Внеклассное мероприятие "Дорогами войны"

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Цель: расширить знания учащихся о применении математических знаний в различных областях жизни.

Задачи:

  • актуализировать знания учащихся об истории Великой Отечественной войны;
  • развивать логическое мышление, умение решать задачи и примеры различного типа;
  • развивать умение работать в команде;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Оборудование: презентация к конкурсу (Приложение 1), оборудование для показа презентации, конверты с заданиями, звездочки (для оценки ответов команд), призы (медальки) для команд и зрителей, два стола и банкетки для команд, костюм ведущего (военная форма, плащ), ручки  и бумага для записей по количеству участников команд.

Задание командам: выбрать капитана, выбрать род войск, который они будут представлять (форма), уметь объяснить свой выбор, знать рода войск, подготовить краткий рассказ (первая команда) о Битве под Москвой, Сталинградской битве, (вторая команда) о Курской битве, Ленинградской битве.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступление

Ведущий (военная одежда скрыта): Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в прошлое на машине времени. В какой год мы с вами отправимся, я вам не скажу – попробуйте угадать сами. В этом вам помогут ответы заданий.

На экране  задания:

4 * 5 + 4 – 2 =  22
25 * 4 * 0 + 6 =  6
19 * 100 + 42 – 1 = 1941

Зрители называют ответы, за правильный ответ получают звездочки.

Ответы: 22.6.1941

Ведущий: Какое событие связано с этими числами?

Зрители: В этот день началась Великая Отечественная война.

Ведущий: Верно. Это день начала войны советского народа с фашистской Германией. Но я одна отправляться в такое опасное путешествие не хочу. Мне нужны помощники. Угадайте имена участников первой команды (на экране кроссворд с зашифрованными именами участников команды, зрители отгадывают, участники команды выходят на середину зала). Кто ваш капитан? (Называются). Как мне вас называть? – команда, в армии так не говорят. Небольшой отряд из 6 человек – отделение. Какой род войск вы представляете? (Капитаны команд отвечают, объясняют свой выбор). Какие еще рода войск вы знаете? (Команды отвечают (устно-дактильно) по очереди, кто последний закончит – получает звездочку, ведущий следит за правильностью дактилирования слов).

II. Военные сражения Второй мировой войны

Ведущий: Ну, теперь можно отправляться в путешествие. (мигает свет). Вот мы и перенеслись в далекий 1941 год. Назовите основные битвы ВОВ.
Команды: Битва за Москву, Ленинградская, Сталинградская, Курская, Битва за Берлин. (названия битв появляются на экране в случайном порядке)

Ведущий: Вам надо будет определить год каждой битвы и расположить их в хронологическом порядке. Для этого вы решите задания.

На экране задания, ведущий объясняет задания, команды выполняют задания за столами:

Московская битва 33 + 28 * 1/2 = 41
Курская и Сталинградская битвы 30 + 22 * 10 + 4 * 1/2 = 43
Ленинградская битва  42 + 84 * 1/3 = 44
Битва за Берлин 52 + 33 – 7 = 45

Ведущий: Ребята уже говорили, что во время ВОВ было много разных родов войск, но воевали не только на фронте, но и в тылу. На захваченных территориях советские люди организовывали партизанские отряды, отряды сопротивления. В нашей игре вы будете партизанами и тоже сможете отвечать на вопросы, за правильные ответы вы будете получать звездочки. Тот, у кого в конце игры будет больше всего звездочек, получит награду.

Ведущий: Проверим ответы команд.

Ответы обсуждаются, за правильные – награждения. Московская – 1941, Ленинградская – 1944, Курская – 1943, Сталинград – 1943, Берлин – 1945

III. Битва за Москву

1-я команда: В сентябре  1941 года фашистские войска приблизились к Москве. Советские войска постепенно отступали. В ноябре 1941 года фашистам до Москвы оставалось 27 км. Фашисты думали, что Москва у них в руках, но встретили упорное и мужественное сопротивление советских воинов.   5 декабря советская армия перешла в контрнаступление. В результате контрнаступления и общего наступления они были отброшены на 100-250 км. Угроза столице миновала.

Ведущий: (достает конверт-треугольник, задача на экране) Командование поручает вам важную задачу. Наши войска находятся в деревне Ивантеевка. В 6 часов утра начинается наступление войск. До этого времени вам надо доставить туда боеприпасы. До Ивантеевки 150 км. Успеете ли вы довезти боеприпасы к назначенному сроку, если максимальная скорость вашей машины 30 км/ч, а сейчас 12 часов ночи?

Команды выполняют задания, в это время задания для «партизан» на экране:

  • Найди лишнее: уменьшаемое, разность, сумма
  • Фашистские войска потеряли в Подмосковье много солдат и офицеров:

октябрь-ноябрь: 145 тыс.
декабрь: 103 600
январь: 144 900
февраль: 108 700
март: 79 700

Назови общие потери фашистов в Московском сражении. Всего: 581,9 тыс. человек

Ведущие проверяет ответы команд (Ответ: да, успеют)

Ведущий: Итак, на полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецкой армии, развеян миф о её непобедимости.

IV. Сталинградская битва

2-я команда: (рассказывает о Сталинградской битве.) Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный индустриальный город на берегах Волги и жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией. Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Немцы начали битву за Сталинград еще в сентябре 1942 года. Жуков разработал план «Уран», по которому советские войска должны были окружить немецкие войска и разгромить их. Для исполнения этого плана было обеспечено двойное превосходство советских войск над фашистскими. 23 ноября 1942 года были окружены 23 фашистские дивизии. 2 февраля 1943 года фашисты сдались.

