Сценарий открытого урока по дисциплине "Мировая художественная культура" "Миропонимание эпохи Серебряного века"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: дать понимание сути философии миропонимания Серебряного века.

Тип урока: урок-конференция.

Задачи:

  1. Знакомство с персоналиями Серебряного века;
  2. Формирование целостного образа философии Серебряного века;
  3. Воспитание художественного образного мышления.

План урока:

  1. Организационый момент.
  2. Вводная беседа. Выступление учащихся.
  3. Творческое задание.
  4. Выступление учащихся.
  5. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационый момент.

Учитель. Здравствуйте, дети, присаживайтесь. Сегодня у нас замечательная тема: «Миропонимание Серебряного века».

II. Вводная беседа.

(слайд 1) Миропонимание – система понимания мира, окружающей жизни. Почему мы взяли именно этот аспект изучения культуры Серебряного века? Дело в том, что именно оно формирует внешний облик культуры, а не наоборот.

(слайд 2). Разобравшись в главенствующих идеях, мнениях того времени, символика, тематика художественных произведений того времени предстанет перед нами в глубинном своем виде, раскроется с идейной своей стороны.

(слайд 3) Историками зафиксированы точные даты социальных потрясений и исторических сдвигов, происшедших в России в первые два десятилетия XX в. Но не учитывается то обстоятельство, что все они совершались в лоне общей социокультурной ситуации, которая осталась в прошлом как бы вне реестра событийной исторической хронологии.

Вопрос: какие события отметили рубеж 19-20 веков? Что вы знаете об этих событиях?

(слайд 4) (выступление учащихся). «Серебряный век» – явление поистине уникальное. Для него характерна атмосфера небывалого творческого оживления во всех сферах духовной и общественной жизни. Его время удостаивается сегодня самых различных, зачастую противоположных оценок. С одной стороны – «кризис», «хаос», «нарастание катастрофы». С другой – «эстетический всплеск», «культурное возрождение», «философский ренессанс». Драматизм и трагизм в социальной, экономической, политической жизни получал феерическое отражение в жизни эстетико-культурной. «Меж революцией и искусством, – писал непосредственный участник этих процессов А. Белый, – установима теснейшая связь; связь нелегко обнаружить: она сокровенна; неуловима прямая зависимость завершенных творений искусства от воли революции: направления роста стеблей и корней из единого центра обратны друг другу, рост проявленной творческой формы и рост революции тоже обратны друг другу. Но центр роста один».

Возникнув по аналогии с понятием «золотой век», по традиции обозначающим «пушкинский период» русской литературы, «серебряный век» поначалу относился только к поэтическому творчеству рубежа веков. В какой-то момент , однако, он стал использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала 20-ого века в России.

Здесь представлены основные философские концепции конца 19-начала 20 века: Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX – начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и, прежде всего В.Г. Белинским и Н.Г. Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей. В ХХ веке разработка философских и философско-социологических проблем человека приобрела новую интенсивность и развертывалась по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология.

(слайд 5) (выступление учащихся). Художественная культура рубежа веков – принципиальная страничка в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не лишь художественным фронтам и течениям, но и творчеству отдельных писателей, живописцев, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова. Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со стороны многих живописцев-реалистов подвергся примат социальности в передвижничестве.

Учитель. Вопрос: Как вы думаете, какое настроение было присуще населению России в обстановке смены политического строя и идеологии России в начале 20 века? (таблица) И когда все зыбко человек с большой фантазией нередко обращается к мистике, эзотерике и как следствие к символике.

(слайд 6) (выступление учащихся). Все невыразимое, сверхчувственное способен передать на сокровенном языке лишь символ как адекватное выражение единства идеального и материального, сущности и явления, внутреннего и внешнего. Можно привести цитату Л. И. Тимофеева: «Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа (революционного, реакционного, религиозного и др.)».

Учитель. Вопрос: А как вы думаете, в каких случаях человек прибегает к символам? (Когда хочет передать сокровенное через образ или то, для чего у него нет слов или то, что он чувствует, но не может облечь в слова и конечно то, что он хочет, чтобы было понятно немногим).

(слайд 7) (выступление учащихся) Таким образом и возник символизм.Философия и эстетика русского символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до современных символистам мировоззренческих систем В. Соловьёва, Ф. Ницше, А. Бергсона.

