День здоровья в коррекционной школе VIII вида

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Бережное отношение к своему здоровью, ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педагогического воздействия. В нашей (коррекционной) школе проводится комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, так как физическая культура – это универсальное средство укрепления и сохранения здоровья детей с ограниченными возможностями.

Весь распорядок дня таких детей буквально пронизан разнообразными физическими занятиями. Это и выполнение утренней гимнастики, и занятия ритмикой, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные часы и т.д. Кроме уроков физкультуры, которые являются основной формой физического воспитания в коррекционной школе, разработана система внеклассных занятий. Внеклассные мероприятия провожу в различных формах: мастер – класс, часы здоровья, спортивные праздники, дни здоровья.

Предлагаю один из вариантов проведения “Дня здоровья”.

Они не только снимают у учащихся нарастающее в процессе учебного года утомление, повышают их работоспособность. “Дни здоровья” популяризируют физическую культуру, прививают школьникам любовь к ней, вовлекают в систематические занятия тем или иным видом спорта в кружках и секциях, сплачивают учащихся в дружный коллектив, помогают познать богатство и красоту родного края.

Важным условием проведения таких дней является массовость и личный пример педагогов. К проведению “Дней здоровья” тщательно готовится весь педагогический коллектив. Тогда они проходят организованно, интересно и результативно. На протяжении последних 5 лет они были проведены в следующих формах: туристические соревнования по прохождению определенного маршрута, массовые кроссы, физкультурные праздники, спортивные развлечения, игры, массовые соревнования между классами.

Цели и задачи:

  • формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие двигательных и творческих способностей учащихся;
  • приобщение учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
  • воспитание чувства товарищества, коллективизма.

В программу Дня здоровья входит:

  1. Выставка плакатов и рисунков на тему: “Мы за здоровый образ жизни”.
  2. Уроки здоровья.
  3. Утренняя зарядка.
  4. Линейка, посвященная Всемирному Дню здоровья.
  5. Спортивные мероприятия.
  6. Выпуск листков здоровья.
  7. Экскурсии по экологическим тропам.
  8. Участие в городских акциях: “Пешком на работу!”; “Стоп, гипертония!”.; “Сбрось лишнее!”; “Внимание! Дети!”.

Оформление: В рекреации вывешены работы учащихся 5–10 классов, принявших участие в конкурсе рисунков и плакатов на тему: “Мы за здоровый образ жизни” (в “День здоровья” специально созданная комиссия их оценивает и отмечает лучшие).

Ход мероприятия

В этот день во всех классах на первом уроке проводятся Уроки здоровья. Затем – линейка, посвященная Всемирному Дню здоровья. Спортивный праздник проходит на школьном стадионе и начинается с проведения для всех классов утренней зарядки.

Потом классные руководители с учителем физкультуры, судьями проходят полосу препятствий. После этого начинается спортивный праздник для учащихся. Преодолев полосу препятствий, классы участвуют в городских акциях: “Стоп! Гипертония!”, “Сбрось лишнее!”.

Заканчивается день выпуском листков здоровья и экскурсиями по экологическим тропам.

Уроки: “Путешествие в страну здоровья”

Рис. 1  Рис. 2

Утренняя зарядка.

Рис. 3  Рис. 4


Рис. 5

Линейка.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня, 7 апреля, жители Земли отмечают Всемирный день здоровья. Он отмечается с 7 апреля 1948 года, когда был принят Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Каждый год ВОЗ посвящает одной из наиболее актуальных проблем медицины.

В 2009 году Всемирный день здоровья был посвящен теме: “Спасем жизни. Обеспечим безопасность людей в чрезвычайных ситуациях”. Девиз 2010 года – “Урбанизация и здоровье”.

Урбанизация или ускоренный рост городов несет с собой автомобильные пробки, загазованность воздуха, слабый иммунитет и низкую физическую активность. Повысить устойчивость организма к влиянию неблагоприятных факторов измапо отношению томобильные пробки, загазованность воздуха и низкую физическую активность. можно с помощью ежедневной физической зарядки и соблюдения санитарно-гигиенических правил.

На нашу встречу мы пригласили Доктора Пилюлькина.

