Интегрированный урок по чтению и развитию речи по теме "Басня И.А. Крылова "Ворона и Лисица"

Разделы: Литература, Коррекционная педагогика


Цель урока:

  • познакомить учащихся с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица», учить находить мораль– поучение в произведении, донести до учащихся юмор и иронию басни;
  • развивать интеллект, логическое мышление учащихся, развивать творческое воображение, интеллект учащихся, умение анализировать и делать выводы; отрабатывать навыки выразительного чтения;
  • пробуждать добрые чувства, воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, чучело вороны, сказка Гаршина «Лягушка-путешественница», иллюстрация басни, книги И.А. Крылова, волшебная шкатулка, карточки с выдержками из басен; рисунки героев басни, памятка работы над басней; презентация к уроку.

План урока:

I. Организационный момент

II. Целевая установка

III. Изучение новой темы

1. Биографические сведения И.А.Крылова
2. Повторение изученных басен
3. Тема урока: Басня «Ворона и Лисица»

IV. Работа с натуральным объектом

V. Сравнение басни

VII. Чтение по ролям

VIII. Упражнение «Подбери слова»

IX. Работа с пословицами

X. Закрепление

XI. Домашнее задание

XII. Итог урока. Оценки

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Целевая установка

1) Упражнение на развитие мышления «Загадка»:

Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает. (Весна)

– Закроем глаза и шепотом произнесем слово: «Весна».

2) Упражнение «Эмоции»

– Какое чувство у вас возникло? (Стало хорошо, радостно, легко).
– Благодаря мимике наше лицо может отражать самые разнообразные чувства и настроения. Попробуйте показать выражением лица свое весеннее настроение.

3) Упражнение на развитие памяти.

Весна – это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением.

– Какое стихотворение о весне вы помните ? (Учащиеся читают стихи о весне)

4) Упражнение на развитие слухового внимания.

Прослушивание весенней музыки.

– Представим, что же мы видим перед собой? Какие картины? (Ручей, капель, поют птицы, играют лучики солнца).
– А вам нравится весна? Чем?

5) Упражнение на развитие мышления «Выбери картинку».

Из открыток выбрать картинки по временам года (чей ряд вперед?).

6) Подведение итога, выводы

III. Изучение новой темы

1) Биографические сведения И.А.Крылова. (Приложение 1, слайд 2)

Отрывки из диафильма «Биография И.А. Крылова».

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве. Это великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим русский? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, зло высмеивал дворян и слепое преклонение перед всем заграничным. Серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал более 200 басен. Обогатил русскую речь крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями.

Вывод: Басни помогают видеть недостатки (пороки) и бороться с ними.

Вопрос: Почему же наш народ так чтит память о дедушке Крылове? (Басни понятны и близки).

2) Повторение изученных басен

– В «волшебной шкатулке» лежат выдержки из басен И.А. Крылова, прочитайте отрывки, определите название, объясните данное выражение.

Ученики открывают шкатулку, читают выдержки из басен.

  • «Аи, Моська, знать она сильна, что лает на слона!» («Слон и Моська») (Трусишка убеждена в безопасности, вздорная похвальба человека). (Приложение 1, слайд 3)
  • «Да только воз и ныне там». («Лебедь, Щука и Рак») (Когда делаешь врозь дело, из этого ничего не выйдет)
  • «Ты все пела? Это дело: так иди же попляши!» («Стрекоза и Муравей») (Трудолюбие).

3) Тема урока

– Неслучайно, тема наша: басня «Ворона и Лисица». (Приложение 1, слайд 4)

а) Чтение басни учителем

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Вопросы:

– Чем, ребята, вам хочется поделиться?
– Какие мысли появились?
– Что показалось смешным? (Красавица, каркнула).

б) Повторное чтение басни учителем

в) Вопросы по содержанию

– Назовите героев басни?
– Кто вам понравился и почему?
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Приложение 1, слайд 5) (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).
– Какие слова вам не понятны?

