Роль музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста при корректировке речевых недостатков

Разделы: Коррекционная педагогика


Возраст 5-6 лет считается одним из ключевых периодов в развитии человеческого организма. Впереди - начальная школа, первая и очень важная ступень образовательного процесса. Успешность обучения в ней во многом зависит как от подготовки, так и от здоровья - физического, психического и нравственного. Результаты медицинских исследований говорят о том, что за последние 10 лет нарушения в состоянии здоровья будущих первоклассников возросли на 20% [1]. Вызывает тревогу все большее количество детей, имеющих некоторые отклонения либо в психическом развитии, либо в поведении или здоровье. Эти особенности, особенно ярко выраженные, могут стать серьезным препятствием к адаптированию в школе. Такие дети нуждаются в коррекционной помощи, в том числе и средствами музыки. И музыкальные школы и школы искусств, работающие с этой возрастной группой детей, могут оказать им помощь на профессиональном уровне.

Свидетельства о лечении музыкой относятся к доисторическому прошлому: исцеляющие мантры, песнопения основаны на знании звуков, ритмов и составляют существенную сторону лечебной силы знахарей, шаманов, жрецов и врачей давних культур. Современные научные исследования подтвердили влияние музыки на дыхание, частоту сердечного ритма и кровяного давления и доказали, что в основе лечения лежит резонанс. "Звуковая волна проникает в тело человека, как: в музыкальный инструмент и вызывает ответные колебания, способствующие восстановлению и укреплению здоровья"[2]. Таким образом, ценность звука и музыки, как терапевтического эффекта заслужила определенное признание и нашла отклик в душе педагогов, стремящихся помочь детям, в том числе и тем, в развитии которых медицина оказалась бессильна.

Уникальным примером является педагогическая деятельность А. Бороздина, заслуженного работника Культуры, лауреата премии "Подвижник России". Его центр в Новосибирском Академгородке принимает детей с синдромом Дауна, ДЦП, олигофрении, аутизма. "Отчаявшиеся родители везут их со всей страны, и 75% этих детей впоследствии поступает в общеобразовательные учреждения"[3]. "Музыка оказывает одно из самых сильных влияний на развитие человека" - говорит А. Бороздин и творит чудеса.

Конечно, такие примеры единичны, а в повседневной практике использование музыкальных занятий для корректировки речевых недостатков доступно многим. Известно, что "музыка и речь с древнейших времен идут рука об руку"[4]. Они имеют общую функцию - общение, и осуществляют в звуковой форме интеллектуальный и эмоциональный обмен между людьми. Единство музыки и речи признано всеми учеными: известно, что "они восходят к общим корням и имеют общее происхождение, ими руководят одни и те же или рядом расположенные отделы мозга"[4]. Следовательно, если ребенок испытывает затруднения в произношении (нечетко выговаривает слова, "комкает" их, бормочет), то комплекс мер воздействия, основанный на пении, игре и слушании музыки поможет устранить эти недостатки.

Известно, что любые занятия у детей требуют умственной активности, а умственная деятельность во многом обусловлена свободой тела, поэтому занятия лучше начинать с движения под музыку. Музыка успешно снимает мышечное напряжение, раскрепощает и увлекает своими образами. Весьма привлекательными для детей оказались упражнения, в которых с помощью пальчиков изображались движения различных насекомых: мотылька, стрекозы, бабочки, мухи. Соответственно, подбирается и музыкальное сопровождение ("Мотылек" С. Майкапара, "Бабочки" Э. Грига и т.д.). От пальчиковых движений переходим к движениям всего корпуса, изображая животных: медведя, бегемота, гнома, слона (в звучании оркестровой музыки К. Сен-Санса, М. Мусоргского) и заканчиваем первый раздел занятия пластическими движениями рук под музыку М. Равеля ("Игра воды"), К. Дебюсси "Разговор ветра с морем". Упражнения направлены на красоту, гибкость и свободу рук, что так необходимо при обучении игры на музыкальных инструментах. Движения под музыку заинтересовывают, вызывают эмоциональный отклик, с медицинской точки зрения расслабляют мышцы и приводят организм в комфортное состояние.

Следующий раздел занятия - пение. Психологи Р. Шутер-Дайсон и К. Гэбриэль, обобщая множество исследований, пришли к выводу, что интенсивные певческие занятия эффективно влияют на развитие речи у детей. "Что есть голос? Голос - это дыхание"[5]. Предлагаем серию упражнений на развитие дыхания.

Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Сомкнутые ладони кладем за шею. Вдох. Задержка дыхания. Наклон вправо - выдох. Возвращение в исходное положение. Повторение упражнений с наклоном влево. Упражнения выполняются на фоне спокойной музыки.

С полностью закрытым ртом произносим "мммм". Подняв кончик языка к стенке неба, произносим "нннн". Выполняя упражнения, ученик осознанно прислушивается к произношению этих звуков.

Пение звуков:

- поднести руку тыльной стороной ко рту на небольшое расстояние и при начальном "л" коснуться руки языком;

- пение слогов отдельно, затем в связке: "ля", "лю", "ле"; "му", "мо", "ме"; "ду", "до", "де", "ди", "да";

- игра: "Вопрос-пение-ответ": Как идут часы? - Тик-так, тик-так. Колокольчик как звучит? - Динь-дон, динь-дон. Воробей поет? - Чик-чирик;

- от слогов к словам: "снегири, соловьи", "над березой, над рябиной", "я иду с цветами".

Распевки всегда звучат в свободном интонировании ребенка, в удобном для него диапазоне. Главное их условие - игра, свобода, удовольствие.

Итогом данной работы является исполнение детских песен с ясным произношением звуков: "Петушок", "Серенькая кошечка", "Зайчик", "Баю-бай", "Два кота", "Киска" и др., т.е. четкое произношение звуков легче происходит на основе пения.

Игра с музыкальным звуком - заключительная часть занятия. Французский дефектолог А. Томатис использовал музыку, содержащие высокие частоты (скрипичные концерты, симфонии), для стимулирования слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей с различными проблемами. Он ввел в употребление термин "Моцарт-эффект". Эффект же заключается в том, что музыка Моцарта благотворно влияет на нервную систему любого человека, а дети, слушающие ее в возрасте до трех лет, становятся умнее, легче преодолевают дефекты речи. На занятиях с детьми можно использовать этот метод, слушая музыку Моцарта в течении нескольких минут.

Игра на музыкальных инструментах оказывает не менее благотворное влияние как на нервную систему, так и на душевное состояние, обладает некоторым терапевтическим эффектом. Игра на гармонике - способствует развитию дыхания; барабан, агого, колокольчики, кастаньеты - способ эмоциональной разгрузки, выработка свободы и ловкости движений; низкие звуки фортепиано, виолончели успокаивают, создают эффект защищенности и надежности.

Опыт работы с детьми по данной системе позволяет сделать вывод, что систематическое применение двигательных, дыхательных, вокальных упражнений, а так же развитие исполнительских навыков положительно сказывается на умственном развитии детей, развитии речевых и языковых навыков.

Данная система музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста может быть использована как дополнительное воздействие на ребенка средствами музыки при коррекции речевых недостатков.

Литература:

  1. Здоровьесбережение учителя и ученика. /Панорама образования. №18 (158). 30.11.2009.
  2. Дьюхерст-Мэддон О. Целительный звук.М.: "Крон-Пресс". 1998.
  3. Аргументы и факты. № 50. 2009.
  4. Кирнарская Д. Музыка - лучший педагог./Вопросы художественной педагогики. №2, 2005.
  5. Хан Х.И. Мистицизм звука. М.: "Сфера". 1998.