Доктор: Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, узнали меня. Я – Добрый Доктор Пилюлькин. А где же мои помощники?
(Стук в дверь. Выбегает Лентяй)
Лентяй: Я не хочу мыть уши и шею. И руки не хочу мыть перед едой. И ноги никогда не вытираю. Уходи, уходи, докторишка отсюда!
Доктор: Вижу это не мои помощники. Это лентяй!

Рис. 6  Рис. 7

Лентяй: Почему же сразу лентяй! От чистоты можно заболеть. Вот послушайте:

Жил на свете мальчик странный -
Просыпался поутру.
И бежал скорее в ванну
Умываться. Я не вру.
Хотите – верьте, хотите – нет.
Руки мыл зачем-то с мылом,
А лицо мочалкой тер...
На руках все пальцы смыл он,
Щеки в дырах до сих пор.
Хотите – верьте, хотите – нет.

Тут к нему позвали разных
Самых лучших докторов,
И диагноз был таков:
“Если мальчик будет грязным -
Будет он всегда здоров!”

Доктор: Ребята! Неправда это. Только в обществе грязнулек такое бывает. Дети, которые всегда следят за своей чистотой, никогда не болеют, а если и болеют, то очень редко.

Ведь если мы будем мыть руки перед едой, будем умываться утром после сна и когда будем ложиться спать, коротко стричь ногти, чистить зубы, носить чистую, опрятную одежду, наше тело будет чистым, крепким и здоровым!

Лентяй: (все время кривляется): Фи, ногти подстригать, да они такие красивые – черные! Фи, руки мыть. Фи, зубы чистить. Фи, ноги вытирать. А ведь так приятно пройтись по лужам! Фи, одежду чистить. Да, рубашка грязная и в дырах. Это же сейчас так модно!

Доктор: Вот сейчас приедут мои помощники! Они покажут тебе как ребят плохому учить!

(Выбегают по очереди помощники доктора.)

Помощник 1: Я прибыл из страны Здоровья, а город мой Режим дня. Все жители этого города живут по режиму.

Режим, ребята, много значит:
Поможет он решить задачи,
Когда ложиться, и вставать,
Когда тетрадку открывать,
Чтобы садиться за уроки,
Когда гулять идти, когда...
Ответ получишь ты тогда,
Когда изучишь ты режим,
И станет он тебе родным.

Помощник 2: А я прибыл из города под названием “Физкультура”. Все жители этого города любят заниматься физкультурой.

Я бегу быстрее ветра,
Коля прыгнул на два метра,
Маша плавает как рыбка,
На губах у нас улыбка,
Кто ответит почему?
Может мостик сделать Шура.
По канату лезу я,
Потому что с физкультурой
Мы давнишние друзья.
А вы, ребята, любите заниматься физкультурой? Подтянитесь, расправьте плечи, втяните животы, поднимите подбородок. Молодцы!

Лентяй: Ох! Еще и живот втягивать, подбородок вытягивать? Так же надорваться можно.

Помощник 2: Знаем мы, ребята, что случится с лентяями!

Откуда берутся лентяи?
Может лентяи с Луны прилетают?
Откуда берутся грязнули?
Может грязнуль с Сатурна столкнули?
Время листает календари,
Пишет новые словари.
Слов там таких не найдешь:
“Трусость” и “ложь”.
Исчезнут слова как дым:
“Ябеда” и “подхалим”.
Но может история выйти такая:
Старый словарь где-нибудь откопают.
В споре сойдутся ученые мира:
Что означает “лентяй” и “задира”?
Что означает “неряха”, “завистник”, “болтун”?
Куда они делись – на Марс, на Нептун?
А может, в созвездии Львов
Разгадка загадочных слов?

Лентяй: Нет, не хочу на Марс! Я хочу остаться здесь, с вами. Я буду мыться, причесываться и зарядку делать!

Помощник 2: Ну, что ребята прощаем его? Вот сейчас еще третий брат подъедет, послушаем, что он нам расскажет.

Помощник 3: А я прибыл из города, который называется “Зарядка”.

Я хочу, друзья, признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься,
Что советую и вам.
Всем зарядку делать надо –
Много пользы от нее,
А здоровье – вот награда
За усердие твое.

Утро в этом городе начинается с зарядки! А вы, ребята, умеете делать зарядку? (Дети хором отвечают – да!) А это мы сейчас проверим.