г ) Словарная работа: (Приложение 1, слайд 6)

Лесть – лицемерное угодливое восхваление. Найдите родственное слово: льстец (лицемерие).
Взгромоздясь – замените (взобраться на верх чего-либо)
Пленил – очень сильно понравился.
Ангельский голосок – нежность звучит в нем, доброта.
Вещунья (предсказательница, в сказках, легендах она предсказывала недоброе).
Царь-птица – лучшая из лучших.
«Бог послал кусочек сыру» (так говорили раньше о добытом случайно, полученном без труда. Сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, находка – диковинная).
Все не впрок – не на пользу.

– О ком так говорится в басне: хитрит, заискивает, льстит? (О лисице)
– Как об этом говорится в басне:

– вертит хвостом,
– глаз не сводит (смотрит не отрываясь);
– очень громко «во все горло» – каркните по-вороньи;
– утратила способность здраво рассуждать ведь сыр упадет
– вскружилась голова»;
– исчезла, скрылась – «была такова»;
– трудно стало дышать – «дыхание сперло».

IV. Работа с натуральным объектом

– Рассмотрим чучело вороны. Опишите, какова она по внешнему виду. (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье грязно-серое. Клюв длинный, толстый). (Приложение 1, слайд 7)

Вопросы:

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)
– А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)
– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)
– А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)
– Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)
– Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал, остался бы равнодушным к похвалам)
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. (Приложение 1, слайд 8)

– В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).
– Мораль в словах «Лесть гнусна, вредна», об этом говорится не раз «Уж сколько раз твердили миру, но все не в пользу, не впрок». «И в сердце льстец всегда отыщет уголок, т.е. пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лиса).

V. Сравнение басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» в пересказе для детей Толстого

– Послушайте и скажите, о чем она.

Ворон и Лисица

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мясо, она подошла и говорит:
«Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы тебе царем быть! И верно был бы ты царем, если бы у тебя голос был. Ворон разинул клюв и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царем».

Вопрос: Чем отличается басня И.А. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа?

VI. Чтение басни учащимися (Приложение 1, слайд 9)

– По рисункам, вывешенным на доске, найти текст в басне и озаглавить.

  • Вороне … держала. (Находка)
  • На ту … чуть дыша. (Льстец)
  • Голубушка … царь-птица.
  • Вещуньина … горло, такова. (Простофиля)

Чтение по ролям. Хоровое чтение – мораль басни зачитать.

VII. Упражнение «Подбери слова» (Приложение 1, слайд 10)

На доске столбики со словами, стрелками указать, кому слова адресованы; подобрать слова синонимы:

Лиса





Ворона
льстец
простак
растяпа
ротозей
подхалим
угодник
простофиля

VIII. Работа с пословицами (Приложение 1, слайд 11)

– Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, употребляющие как пословицы? (И в сердце льстец всегда отыщет уголок)
– Какие из пословиц подходят к басне:

  • «Верь своим очам, а не чужим речам».
  • «На языке медок, а на сердце – ледок».
  • «У лести нет чести».

IX. Закрепление

1) Работа над содержанием басни:

– Какова идея всей басни ? (Высмеять и осудить и льстеца, и того, кто поддается его льстивым речам).
– Если вы встретите людей, которые льстят ради своей личной выгоды, кого они нам напомнят из персонажей басни? (Лису, ворону)
– Какую сказку напоминает эта басня? (Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»)
– Что общего в них? (Осуждается честолюбие. И Ворона и Лягушка пострадали из-за своего стремления к почестям, славе, из-за любви к похвалам).
– Чем отличаются басни от сказок?
– Какой можно сделать вывод?

Выводы: нужно верить своим глазам, а не льстивым речам (Приложение 1, слайд 12)

– Как вы понимаете, что такое: лесть, честь?

Лесть и честь – противоположные слова.
Льстивый
– отрицательная черта.
Честный
– положительная черта.

– Какими хотел видеть И.А. Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).

Вывод: Где лесть, там чести нет. Где лесть, там хитрость и обман. (Приложение 1, слайд 13)

2) Прослушивание аудиозаписи басни «Ворона и Лисица».

3) Инсценирование басни.

Живая картина. (Один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

– Постарайтесь читать выразительно, чтобы слушатели увидели перед собой большую глупую Ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лису.

XI. Домашнее задание

а) нарисовать любой рисунок, это будет кадр диафильма, подписать;
б) выразительно читать.

XII. Итог урока. Оценки