Литературная викторина по произведениям Э.Успенского. 1-й класс

Разделы: Начальная школа


“Книга твой друг
Без неё как без рук.”

Цель: активизация интереса к литературным произведениям.

Задачи:

  • Учить детей внимательно и вдумчиво читать произведения.
  • Работать в коллективе.
  • Принимать сообща решения .
  • Сопереживать героям книги.

Играют две команды. Игра начинается с жеребьёвки. Выигравшая команда выбирает игровой вопрос и номер вопроса. Если ответ правильный, то данный номер вопроса закрывается жетоном “Молодцы!”, а команда получает 1 балл. Если ответ неправильный – данный номер вопроса закрывается жетоном “Не повезло…”, а ход переходит к другой команде.

Игровые вопросы Номер вопроса
Скажи, как меня зовут? 1 2 3 4 5 6
Угадай-ка (кому принадлежит эта вещь) 1 2 3 4 5 6
Эти забавные животные 1 2 3 4 5 6
Вопрос - ответ 1 2 3 4 5 6

Ход игры

(музыка из м/ф)

Как хорошо уметь читать.
Об этом каждый должен знать.
Барто, Маршак и Михалков
Вас удивят без лишних слов.
Чуковский вот уж много лет
Для всех детей приятный дед.
Теперь Успенский нам знаком.
Об этом речь мы поведём.

Ведущий.

В настоящем сказочнике всё должно быть сказочным: и внешность, и душа, и поступки. По всем приметам Эдуард Николаевич Успенский человек по-настоящему сказочный. Не случайно родители дали ему редкое иностранное имя Эдуард, когда давать иностранные имена было не принято. Имя Эдуард вместе с редкой фамилией Успенский обязывало быть творческим человеком и обязательно со славой.

Э. Успенский работает в разных жанрах. Он пишет повести: сказочные, фантастические, детективные, приключенческие. А также комиксы, стихи, рассказы, сценарии мультфильмов. Он вел радиопередачи: “Радионяня”, “В нашу гавань заходили корабли”. Иногда он появлялся в передаче “Спокойной ночи, малыши”.

Основное достоинство книг Успенского – его герои. Будь то старуха Шапокляк, Кот Матроскин, следователи Колобки, обезьянка Анфиса, осьминожки – любой его герой – это уникальное изобретение, каждый имеет свой характер, яркий и неповторимый.

Сейчас мы узнаем, с какими же полюбившимися героями вы познакомились, читая произведения Э. Успенского.

Выходят ученики и читают стихи. Каждый из них держит плакат с изображением того героя, о котором он рассказывает.

В Простоквашино живут
Дружные ребята:
Дядя Федор, пес и кот – ясно, полосатый.
Хоть и ссорятся порой –
Знаем мы из книжки.
Но надежнее друзей
Нету мальчишки.

Этот музыкант зеленый
Всем и каждому знаком.
Появляется повсюду
С лопоухим он дружком.

Очень хитрая старушка
В черной шляпке на макушке.
Любит пакостить она.
И, заметьте, не одна.
Это чей там голос слышен?
Кто сует повсюду нос?
Да еще шагает с крысой.
Кто ответит на вопрос?
Нет, не клоун, не чудак,
А старуха…Шапокляк.

Ученица. (Девочка в костюме старухи Шапокляк).

- Да, это я. Лучшая старушка на свете. Лучшая выдумщица и фантазерка. Как же я люблю пошалить, побезобразничать. Ух, какую же сделать гадость? Ха-ха-ха!

Кто ворчит, и почту носит?
Иногда приходит в гости
С целым ворохом газет.
Догадались или нет?
Это Печкин почтальон.
Кто из вас с ним не знаком?

А это, друзья, осьминожки цветные.
Они, как известно, артисты большие.
Они своих пап посводили с ума.
Об этом я в книжке читала сама.

Вы сюда все посмотрите.
Это просто мальчик Митя.
Лиха он не испугался
И по речке вниз помчался.

А волшебная река широка и глубока.
Лучший сыщик - Колобок.
Я то знаю в этом толк.
Колобки идут по следу.

Мы отпразднуем победу!
Кто придумал всех друзей,
Подскажите поскорей.
Выдумщик он дерзкий –

(все вместе)… Эдуард Успенский.

Представление команд, объяснение правил, жеребьёвка.

Игра. (4x4)

Ведущий.

- А сейчас мы с вами заглянем в Простоквашино, где живут дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин.

Почтальон Печкин принес посылку для кота Матроскина.

(Отрывок из сказки “Дядя Федор, пес и кот”, глава 19, “Посылка”)

Почтальон Печкин. - Здесь кот Матроскин живет?

Кот. - Я Матроскин.

Почтальон Печкин. - Вам посылка пришла. Вот она. Только я вам её не отдам, потому что у вас документов нету.

Дядя Федор.

- Зачем же вы её принесли?

Почтальон Печкин. - Потому что так положено. Раз посылка пришла, я должен её принести. А раз документов нету, я не должен её давать.

Кот (кричит). - Отдавайте посылку!

Почтальон Печкин. - Какие у вас документы?