Символ и становится одной из центральных эстетических категорий нового течения. «Старшие» символисты: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, В.Я. Брюсов. «Младосимволисты»: А.А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов. Близки символистам И.Ф. Анненский, М.А. Волошин.

Основные принципы символизма:

  • Искусство – «постижения мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов), возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В.И. Иванов);
  • поэзия – «тайнопись неизреченного» (В. Иванов), выражение «движений души» поэта.
  • Символ (греч. symboion – условный знак) – поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.
  • Передача тончайших движений души, музыка стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии.
  • Элитарность, ориентация на читателя-соавтора, творца.

(слайд 8) (выступление учащихся) Черты символизма, по мнению Бальмонта – культ мгновения, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего, туманность намеков, прихотливость чувства. Определяя символистскую поэзию, Бальмонт писал: «Это поэзия, в которой органически сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…». Вот его стих:

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертания вдали. . .
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор.
И сиянием прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
А внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

(слайд 9) (выступление учащихся) В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он – вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления "новых" поэтов (сборники "Русские символисты", 1894-1895), один из руководителей издательства "Скорпион" и журнала "Весы", объединявших в 1890-е годы основные силы символизма, теоретик "нового" направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий. Вот его стих:

ПРЕДЧУВСТВИЕ
Моя любовь – палящий полдень Явы,
Как сон разлит смертельный аромат,
Там ящеры, зрачки прикрыв, лежат,
Здесь по стволам свиваются удавы.
И ты вошла в неумолимый сад
Для отдыха, для сладостной забавы?
Цветы дрожат, сильнее дышат травы,
Чарует всё, всё выдыхает яд.
Идем: я здесь! Мы будем наслаждаться, –
Играть, блуждать, в венках из орхидей,
Тела сплетать, как пара жадных змей!
День проскользнет. Глаза твои смежатся.
То будет смерть. – И саваном лиан
Я обовью твой неподвижный стан.
25 ноября 1894

(слайд 10) (выступление учащихся) Александр Блок – лицо символизма. Его стихи – символ в символе.

Плачет ребенок.
Под лунным серпом
Тащится по полю путник горбатый.
В роще хохочет над круглым горбом
Кто-то косматый, кривой и рогатый.
В поле дорога бледна от луны.
Бледные девушки прячутся в травы.
Руки, как травы, бледны и нежны.
Ветер колышет их влево и вправо.
Шепчет и клонится злак голубой.
Пляшет горбун под луною двурогой.
Кто-то зовет серебристой трубой.
Кто-то бежит озаренной дорогой.
Бледные девушки встали из трав.
Подняли руки к познанью, к молчанью.
Ухом к земле неподвижно припав,
Внемлет горбун ожиданью, дыханью.
В роще косматый беззвучно дрожит.
Месяц упал в озаренные злаки.
Плачет ребенок.
И ветер молчит.
Близко труба.
И не видно во мраке.

Несколько другое звучание термин «символ» приобрел в изобразительном искусстве эпохи Серебряного века. Как вы знаете, символ в искусстве передается через визуальный образ. То есть, художник использует свои внутренние ассоциации, возникающие у него при взгляде на некоторые предметы с явлениями или нематериальными понятиями, такими как любовь, верность, дружба, и т.д. и личным опытом, конечно же. Многие из этих символов вы знаете или можете догадаться.

(слайд 11) Например, голубь – символ мира, шаль на плечах – уют, заброшенный дом – одиночество, заброшенность, гибнущий корабль – крушение надежд и т.д.

