Путешествие с капитаном Врунгелем

Разделы: Работа с дошкольниками


Развлечения и праздники – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, обогатить музыкальными впечатлениями, дать детям возможность выплеснуть накопленные эмоции, получить радость от выполненных движений, а также пробудить творческую активность. Одним словом, праздник занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста.

После многих лет тесного сотрудничества два педагога: музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию пришли к выводу, что проведение совместных праздников и развлечений для детей дошкольного возраста как раз и является той самой нишей, что заставляет любить свою профессию и получать удовлетворение от проделанной работы.

Мы задались вопросом, является ли проведение праздников эффективной формой работы в развитии физических и музыкальных способностей? Нами был проведен ряд мониторинговых исследований, который показал, что проведение совместных праздников имеет прямую связь с развитием музыкальных и физических способностей у детей дошкольного возраста, а так же положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей и вызывает наибольший интерес к музыке и занятиям физической культурой.

Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством воспитания. Занятия физической культурой и спортом представляют исключительно широкие возможности для реализации поставленных задач физического и музыкального воспитания в совокупности. Взаимосвязь физического воспитания с музыкальным заключается в том, что, с одной стороны, музыкальное воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой стороны, повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями.

Использование музыки на физкультурных праздниках является одним из активных средств общения ребенка с ней. При этом одновременно решаются задачи физического и музыкального воспитания дошкольников. Подвижные игры с музыкальным сопровождением содействуют развитию музыкальной памяти детей, повышают их музыкальную культуру. Подбирая музыку к игре, следует помнить, что она должна образовывать единство с двигательным материалом, составлять вместе с ним единственный художественный образ. Только при этих условиях варианты движений закрепляются в памяти детей в единстве с музыкальным произведением. Важно не количество мелодий, которые запомнились, а качество музыки, его воспитательные возможности. Если музыка не отвечает характеру движения, то она плохо запоминается, не вызывает интереса к игре, побуждает к формальному выполнению движений. Музыка, которая отвечает сюжету игры, типажу персонажей вызывает эмоциональные реакции.

Выполнение различных физических упражнений с музыкальным сопровождением способствует формированию правильной осанки, координации движений и их усовершенствованию. Музыка придает движениям особенную выразительность, четкость, ритмичность. Радуясь музыке и чувствуя красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, переживает подъем, становится жизнерадостной. Она положительно влияет на чувство дошкольников, настроение, эмоции, способствует уверенности и решительности в исполнении двигательных действий во время игр, а также формирует, артистические способности выражения движениями внутренних ощущений музыки и эмоциональных переживаний. Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает выразительность движений. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о высокой эффективности совместного проведения праздников и развлечений для дошкольников музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию. Хотелось бы предложить вашему вниманию несколько конспектов-сценариев проведения подобных развлечений для детей старшего и младшего дошкольного возраста.

Дети получают телеграмму от капитана Врунгеля, который приглашает их отправиться в Африку. Зал оформлен в тропическом стиле: пальмы, бананы, обезьяны. Из модулей и стульев построен корабль. Детей встречает Врунгель.

Врунгель: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Я – капитан Врунгель. Вижу что команда собралась дружная, поэтому предлагаю отправиться в путешествие, в Африку.

Дети размещаются на “корабле”.

Врунгель: Команда готова к отплытию? Боцман, надраить палубу! Поднять паруса! Отплываем!

Звучит песня “Морячка”, дети имитируют плавание на корабле.

Врунгель: Что там на горизонте? Вижу неизвестный плавающий объект!

(Вытягивает из-за “борта” бутылку…)

– Э…, да тут послание!

Читает: “Мы жители банановой страны приглашаем ребят в джунгли на веселый карнавал!”

Врунгель: Отправляемся в банановую страну!

Дети “сходят ” с корабля.

Врунгель: Да-а-а, что то не похоже что нас здесь ждут… Здесь наверно какая то тайна! Осмотреть окрестности!

Дети осматриваются.

Врунгель: Я вижу, какой то сундук, сейчас мы посмотрим что в нем. Вот вам и разгадка! Это карта бананового острова! Тут, какие то знаки, стрелочки непонятные.

Врунгель расстилает карту и рассматривает ее вместе с детьми.

