Звуковые волны

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: изучение нового материала.

Технологические особенности: урок проводится с использованием компьютера и интерактивной доски.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Демонстрационное учебное оборудование: камертон – 2шт., воздушный купол, насос, будильник, сосуд с водой, две ложки, линейка, стетоскоп.

Учебник: Физика: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов, Н.А. Родина. – 8-е издание – М.: Просвещение, 2007. – 158с.

Цель урока:

  • познакомить учащихся со звуковыми волнами как одним из видов механических волн;
  • ввести понятия высоты, тембра и громкости звука, показать их отличия;
  • сформировать понятие отражения звука, условия необходимые для существования эха;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи урока:

  • Образовательная: усвоение новых физических терминов, формирование знаний о физических (амплитуда, период, частота) и физиологических (высота, громкость, тембр) характеристиках звука.
  • Воспитательная: создание условий для воспитания культуры умственного труда, познавательного интереса; воспитание самостоятельности, трудолюбия, чувства коллективизма.
  • Развивающая: формирование навыков восприятия зрительной и звуковой информации; развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, внимания, памяти; формирование физических знаний и приемов умственной деятельности, речевой культуры, создание условия для расширения кругозора учащихся.
План урока.
Этап урока
(номер слайда)
Дидактическая задача этапа. Деятельность учителя. Деятельность ученика. Время.
Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке. – Приветствие
– определение отсутствующих.
– проверка готовности учащихся к уроку.
– Приветствие
– включение учащихся в деловой ритм.
2 мин.
Проверка выполнения домашнего задания

Слайд 5, 6, 7.

Установление правильности осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. – Выявление уровня знаний.
– ликвидация недостатка в знаниях и причин их появления.
– Активная работа по повторению основных ранее изученных вопросов. 13 мин.
* Повторяем теоретическую часть ранее изученного материала по теме: “Волны”, Слайд 5. * Отвечают на вопросы, обозначенные на Слайде 5.
*Учитель дает задание “Проверь себя”, Слайд 6. *Вставляют пропущенные слова и единицы измерения физических величин, проверка правильности выполненного, Слайд 6.
* Объясняет цель задания – тренинг на знание формулы, выражающей зависимость длины, скорости и периода волны, Слайд 7. * Выполняют задания тренинга, показывают знания формулы и выполняют качественные графические задачи, Слайд 7.
Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

Слайд 2, 3, 4.

Обеспечение мотивации. Подготовка учащихся к доминирующему виду УПД на основном этапе урока.

Актуализация опорных знаний и умений.

* Учитель читает стихотворение “Откуда звуки возникают?”, Слайд 2 .

 

*Постановка целей и задач урока, Слайд 4.

* Прослушивание стихотворения, Слайд 2.

* Просмотр фильма “Звуки природы”, Слайд 3.

* Активность каждого ученика, т.е. его деятельность по принятию целей урока, Слайд 4. Запись темы урока в тетрадях.

5 мин.
Усвоение новых знаний.

Слайд 8–17, 18–19.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. Сообщение учителем нового материала и рубрики:
“Вот эта да-а!!!”
* Демонстрация ЦОРов:
– Источники звука. Звуковые колебания. Слайд 8.
– Распространение звука. Скорость звука. Слайд 9.
– Измерение скорости звука. слайд 10.
– Высота и тембр звука. Громкость звука. слайд 11.
– Образование звука при полете насекомого. Слайд 12.
– Тембр. Слайд 13.
– Характеристики звука. Слайд 14.
– Отражение звука. Эхо. слайд 15.
– Звуковой резонанс. Слайд 16–17.
– Рубрика “Вот эта да-а!!!” (связь изучаемой темы с окружающим нас миром). Слайд 18–19.
Запись в тетрадях формулировок опорных пунктов плана, формулировка выводов. 25 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания.

Тест 20 № 1–5

Установление осознанности усвоения содержания нового учебного материала. Выявление пробелов и их коррекция. Проверка учителем усвоения учащимися того, что является содержанием урока. Проверка усвоения знаний. Показать при опросе понимание основного содержания усваиваемых знаний. 5 мин.

 

 

 

* Тестовая работа Слайд 20 задания 1–5 * Выполнение теста (устно) с учащимся у доски.
Закрепление знаний. Слайд 20. № 6–8 Обеспечение усвоения знаний и их применение к объяснению разных процессов, решение задач. Организация деятельности учащихся по воспроизведению, выделению существенных признаков полученных знаний. Применить полученные знания к объяснению явлений,

 

15 мин.
*Тест (решение задач) Слайд 20 задания 6–8. * Выполняют тест № 20, задание 6– 8.
*Проведение эксперимента.
– зависимость высоты тона и громкости звука.
– распространение звука в различных средах
А) с помощью стетоскопа;
Б) стакан с водой 2 ложки.
*Провести анализ демонстрационного эксперимента, сделать вывод.
Обобщение и систематизация знаний. Слайд 21. Формирование целостной системы знаний по теме. Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и умений в целостные системы учебного предмета и межпредметные связи.

* Постановка эвристического вопроса: “чем отличается шум хвойного леса от шума лиственного леса?”

Участвуют в игре “Лабиринт”, объясняют физический смысл каждой станции пути. Проверка правильности выполненного задания.

* Проверка эвристического задания.

10 мин.
Самопроверка знаний.

Слайд 22.

Стимулирование учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования. Проверка ЗУН. Активная деятельность учащихся в ходе проверки знаний отдельных ребят.
* Решают задачу Слайд 22, проверяют решение.
Решают качественные задачи.
7 мин.
Подведение итогов (Рефлексия.) Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Дать общую характеристику работы класса (показать успешность овладения знаниями), оценить работу учащихся. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Учащиеся осмысливают свои действия и дают самооценку. 6 мин.
Информация о домашнем задании.

Слайд 23.

Обеспечение пониманияя цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Сообщить домашнее задание, разъяснить методику его выполнения. Запись домашнего задания в дневниках. 2 мин.

Список литературы.

  1. Учебник по физике для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов, Н.А. Родина. – 8-е издание – М.: Просвещение, 2007. – 158с.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 8 класс.
  3. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. АРКТИ, 2001 г.
  4. fizika-zaharova.narod.ru/…/8class/Zvuk.doc
  5. class-fizika.narod.ru
  6. school-collection.edu.ru

30.11.2010

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306