Некоторые советы родителям, дети которых обучаются в начальных классах

Разделы: Работа с родителями


Некоторые советы родителям, дети которых обучаются в начальных классах
Балашова И.А.1

В беседе с родителями часто приходится слышать, что ребенок с трудом садится делать уроки. И только после нескольких замечаний, окриков, а то и со слезами ребенок выполняет домашнее задание. Хотелось бы выяснить, почему у ребенка появляется негативное отношение к выполнению домашней работы. Для этого было проведено анкетирование. Оказалось, что каждый родитель имеет свое представление о выполнении домашнего задания, а также когда и как выполнять домашнюю работу. Некоторые считают, что домашнее задание нужно выполнять сразу после уроков. При этом говоря: "Быстрее сделаешь, быстрее будешь свободным". А кто-то думает, что домашнюю работу лучше выполнять вечером, когда родители приходят с работы. Исходя из наблюдений, выполнить домашнее задание сразу после школы быстро и качественно невозможно, так как ребенок физически устал и ему требуется отдых. В состоянии усталости, ребенок начинает тревожиться по поводу некрасивых букв, а больше всего ребенок переживает, что мама заставит переписывать работу или будет ругать его. В результате переживания, страха и тревоги у ребенка нарушаются познавательные процессы: память, внимание, мышление. О правильно сделанных уроках не может быть и речи. А во время очередного переписывания получается только хуже. Между ребенком и родителями возникает конфликт. Доходит до огорчения, слез и обид.

При выполнении домашнего задания вечером проблемы остаются прежними, хоть ситуация другая. Это все повторяется изо дня в день. Такие ситуации у ребенка формируют страх ошибки, страх услышать в свой адрес грубость, увидеть гнев со стороны родителей. Это все рождает в детях нежелание выполнять домашнее задание. Психика у детей младшего школьного возраста неустойчива. И у некоторых детей наблюдается нарушение темпа речи, "навязчивые" движения: частое моргание, дети покусывают губы, теребят в руках вещи и т.д. Это результат того, что идет нарушение нервной системы. Ребенок не может объяснить, что он устал и переутомлен, и проявляет себя по-разному. Например: ребенок может плакать, капризничать, быть агрессивным и т.д. Родители, не понимая ребенка, расценивают его поведение, как отказ подчиниться их требованиям. И снова возникает конфликтная ситуация. Хочется сказать мамам и папам, которые сталкиваются с такими ситуациями, и особенно тем, чьи дети только что пошли в школу. Ребенок, попадая в незнакомую для себя ситуацию, коллектив, испытывает тревогу. Психологами давно доказано, что у некоторых детей адаптационный период в первом классе длится пять-шесть месяцев. В этот период, ребенок испытывает очень большие нагрузки как физические, так и психологические. Поэтому от родителей требуется большое терпение, внутреннее спокойствие, отсутствие раздражительности по любому поводу. Очень важно поддерживать своего ребенка морально и заботиться о его физическом состоянии.

На своих уроках с детьми я постоянно провожу физкультурные минутки, что позволяет детям отдохнуть, снять напряжение. Значение физкультминуток заключается в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность2. Также я рекомендую физкультурные минутки проводить с детьми и дома, что позволит своевременному отдыху детей. Советую родителям соблюдать режим дня, это поможет правильно организовать рабочий день ребенка.


1 Балашова Ирина Александровна - учитель начальных классов МОУ СОШ № 8? г. Новочебоксарск.

2 Кудрявцева М.Д., Швалева Т.А. Веселые минутки: Научно-методический журнал "Начальная школа", - М: МО РФ, 2005. № 1, С- 87.

Теперь по поводу домашнего задания. В первом классе, в первом полугодии, домашнее задание не задается. А для тех, кто выполняет домашнюю работу, лучшее время для ее выполнения с 15 до 18 часов.

Я считаю, что работу нужно начинать не с трудных заданий, а с простых, это позволит ребенку быстро и легко включиться в работу. Во время выполнения домашнего задания не сидите рядом с ребенком, контролируя каждое его движение. Помогите разобрать задание и дайте ему возможность поработать самостоятельно. Но ребенок должен знать, что взрослые всегда придут на помощь и смогут объяснить задание в случае необходимости еще раз, не проявляя раздражительности. И тогда ваш ребенок не будет бояться просить о помощи, и не возникнет стойкого нежелания учить уроки.