Здоровый образ жизни современных школьников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Состояние здоровья детей и подростков, уровень сформированности культуры здорового образа жизни в современных условиях рассматривается специалистами как один из основных показателей эффективности образовательного процесса.

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.

Что такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Это знакомые большинству педагогам предметникам и другим специалистам приемы, методы работы, технологии и подходы в образовательном процессе, направленные на реализацию возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Основной целью "Школ здоровья" является создание школьной среды, которая способствует физическому, психологическому и нравственному оздоровлению детей, сохранению и укреплению имеющегося здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, воспитывающую культуру здоровья, снижающую негативное влияние внешних и внутренних средовых факторов.

Поэтому ГОУ СОШ "Школа здоровья" № 554 ставит перед собой следующие задачи:

  • обеспечить функционирование психологической службы;
  • обеспечить широкий спектр услуг дополнительного образования в службе здоровья;
  • организация образовательного процесса на основе принципов здоровьесберегающей педагогики;
  • обеспечить обучение и воспитание здорового стиля жизни;
  • обеспечить безопасность учащихся в школе;
  • контроль за соблюдением СанПиН;
  • обеспечить системное медицинское сопровождение;
  • обеспечить удовлетворение учащихся в физиологической двигательной активности;
  • обеспечить реализацию культуры питания;
  • обеспечить учителям возможность профессионального роста;
  • обеспечение взаимодействия с родителями и общественностью;
  • социальная поддержка учащихся и учителей;
  • сохранять здоровье учителя.

В "Школе здоровья" № 554 здоровьесберегающие технологии включены в общеобразовательный и оздоровительный процесс.

В 2009-2010 учебном году было проанализировано состояние здоровья, образа и условий жизни учащихся ГОУ СОШ "Школа здоровья" № 554 г. Москвы. С этой целью был проведен анкетный опрос, проанализированы результаты профилактических медицинских осмотров школьников в возрасте от 12 до 16 лет.

Оценка состояния здоровья показала, что 20% учащихся оценивают свое состояние здоровья как "очень хорошее", 63% детей считают свое здоровье "хорошим", а 17% школьников считают свое здоровье удовлетворительным.

Особо важной характеристикой здоровья в современных условиях становится физическое развитие детей, среди которых нарастает доля имеющихся отклонений, особенно в связи с дефицитом массы тела. Реальным фактором формирования этих отклонений является снижение уровня жизни, отсутствие возможности обеспечить полноценное питание детей.

Из анкет учащихся можно отметить, что более половины (51%) учащихся питаются в школе, 49% школьников завтракают дома, а 15% не успевают позавтракать перед уходом в школу.

Опрос школьников показал, что 46% детей питаются три раза в день, 21% составляют дети, употребляющие пищу менее 3 раз в день, 33% составили дети, иногда соблюдающие режим трехразового питания. Затем выяснилось, что у 28% детей самый обильный прием пищи приходится на ужин, у 42% на обед.

Анализ организации питания детей школьного возраста показывает значимые отклонения от рекомендуемых гигиенических нормативов, что отражается на их физическом развитии, так при оценке физического развития только у 46% детей индекс массы тела в пределах нормы, у 52% - наблюдается дефицит массы тела.

Можно отметить определенное влияние образа жизни школьников на функциональное состояние их организма. Учитывая, что образ жизни детей в значительной степени определяет семья, необходимо привлекать родителей к разработке профилактических программ и повышать их ответственность за полноценное здоровье ребенка. Для этого в ГОУ СОШ "Школа здоровья" №554 создан консультативный родительский пункт, в котором работают и оказывают помощь в решении проблем ребенка психолог, логопед, офтальмолог, стоматолог, социальный педагог и медицинский работник.

Таким образом, оценка современного состояния здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезных отклонениях в здоровье подростков. А в этом случае речь идет уже не просто о состоянии здоровья современных школьников, а о будущем России.