Учитель физкультуры дает команду: “На зарядку становись!”, и выполняет комплекс утренней зарядки вместе со всеми детьми и педагогами школы.

Преодоление полосы препятствий.

Полоса препятствий представляет собой набор последовательно расположенных препятствий различного назначения для развития физических качеств, смелости, воли. Это маятник, волчатник, переправа, лабиринты и многое другое. Длина дистанции может варьироваться.

Я не требую от ребят – уложиться в определенное время. Всегда надо помнить, что школа у нас – коррекционная и контингент – дети с ограниченными возможностями здоровья, а полоса препятствий для них – это зона повышенной трудности и опасности. Главное – научить детей преодолевать все препятствия, поверить в свои силы и возможности!

Участники соревнований.

В соревнованиях принимают участие учащиеся 5–10 классов (мальчики и девочки) и один взрослый в каждом классе (классный руководитель или воспитатель ГПД). Все участники должны быть допущены к соревнованиям врачом.

Сроки и место проведения соревнований.

Спортивные мероприятия проводятся на школьном стадионе или в спортивном зале (в зависимости от погодных условий).

Условия проведения.

Соревнования среди команд классов проводятся в 7 этапов по трем возрастным группам: 5–6 классы; 7–8 классы; 9–10 классы.

Этапы

  1. Бег по кочкам.
  2. Маятник.
  3. Навесная переправа.
  4. Перенос пострадавшего.
  5. Метание гранаты.
  6. Прыжки в длину с разбега.
  7. Прыжки со скакалкой.

Оборудование и инвентарь:

  • для этапа “Бег по кочкам”: рисуют круги на асфальте во дворе школы;
  • для этапа “Маятник”: канат, маты;
  • для этапа “Навесная переправа”: гимнастическая скамейка, маты барьеры;
  • для этапа “Перенос пострадавшего”: носилки;
  • для этапа “Метание гранаты”: 4 гранаты;
  • для этапа “Прыжки в длину с разбега”: прыжковая яма;
  • для этапа “Прыжки со скакалкой”: скакалки.

Бег по кочкам выполняется с высокого старта на асфальтовом покрытии, на котором изображены круги d = 25 – 30см – “кочки”. Вот по этим “кочкам”, прыгая с одной на другую, надо перейти “болото”.

Рис. 8  Рис. 9

Маятник: на дереве закреплен канат. С его помощью надо переправиться через “пропасть” (мат). Не перепрыгнул – упал в пропасть!

Рис. 10  Рис. 11

Навесная переправа: на местности перевернута гимнастическая скамейка (бревно), на краях она надежно закреплена, под ней – маты. Это “речка”. Задача учащихся – пройти через “речку” по бревну и не потерять равновесие, а то окажешься на дне.

Рис. 12  Рис. 13

Перенос пострадавшего: “санитары” на носилках переносят “раненых” до следующего этапа полосы препятствий.

Рис. 14 Рис. 15

 Метание гранаты: необходимо попасть в цель – “окоп” (обозначенное место).


Рис. 16

Прыжки в длину с разбега в прыжковую яму выполняются всеми учащимися.

Рис. 17  Рис. 18

Прыжки со скакалкой выполняют все желающие, судьи подсчитывают количество прыжков за 1 минуту.

Рис. 19 Рис. 20

Руководство проведением соревнований.

Общее руководство проведением дня здоровья осуществляет администрация школы. Непосредственное руководство возлагается на учителей физкультуры и заместителя директора по воспитательной работе.

Определение победителей.

Победители определяются на основании протоколов, подписанных судьями, представителем оргкомитета.

Награждение.

Команды классов, занявшие первые 3 места в каждой группе, награждаются исходя из возможностей школьного наградного фонда. Администрация школы и оргкомитет могут по итогам дня здоровья отметить индивидуально отличившихся участников.

Городская акция “Стоп, гипертония!”

Рис. 21  Рис. 22

Городская акция “Сбрось лишнее!”

Рис. 23  Рис. 24.

Достигнутые результаты.

Результатом проводимой работы является:

  • рост мотивации к занятиям физической культурой у учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • позитивная динамика “качества знаний” по предмету;
  • возросшая активность детей – инвалидов в участии в различных спортивных соревнованиях, спартакиадах на равных со здоровыми детьми.