Врунгель: Да это же послание морских пиратов. Видите, флаг пиратский лежит.

Послание:

“Противные детишки,
Девчонки и мальчишки,
Каши дома мало ели,
А на карнавал захотели!
И силенок маловато,
Слабаки вы все ребята!
Мы запутали следы,
Ни туды и не сюды!”

Что распутаем пиратские следы? Все равно попадем на карнавал! Отправляемся дальше, в глубь острова…Нас не запугать !

Дети под музыку передвигаются по залу в колонне по одному с выполнением различных заданий..

Врунгель: Перед нами поляна, где растут пальмы, кокосовых орехов видимо не видимо! Давайте их соберем? А сначала разделимся на две команды: “Тигрята” и “Обезьянки”.

1. Эстафета “Собери кокосы”

Врунгель: Перед нами крокодилова река, которая просто кишит ими. Вы не боитесь крокодилов? Нужно перейти реку в брод, обходя крокодилов.

2. Эстафета “Крокодилова река”

Врунгель: А на острове не только кокосы растут, а еще и бананов полно. Давайте и бананы соберем.

3. Эстафета “Собери бананы”

Слышится рычание диких животных…

Врунгель: Внимание! Нам грозит опасность, скорее все ко мне, я расскажу вам как нам укрыться от диких животных!

4. Эстафета “Спрячься от хищников” /дети подлезают под сеткой/

Врунгель: Молодцы, обошлось без потерь. Смотрите, я обнаружил тайник! Тут какая то надпись. Ребята помогите мне прочитать….Э, да это сок. Сейчас нам как раз не помешало бы промочить горло.

5. Эстафета “Выпей сок”

Врунгель: Ребята, чш-ш-ш-ш…, прислушайтесь! Сюда приближаются пираты!

Звучит песня пиратов, и пираты появляются в зале.

Флинт деревянная нога: Одноглазый Джо! Что новенького на острове?

Одноглазый Джо: Докладываю! Обстановка, прямо скажу, безобразная. Детей видимо, не видимо! Кокосы и бананы все собрали, ничего не испугались, крокодилам в зубы не попались! Что делать прямо ума не приложу!

Попугай (игрушка на плече у Флинта): Кошмар! Кошмар!

Флинт: Цыц! Общипанная курица! Солнце на этом острове жарит как на сковородке! Пить хочу, умираю! Рому мне с апельсиновым соком!

Джо (рыщет вокруг в поисках сока): Нету!

Флинт: Как нету? Врешь!

Джо: Клянусь животом акулы! Украли!

Флинт: Разрази меня гром! Да я знаю чьих это рук дело, это детишки противные все выпили!

Джо: Капитан, я придумал!

Флинт: Выкладывай!

Джо: Раз уж нет ничего, может тогда, апельсинов отведаем?

Флинт: Каких еще апельсинов?

Джо: Да те, что у вашего попугая…

Флинт: Да ты что, обалдел, у меня же аллергия на них!

Джо: Не злитесь капитан, давайте тогда хоть поиграем. А раз детишки во всем виноваты пусть нас теперь и развлекают.

6. Эстафета “Донеси апельсин”

Флинт: Шустрые оказались детишки, так и быть прощаем вас и разрешаем побыть еще на нашем острове.

Врунгель: Спасибо, вам милейшие, за вашу благосклонность к нам.

Флинт: А что вы еще умеете? Мы вот к примеру, очень меткие и люби стрелять, а вы? /ответы детей/ Предлагаю проверить вашу меткость!

7. Эстафета “Сбей кеглю”

Врунгель: Загостились мы на острове, пора нам возвращаться обратно, пока дует попутный ветер. Спасибо вам пираты за оказанное радушие. А на прощание позвольте поинтересоваться, любите ли вы танцы?

Флинт и Джо: Конечно!

Врунгель: Тогда позвольте пригласить вас станцевать с нами вместе танец.

Танец “Чунга-Чанга”.

Врунгель: Давайте прощаться!

Джо и Флинт: Погодите, не уходите, возьмите хоть бананов с собой в дорогу, больно вы нам понравились. Приезжайте еще.

Дети и Врунгель прощаются с пиратами и “уплывают обратно на корабле” в детский сад.

Врунгель: До свидания дети! Я буду ждать новых встреч с вами!