(слайд 12) (выступление учащихся) Начало нового этапа русской живописи связано с творческим объединением «Мир искусства». В конце 80-х годов XIX в. в Петербурге возник кружок гимназистов и студентов, любителей искусства. Они собрались на квартире одного из участников – Александра Бенуа. Обаятельный, умевший создать вокруг себя творческую атмосферу, он с самого начала стал душою кружка. Постоянными его членами были Константин Сомов и Лев Бакст. Позднее к ним присоединились Евгений Лансере, племянник Бенуа, и Сергей Дягилев, приехавший из провинции. В 1898 г. кружок Бенуа-Дягилева стал издавать журнал «Мир искусства». В программной статье Дягилева говорилось, что целью искусства является самовыражение творца. Искусство, писал Дягилев, не должно использоваться для иллюстрации каких-либо социальных доктрин. Если оно подлинное, оно само по себе – правда жизни, художественное обобщение, а иногда и откровение. Название «Мир искусства» от журнала перешло к творческому объединению художников, костяк которого составляли всё тот же кружок. К объединению примкнули такие мастера, как В.А. Серов, М.А. Врубель, И.И. Левитан, Н.К. Рерих. Все они мало походили друг на друга, работали в разной творческой манере. И всё же в их творчестве, настроениях и взглядах было много общего. Картины прошлого (а любимым для них стал 18 век) – стали в их творчестве символом безвозвратно ушедшего, кроме того, тоска по прошлому – символ неудовлетворенности в настоящем, тяжелые реалии и отсутствие позитива компенсировались уходом в романтические «дали» в творчестве. «Мирискусников» тревожило наступление промышленной эры, когда разрастались огромные города, застроенные безликими фабричными зданиями и населёнными одинокими людьми. Их беспокоило, что искусство, призванное вносить в жизнь гармонию и умиротворение, всё более вытеснялось из неё и становилось достоянием небольшого круга «избранных». Они надеялись, что искусство, вернувшись в жизнь, постепенно смягчит, одухотворит и объединит людей. Рассказ по персоналиям (слайды 13-20)

(слайд 21) Учитель. Творческое задание.

  1. Чтобы вы нарисовали, будучи представителем «Мир искусства»?
  2. Придумайте эмблему обществу «Мир искусства».

Выступление учащихся (приложение).

  • Сообщение 1.
  • Сообщение 2.
  • Сообщение 3.

(слайд 22) Подведение итогов урока. Учитель. Символизм не исчерпывает литературу Серебряного века. Кроме символизма литературу Серебряного века представляет футуризм, который, как и символизм, бил интернациональным литературным явлением (от лат. futurum – будущее). Возник на рубеже 1900-1910-х годов. И Акмеизм – литературное течение, возникшее в начале 1910-х годов, генетически связано с символизмом. Их представляют такие персоны:

(слайд 23) Учитель. Николай Гумилев, Анна Ахматова, Вячеслав Иванов, Осип Мандельштам,

(слайд 24- 25) Учитель. Стихи для вас читает сама Анна Ахматова.

(слайд 26) Учитель. Представители футуризма вам тоже известны: Дави́д Дави́дович Бурлю́к, Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский, Велими́р Хле́бников, Бори́с Леони́дович Пастерна́к.

(слайд 27) Учитель. А теперь послушаем голос Влади́мира Влади́мировича Маяко́вского.

(слайд 28) Учитель. А теперь – Бори́с Леони́дович Пастерна́к.

(слайд 29) Итоги урока:

  1. Какую эпоху мы изучали?
  2. Кто такие символисты?
  3. Кто по профессии были «мирискусники»?
  4. К какому течению литературы Серебряного века примыкала Анна Ахматова?
  5. К какому течению литературы Серебряного века примыкал Маяковский?

До свиданья, ребята! Спасибо за урок!

Литература:

  1. А. Эткинд «Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века», М., ИЦ-Гарант, 1996.
  2. Вл. Соловьев, «Сочинения в 2 т.», т. 2, Философское наследие, М., Мысль, 1988.
  3. Н. Бердяев «Философия свободы. Смысл творчества», Из отечественной философской мысли, М., Правда, 1989.
  4. В. Ходасевич «Некрополь» и другие воспоминания», М., Мир искусства, 1992.
  5. Н. Гумилев, «Сочинения в трех томах», т.3, М., Художественная литература, 1991.
  6. Т.И. Балакина «История русской культуры», Москва, «Аз», 1996.
  7. С.С. Дмитриев «Очерки истории русской культуры нач. XX в.», Москва, «Просвещение», 1985.
  8. А.Н. Жолковский «Блуждающие сны. Из истории русского модернизма», Москва, «Сов. Писатель», 1992.
  9. Л.А Рапацкая «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998.
  10. Е. Шамурин «Основные течения в дореволюционной русской поэзии», Москва, 1993.