Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью метода наглядного моделирования

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью моделей.

Задачи:

  1. Закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета.
  2. Научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений.
  3. Обучить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Оборудование:

Модели: предмет, признак предмета, действие предмета, модель-алгоритм синквейна, игрушка “Ежик”.

Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Отгадайте, кто к нам пришел в гости?

Ночью ходит, днем он спит,
Если сердится – ворчит.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это – Ежик.

Основная часть

1 этап – подготовительный

На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.

Предъявляется модель - предмет

Рисунок 1

Кто это? - Ежик: “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика.

Предъявляется модель - признак предмета

Рисунок 2

Ежик какой?

- Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.

- “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предекативная лексика.

Предъявляется модель-действие предмета

Рисунок 3

Ежик что делает?

- Фыркает, спит, сворачивается, ловит.

Алгоритм составления синквейна

Модель синквейна

Рисунок 4

  1. Предмет (тема) – одно слово-существительное.
  2. Два прилагательных по теме.
  3. Три глагола по теме.
  4. Предложение по теме.
  5. Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Пример синквейна.

Рисунок 5

1. Ежик

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, сворачивается.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

Итог:

Дома нарисуйте ежика и сочините свой синквейн, а на следующем занятии мы с вами устроим конкурс на лучшее стихотворение.