Кот. - Лапы, хвост и усы! Вот мои документы.

Почтальон Печкин. - На документах всегда печать бывает и номер. Есть у вас номер на хвосте? А усы и подделать можно. Придется мне посылку обратно относить.

Дядя Федор. - А как же быть?

Почтальон Печкин.

- Не знаю как. Только я к вам теперь каждый день приходить буду. Принесу посылку, спрошу документы и обратно унесу. Так две недели. А потом посылка в город уедет. Раз её не получил никто.

Дядя Федор. - И это правильно?

Почтальон Печкин.

- Это по правилам. Я, может, вас очень люблю. Я, может, плакать буду. А только правила нарушать нельзя.

Шарик. - Не будет он плакать.

Почтальон Печкин. - Это уж мое дело. Хочу – плачу, хочу – нет. Я человек свободный.

Ведущий. - Вспомните, а что находилось в этой посылке? (Солнце домашнее из института Физики Солнца)

Игра. (4x4).

Чаще говорят о прозе Э Успенского, чем о его стихах. А это особый мир фантазий, вседозволенности. Посудите сами.

(Звучат стихи в исполнении детей).

Разгром (инсценировка)

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом.
Мама глядит кругом. -
Был на квартиру налет?
- Нет.
- К нам приходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась.

Страшная история.

Мальчик стричься не желает,
Мальчик с кресла уползает,
Кричит и заливается,
Ногами упирается.
Он в мужском и женском зале
Весь паркет слезами залил.
Парикмахерша устала
И мальчишку стричь не стала…
А волосы растут.
Год прошел, другой проходит…
Мальчик стричься не приходит.
А волосы растут.
А волосы растут,
Отрастают, отрастают,
Их в косички заплетают…
- Ну и сын, - сказала мать, -
Надо платье покупать.
Мальчик в платьице гулял,
Мальчик девочкою стал.
И теперь он с мамой ходит
Завиваться в женский зал.

Игра (4x4).

Заканчивается наш праздник. Думаю, что вам понравился этот сказочный мир, который подарил нам Э.Успенский. Герои его книг стали вашими добрыми друзьями. Надеюсь, что любовь и интерес к произведениям Э.Успенского у вас только начались. Сделано им невероятно много, но не хочется думать, что писатель достиг “пика успеха”. Перед ним ещё долгая дорога. Мы ещё узнаем новых героев Э. Успенского.

Эти забавные животные.

1. Кто такая Анфиса? (обезьянка)

2. “… вдруг окно раскрылось, и в комнату просунулась какая-то странная голова с коротким рожками и длинными подвижными ушками.

- Привет! – сказала голова

- Привет! – ответили наши друзья.

Они сразу поняли, кто к нам пожаловал”

А вы, ребята, узнали это животное? (Жираф Анюта)

3. Работник зоопарка, друг Чебурашки? (Крокодил Гена)

4. О какой семье идёт речь в стихотворении “Разноцветная семейка”? (семья осьминожек)

5. “…. в зоопарке живёт очень злой и глупый…(зверь) по имени Птенчик.

….(зверь), конечно, спал. Во сне он, конечно, храпел. А храпел он так сильно, что совершенно непонятно было, как это он ухитрялся спать при таком шуме” назовите это животное (носорог)

6. Сюрприз, который приготовил папа Владимир Федорович для девочки веры и бабушки Ларисы Леонидовны. (обезьянка)

Скажи, как меня зовут?

1. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)

2. “Вдруг входная дверь тихонечко заскрипела, и в комнату проскользнула маленькая юркая старушка. Она вела на верёвочке большую серую крысу”. Как же зовут эту старушку и чем она занимается? (Шапокляк. Она собирает злые дела)

3. Кто о себе так сказал: “Я могу картошку окучивать задними лапами и посуду мыть – языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать”? (пёс Шарик)

4. “К строителям Домика дружбы присоединилась очень скромная и воспитанная девочка, круглая отличница”. Как же её звали? (Маруся)

5. У этого героя не было велосипеда и поэтому он был вредный. (почтальон Печкин)

6. Иногда детей находят в капусте, иногда их приносит аист, а кого нашли в ящике с апельсинами? (Чебурашку)

Вопрос – ответ.

1. Как звали сменщика крокодила Гены? (крокодил Валера)

2. Какая плохая черта была у детишек - осьминожек, что они могли менять? (цвет)

3. Что купили Дядя Фёдор, пёс и кот, когда нашли клад? (корову, трактор и ружьё)

4. Что сделала Анфиса с горшком? (одела на голову)

5. Почему папа – осьминог один с детьми? (мама ушла в гости к камбале)

6. Как избавились друзья от старухи Шапокляк? (подарили ей воздушные шарики и она улетела)

Угадай-ка (кому принадлежит вещь).

1. Маленькая сумочка (старухе Шапокляк)

2. Велосипед (Печкин)

3. Красная шапочка (Гале)

4. Справочники, учебники, расписание движения поездов. (крокодил Гена)

5. Блокнот (высокому рыжему господину из газеты)

6. Рисунок “Добрая рука учителя” (Анфиса)

Приложение.

24.11.2010