Авторская программа "Лучик"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программа рекомендуется для работы с детьми 4–7 лет в дошкольных учреждениях и адресована воспитателям, педагогам дополнительного образования.

Программа «Лучик» содержит опыт работы МДОУ детского сада «Сказка» пгт Демьяново Подосиновского района, Кировской области  по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

«Велика святорусская земля, а везде – солнышко»

Солнце, согревающее всё живое лучами, русский народ величал самыми разными именами. Оно является для него добрым и многомилостливым, праведным и вечным. Посылая тепло и свет, осыпая мир щедрыми дарами, оплодотворяя не только землю, но и недра земли, оно, в  то же время, грозный судья и каратель всякой тёмной силы – нечисти.

Лучик солнца сможет осчастливить своими благодеяниями детей наших. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На наш взгляд именно система знаний, представленных в программе, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Цель программы:

Формировать у детей первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа.                                                                                               

Задачи: 

  • формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
  • формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  • воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.

Ожидаемый результат:

  • сформированность навыков адекватного восприятия и простейшего анализа образцов культуры русского народа;
  • применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству;
  • творческая активность и самостоятельность старших дошкольников при проведении детских праздников, выставок, развлечений.

Принципы построения программы:

  • Мы по солнышку живём,
    Мы за солнышком идём.
    Планомерности – планирование  работы на основе русского земледельческого календаря «Круглый год», помогающего упорядочить её и дающего возможность освоить ориентиры во времени, используемые  нашими  наблюдательными и мудрыми предками.
  • Систематичности – 1 раз в неделю в каждой возрастной группе.
  • Учёта возрастных особенностей: средние группы – работа через сказку, старшие и подготовительные – через драматизацию и настольный театр.
  • Учёта половых особенностей:  девочки – украшают кокошники, мальчики – доспехи.
  • Наглядности –  обстановка и оборудование горницы.
  • Познавательной активности – практическое исследование в старинных предметах, сравнение их с современными образцами.
  • Повторения – игры повторяются в нескольких занятиях, планирование сквозное: изобразительная деятельность,  физическая культура и др.
  • Комплексности в постановке и решении задач эстетического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания, а также  интегрированности специфически дошкольных  видов  деятельности и областей знаний (особенно на занятиях как организованной форме обучения с  включением произведений фольклора, русских народных игр, хороводов, актуальной и доступной познавательной  информации по проблеме и др.).

Содержание программы включает:

  • Фольклор как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки и т.д.
  • Народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и  как  яркая форма отдыха.
  • Народное искусство – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
  • Русская народная игрушка – как одно из направлений художественного прикладного творчества. При изготовлении игрушек дети приобретают навыки работы с материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
  • Русские народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость; как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.

Содержание программы реализуется, прежде всего, через организованную форму обучения – занятия. Поэтому целесообразно, не перегружая детей, гармонично  вплести содержание данной программы в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Расширение кругозора детей проходит в процессе познавательно-исследовательской деятельности (исторические представления). Взаимодействие с детьми предполагает форму сотрудничества и партнёрства.

Кроме того, здесь весьма желательна слаженная работа всех участников образовательного процесса: педагога по народной культуре, группового воспитателя,  музыкального руководителя, физрука,  руководителей кружков. Важно «заразить» ею и родителей.

Для организации занятий в данном детском саду создана горница. В ней собраны предметы русского  народного быта, одежды, мебели, посуды. Здесь есть всё необходимое для того, чтобы дать детям почувствовать не только особую атмосферу русского народного быта, но и талант  предков, их мудрость, целесообразность предметов обихода и т.д. А главное – попробовать себя в роли  носителей  русской народной культуры.

Виды и формы  проведения занятий разнообразны: познавательные беседы, встречи с интересными людьми, практические занятия, театрализованные представления, экскурсии, викторины, досуги, целевые прогулки по улицам посёлка, развлечения, праздники, мини-выставки, посиделки.

Принципы построения занятий помогают решению задач программы в соответствии с местными условиями и особенностями детей:

  • отбор знаний, наиболее доступных и актуальных для ребёнка данного возраста;
  • непрерывность и преемственность ОП;
  • дифференцированный подход к детям, учёт их психологических особенностей, возможностей и полоролевых интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и  двигательных нагрузок;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской познавательной активности;
  • деятельностный подход.

Особенностью занятий является то, что дети знакомятся не с бутафорскими аналогами, а только со старинными, поистине уникальными, подлинниками предметов быта.  Все они есть в нашей горнице.

Посещая горницу, воспитанники знакомятся с ее обитателями: бабушкой Валей, дедушкой Васей, внучкой Машенькой, котом Мурлушей. Все они – большие куклы, выполненные в стиле рукотворной народной игрушки.   Хозяйка горницы – педагог по народной культуре, всегда одетая в русский национальный костюм, и её гости – дети воспринимают обитателей живыми, настоящими. Этот приём позволяет познакомить детей с достаточно сложными понятиями, явлениями, взаимосвязями.

Предлагаемое  сквозное планирование помогает увидеть систему работы  в каждой возрастной группе по определённой теме,  наиболее точно определить задачи, выстроить структуру занятия. Кроме того, подобрать необходимые приёмы и методы.