Ведущий: Что делали, если боялись, что важное письмо перехватят враги? – шифровали письма. Вам задание- шифровка. Чтобы расшифровать записку, вам надо будет вспомнить алфавит.

Задание-шифровка: 3, 17, 1, 4     2, 20, 5, 6, 19     17, 1, 9, 2, 10, 19.   16, 15, 2, 6, 5, 1   2, 20, 5, 6, 19    9, 1     14, 1, 13, 10! (Враг будет разбит. Победа будет за нами!)

Задания для зрителей: Отгадайте ребусы (Сталинград, наступление)

Ведущий: Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе  Второй мировой войны.

V. Курская битва

1-я команда: (рассказывает о Курской битве) В феврале 1943 года в ходе наступления советских войск, образовалась Курская дуга, вклинивающаяся в немецкие позиции. 5 июля в 3 часа утра немецкие войска хотели начать наступление в районе Курской дуги. Но советская разведка узнала об этом и наши войска нанесли упреждающий удар – 19000 орудий начали артобстрел. Враг понес большие потери.12 июля состоялось крупнейшее в истории танковое сражение, в котором участвовало 1200 танков. Которое закончилось победой советских войск.

Ведущий: Вы знаете, что Курская битва – самое крупное в истории той войны танковое сражение.

Задача для команд: Большие надежды в войне возлагались на танки. Для переправы 80 танков через реку шириной 720 м, имеется одно переправочное средство. Время одной переправы – 15 мин, обратно переправочное средство возвращается пустым за 5 минут, одновременно переправляются два танка. Определить время переправы танков через реку.
Ведущий: Где же делали танки? В начале войны из города Харьков танковый завод эвакуировали в Сибирь за Урал. Уральский завод поставил на фронт в 1942 году 5684 танка, в 1943 году – 7466 танка, в 1944 году – 8421 танк.

Задача зрителям: Вычислите, какое кол-во танков в среднем выпускал в месяц в 1942 году Уральский танковый завод.

Ведущий: Людям на фронте приходилось чрезвычайно тяжело. Солдаты терпели все: голод, холод, смерть. Но при этом они оставались людьми – они влюблялись, дружили, в перерывах между боями плясали и пели, шутили. Вот и сейчас задачки-шутки:

На каком из рисунков 2-5 изображен вид сверху фигуры, вид с боку которой изображен на рисунке?

VII. Ленинградская битва

2-я команда: Гитлер особое значение придавал взятию Ленинграда. Наступление на Ленинград началось 10 июля 1941 года. 8 сентября 1941 года фашисты смогли блокировать город. Немецкая авиация уничтожила склады с продовольствием. Население Ленинграда начало голодать. Самой тяжелой оказалась зима 1941-1942 годов. Выдержать ее защитники Ленинграда смогли благодаря «Дороге жизни», проходящей по льду Ладожского озера. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. В Ленинград начали поступать продовольствие, вооружение, сырье для промышленных предприятий. Но полностью снять блокаду удалось лишь в январе 1944 года.

Ведущий: Вы знаете, что во время блокады одна из основных трудностей была с продовольствием.

Задание командам: Во время блокады дневным рационом ленинградцев была «восьмушка хлеба». Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой 1 кг.

Задание зрителям:

  • Тройка лошадей бежала со скоростью 30 км\ч. С какой скоростью бежала каждая лошадь?
  • Мотоциклист въехал в город. В городе он встретил 2 танка, грузовик. Сколько всего машин въехало в город?
  • Чему равно произведение  последовательности чисел, начинающихся с -5 и оканчивающихся 5?
  • Сколько в рисунке окружностей, треугольников, прямоугольников.

  • Сколько концов у 5 палок? У 6 палок? У пяти с половиной?

Ведущий проверяет и оценивает выполненные задания.

Ведущий: Ленинградская битва была далеко не последней. После нее было много трудных сражений. Наша армия шаг за шагом освобождала города и села, освобождала соседние страны – Польшу, Венгрию, Болгарию. И вот дошла до Берлина. Вот и сейчас нас ждет самое важное сражение, сражение двух капитанов.

VII. Битва за Берлин (конкурс капитанов)

Ведущий:

1. Продолжи фразу: «Математика – …»
2. Одна сторона квадрата 6 м, а другая на 2 см больше. Чему равна площадь квадрата?
3. Солдат варил картошку. 6 картошек  сварились за 30 мин. Сколько минут варится 1 картошка?

Ведущий: Вот мы и вспомнили основные этапы ВОВ. Нам пора домой, в наш 21 век. (гаснет свет, команды не расходятся). Сейчас время подвести итоги. (Подсчитываются звездочки и награждаются команды и наиболее активные зрители). Но сегодня нет проигравших, есть только победители. В той войне все советские люди, не зависимо от того были они моряками или летчиками, делали одно общее дело – делали все для Победы, тогда каждый участник  той войны был героем, потому что ему приходилось преодолевать себя, свой страх, прилагать все силы, чтобы наша Родина была свободна. Почтим память героев. (Минута молчания) И вам сегодня надо прилагать все силы, чтобы добиваться одного – благополучия и могущества нашей Родины.