комедии имеют недостатки).
– Может, кто-то не согласен? (Может быть, этот положительный герой тот ревизор, который приехал в конце пьесы). (Он может оказаться таким же нечестным, как и другие герои).

(Слайд 4)

– Чтобы разобраться в этом, давайте обратимся к вашим домашним заданиям. К уроку вы по группам составляли синквейны. Давайте их озвучим. (Приложение 1)
– Итак, есть ли такой положительный герой в комедии? (Нет).
– Запишем ваше мнение в тетради: положительного героя нет. (Учитель делает запись на доске).

(Слайд 5)

– А теперь узнаем мнение самого автора. Прочитаем слова Н.В.Гоголя: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был…».
На этом мы пока остановимся. Сделайте вывод из прочитанного: есть ли положительный герой по мнению автора? (Есть).
– Запишем в тетрадях: Мнение автора: положительный герой есть. (Учитель делает запись на доске).
– А теперь сформулируйте цель нашего урока. (Сегодня на уроке нам нужно выяснить, кто или что является положительным героем комедии «Ревизор», что он делает в пьесе). Какую функцию он выполняет в пьесе?
– Чтобы  найти все ответы, нам необходимо проверить ваши знания по истории создания, особенностям композиции и содержанию комедии.

III. Блиц-опрос

(Слайды 6-10)

  1. Кто подсказал сюжет комедии Н.В.Гоголю? (Щелчок) (А.С.Пушкин)
  2. В каком году была написана комедия? (Щелчок)(Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.)
  3. К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия? (Щелчок) (Комедия-сатира)
  4. Назовите особенности композиции пьесы. (Щелчок) (Зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием и 2 развязки – письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора).
  5. С помощью какого приёма автор в драматическом произведении передаёт эмоциональное состояние героя? (Щелчок)  (Использование ремарок)

(Слайд 11)

Объясните ситуацию:

  1. Письмо о приезде мнимого ревизора.
  2. Хлестаков в гостинице возмущается обслуживанием.
  3. Земляника даёт Хлестакову взятку.
  4. Хлестаков признаётся в любви Марье Антоновне, входит её мать.
  5. Городничий ругает купцов за жалобы на него.
  6. Жители города приносят Хлестакову жалобы на городничего.
  7. Немая сцена. Сообщение о приезде настоящего ревизора.

IV.  Проектные работы учащихся

– Итак, вы  показали себя как внимательные читатели и литературоведы. Но положительного героя пока не заметили. Давайте проверим, какие вы исследователи. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные микроисследования по
характеристикам героев комедии. Сейчас вы нам об этом расскажете. Но сначала проведём речевую разминку, поработаем над выразительностью речи.

Речевая разминка:

(Слайд 12)

1 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова?(Городничему) Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией. (Щелчок) И ещё раз.

(Слайд 13)

2 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова? (Хлестакову). Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией. (Щелчок) И ещё раз.

(Слайд 14)

 Защита проектных исследований

– А  теперь слово 1 группе  (Приложение 2, Презентация 2)

– А  теперь слово 2 группе  (Приложение 3, Презентация 3)

(Слайд 15)

Физкультминутка для глаз

Ребята, мы долго сегодня смотрим на экран. Предлагаю вашим глазам отдохнуть. Сядьте ровно,  расслабьтесь. Закройте ладонями лицо. Медленно закройте глаза. Подумайте о приятном. Теперь раздвиньте пальцы. Медленно откройте глаза. Не отрывая ладоней от лица, поверните голову направо, теперь прямо, налево и прямо. Соедините пальцы. Закройте глаза. Откройте глаза. Медленно опустите руки.

V. Обобщение

(Слайд 16)

– А теперь вернёмся к мнению автора о положительном герое. Может быть кто-то из вас догадался, о каком герое идёт речь?
– Давайте прочитаем высказывания Гоголя:

  1. «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».
  2. «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».
  3. «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

– Найдите однокоренные слова. (Щелчок. Проверка)
– А теперь посмотрите на свои ассоциации. Какое слово повторяется и у автора?

(Слайд 17)

– Завершите фразу: Положительный герой в комедии есть! «Это честное, благородное лицо был …смех!»
Какова роль смеха в сатирическом произведении? (Смех указывает на недостатки в характерах героев) (С помощью смеха над собой люди могут исправиться).

(Слайд 18)

Сравните свои ответы с фразами из синквейнов и со словами писателя. Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы».

VI. Запишем в тетради выводы:

(Слайд 19)

  1. Смех – это средство, указывающее на реальное положение дел в обществе и на недостатки человеческого характера.
  2. Смех – это средство воспитания и перевоспитания внутреннего мира человека.

VII. Домашнее задание

(Щелчок) – Дома я прошу вас написать мини-сочинение-рассуждение, в котором вы попробуете доказать 1 из этих тезисов, на выбор. При этом доказательства приводите, опираясь на текст комедии.

VIII. Рефлексия

(Слайд 20)

– А теперь давайте подведём итоги нашего занятия. Что на уроке и во время подготовки к нему вам понравилось выполнять?
– Если вы довольны собой, улыбнитесь и поднимите правую руку вверх, а если нет, то просто поднимите левую руку.

(Слайд 21)

– Спасибо за работу. Желаю удачи в выполнении домашнего задания.

Информационные источники:

  1. Беленький Г.И.  « Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 класс». – М.:  «Просвещение»,  1998г.
  2. Гоголь Н.В. «Ревизор».
  3. Коровина В.Я. «Литература 8 класс. Методические советы». – М.: «Просвещение»,  2003 г.
  4. Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». – М.: Худож. лит., 1966.
  5. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 класс, 2004 г.
  6. http://www.uchportal.ru/
  7. http://km-school.ru/
  8. http://www.openclass.ru/
  9. http://ru.wikipedia.org/
  10. Lib.ru/Классика: Гоголь Николай Васильевич. Приложения к «Ревизору»

В презентациях использованы иллюстрации  русских и советских художников: К.Савицкого, П. Боклевского, Д.Кардовского, Ю.Коровина, Н. Константиновского