На основе полученных  знаний и умений, а также наблюдений за живой и, так называемой, неживой природой, (п.ч. даже валуны, коими богата земля Подосиновская, это весьма колоритные природные образования с особым значением в укладе селянина), дети получают возможность проявить самостоятельность и творческий подход в изобразительной деятельности. На занятиях по ИЗО и художественному труду придерживаемся принципов народного искусства: повтор, вариации, импровизации.

Принципы предполагают:

  • повтор – рисование на основе изделия мастера (образца);
  • вариация – рассматривание нескольких изделий и выбор по желанию ребёнка;
  • импровизация – придумывание своего узора на основе полученных знаний, самостоятельный выбор цвета, материала, формы, сюжета, составление композиции.

В своём большинстве программа предусматривает в занятиях по изобразительной деятельности именно детскую импровизацию.

На занятиях по физической культуре разучиваем новые и закрепляем уже знакомые  русские народные игры. А на музыкальных – слушаем русские народные песни и колыбельные,  водим хороводы,  поём частушки, знакомим с русскими народными инструментами.

В средней группе  занятия по народной культуре мы строим на основе хорошо знакомых детям с раннего возраста сказках,  учим новые  потешки, заклички,  отгадываем загадки.   Занятия посещают персонажи  этих фольклорных произведений: петушок-золотой гребешок, курочка-ряба и др. Постоянными гостями являются куклы-зернушки (театр зернушек), это с их участием мы рассказываем и показываем сказки. Дети  здесь знакомятся с предметами быта, их названиями и основными частями, с их назначением и со способами действия  с ними.

В старшей группе  основное  место на занятиях занимает более широкий спектр народных сказок, а также  пословиц, поговорок, примет, считалок. Дети  5 -6 лет  называют и  демонстрируют   способы действий со старинными  предметами  (например, такими как валёк, ухват и т.п.), участвуют в викторинах, пересказе, драматизации сказок; учатся понимать и объяснять содержание пословиц и поговорок.

В подготовительной группе мы продолжаем знакомить детей с предметами быта, подводим детей к выводу об исторической преемственности с современными аналогами  (камень – сковорода – чугунный утюг – утюг на углях – электрический утюг). Кроме того, здесь дети встречаются с местными мастерами – умельцами  по работе с берестой,  сосновым  корнем (корневушки). Дети  с огромным интересом наблюдают за  работой этих народных  умельцев: как они умеют делать красиво, прочно, добротно…

Того, кто душу вкладывает в труд,
Кто делу отдаётся с пылом страсти,
В  народе уважительно зовут
Старинным и прекрасным словом Мастер!

Постепенно подводим детей к пониманию зависимости места проживания людей и созданных ими  предметов быта: в лесной местности – даже посуда деревянная, а  в местах, богатых глиной, – глиняная и т.д.   В этой группе широко  используем познавательные беседы, развивающие мышление ребёнка и помогающие осмысленному восприятию им каких-либо исторических событий.

Характерной особенностью работы в этом возрасте  является знакомство детей с народными праздниками. На посиделках  затеваем  хороводы, игры. Наши питомцы проживают собственные представления о празднике, как о содержательном отдыхе после большого труда.

Завершает изучение темы комплексные занятия, вечера развлечений, праздники в ритме народного календаря. Они обобщают все виды детской деятельности и дают ощущения целостности и законченности определённого календарного периода.

Основными критериями результативности являются:

  • Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа:
    • задаёт  познавательные вопросы (почему? зачем? как?);
    • знает  различные источники информации;
    • владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и  потребностей;
    • обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому что»;
    • стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений.
  • желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
  • умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.

Показатели выявления теоретических знаний и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (диагностика).

  • Проявляет интерес к русской национальной культуре.
  • Умеет играть в русские народные игры.
  • Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки, заклички.

Узнает героев русского народного фольклора, произведений изобразительного искусства.

  • Принимает осмысленное участие в русских народных праздниках, знает название праздника, некоторые его традиции.
  • Имеет представление о русской национальной одежде и обуви.
  • Имеет представление о старинных предметах быта и их назначении.
  • Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.

Литература:

  1. Некрылова А.Ф. «Круглый год», Москва 1989 г. Изд-во «Правда».
  2. Миронов В.А. «Народный календарь», Москва 2005 г., АСТ-Астрель.
  3. Рожнова П.К. «Русский народный календарь», АиФ-Принт. Москва 2001 г.
  4. Петров В.И., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры, забавы для детей», Москва 2001 г. «Сфера».
  5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд-во «Детство-Пресс» 2000 г. Санкт-Петербург.
  6. Перминова Н. «Дымковская расписная», ВВКИ 1979 г. Горький.
  7. Ветошкина Н.В. «Надежда» 1999 г. Киров.
  8. «Энциклопедия земли Вятской» 1994 г. Киров.
  9. Радынова О.П. «Баюшки-баю», Москва «Владос» 1995 г.
  10. Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», Москва «Просвещение» 1984 г.
  11. Федотов Г. «Дарите людям красоту», Москва «Просвещение» 1985 г.
  12. Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка», Ленинград «Художник  РСФСР» 1988 г.
  13. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», Москва «Просвещение» 1972 г.
  14. Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва «Просвещение» 1984 г.
  15. Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки», Москва. Художественная литература 1988 г.
  16. Русские: семейный и общественный быт. Москва, «Наука» 1989 г.

Примерное планирование занятий по программе «Лучик» в средней, старшей и подготовительной группах (Приложение 1).