Интересный и полезный стенд для родителей в ДОУ "Права ребенка"

Разделы: Работа с родителями


Ни для кого не секрет, что современное общество характеризуется напряженностью и конфликтностью. Причин тому - множество. Это и социально-экономическая ситуация, и дефицит воспитанности, культуры, неустойчивости нравственных ценностей. А отражается негативность, прежде всего, на детях. Вот почему в последнее время очень актуальной стала проблема защиты прав детей.

В МДОУ №117 г. Ангарска для родителей работает стенд "Права ребенка". Ответственный педагог-психолог МДОУ.

Цель: защита прав детей через повышение правовой и педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • знакомить родителей со статьями Семейного кодекса Российской Федерации (Права и обязанности родителей и детей);
  • повысить ответственность родителей за право проживания ребенком полноценного детства;
  • предоставить родителям полезный практический материал по воспитанию детей;
  • формировать, развивать у родителей уважение к личности ребенка.

На стенде шесть ячеек для информации: 3 верхних - меньшего размера и 3 нижних - большего. В первой ячейке - краткое название Права, например, "Право на семью". Во второй - полное его название из Семейного кодекса, номер статьи и пояснения, например - Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, право на совместное с ним проживание (кроме случаев, противоречащих его интересам).

Это очень важная и злободневная информация, о которой многие взрослые не знают на уровне закона. Где-то слышал, кто-то сказал.: Однако, судя по запросам наших родителей, в случае разрыва отношений, развода и т.п., правовые знания становятся просто необходимыми. Возможно, что статьи Семейного кодекса на стенде " Права ребенка" имеют и профилактическое воздействие (охладят пыл одного из родителей, шантажирующего ребенком другого родителя) или весомой поддержкой незаконно ущемленному в правах родителю.

В другом выпуске, посвященному "Праву на семью", нашла отражение на стенде проблема "отцов и детей". Существовавшая всегда, в связи с упадком нравственности, утратой уважения к старшему поколению, сегодня проявляется в запрете на встречи детей с бабушками, дедушками, другими родственниками. На страницах стенда мы рассказали о последствиях таких действий, как с правовой, так и с нравственной позиции.

В планах на будущее - привлечение внимания к роли отца в семье, к ее усилению во благо ребенка.

Третья ячейка - календарь знаменательных дат. Это знакомство родителей с праздниками, по смыслу связанными с определенным правом, например, в праве на гражданство - 12 июня День Независимости России; в праве на семью - 15 мая Международный день Семьи, 8 Июля - Всероссийский день семьи, любви и верности; в праве на здоровье-10 октября Всемирный День психического здоровья и т. д.

Или помещаем крылатые, мудрые изречения, также связанные с данным правом, например, в стенде, посвященном ответственности родителей за воспитание и развитие своего ребенка - материал, взятый у Ш.А. Амонашвили.

  • "Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать.
  • Дети, враждебно воспитанные, знают, как нападать.
  • Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость.
  • Много и часто стыдимые - с виной своей неразлучны:"

На стенде " Игра - неотъемлемое право ребенка": "Только человек умеет играть, и только тогда он вполне человек, когда играет". (Ф. Шиллер)

Несколько раз, наоборот, включали шутливые стихотворения, например, известное стихотворение Марка Шварца "Обращение к родителям":

  • "Если Вы родители - ласкатели, уважители,
  • Если Вы родители - прощатели, любители.
  • Если - разрешители, купители, дарители,
  • Тогда Вы не родители, а просто восхитители!
  • Гулять не отпускатели, собакозапретители,
  • То - знаете, родители, Вы просто крокодители!"

Четвертая большая ячейка - имеет нравственную направленность, потому что это основа правового образования, правовой культуры.

Например, на стенде " Право на гражданство"- это "Воспитание гражданско-патриотической позиции у дошкольников", где доступным для родителя языком раскрывается термин "гражданско-патриотическая позиция" и способы ее воспитания, начиная с дошкольного возраста.

А в "Праве на жизнь" центральное место занимает статья - "Жизнь дана на добрые дела!".

Большой интерес у родителей вызывает практический материал(5 ячейка), который можно использовать в воспитании детей, причем важно, что он не оторван от жизни, учитывает интересы и запросы родителей ДОУ.

Например, на стенде "Игра - неотъемлемое право ребенка" дается информация - "Требования к игрушке для детей разного возраста".

На стенде "Право на жизнь"- памятка "Как предупредить несчастный случай"

В "Праве на индивидуальность" - родителям пояснили: "Почему дети такие разные?" через призму динамические особенностей поведения, или темперамент ребенка.

В "Праве на здоровье"- рассказали о признаках, указывающих на стрессовое состояние ребенка.

В "Праве на отдых" - интересный материал "У ребенка гости!", о том, как удовлетворить желание детей пообщаться с друзьями и при этом уберечь дом от разрушения.

Или в прошлогоднем выпуске на тему отдыха "Первый Новый год" - о елке, как уникальном пособии для развития речи ребенка, знакомства с окружающим миром.

Особенной является шестая страничка. Здесь слово предоставляется тем, ради кого задуман стенд - нашим детям. Наверно, высказывания детей - умные, обстоятельные, лучше всего убеждают родителей, в том, что ребенок - равноправный с нами человек. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать.

В "Праве на семью" помещены ответы детей на вопросы, заданные на занятиях по "Правам ребенка" "Семья - это:" и "Зачем нужна семья?"

В "Праве на гражданство" - ответы маленьких граждан страны

  • "За что ты любишь свой город?"
  • "Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнить желание только для всей страны или своего города, какое бы ты желание загадал?"
  • "Что можно сделать, чтобы город стал лучше?"

Один философ заметил, что дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в нее сеют зерна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе, откуда же быть урожаю? И зерно должно быть отменным. Так же и в воспитании: нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зернами человечного. Тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая.

Несомненно, стенд " Права ребенка", знакомящий родителей с правами их детей, помогающий взрослым учиться любить, понимать, принимать и уважать ребенка, внесет заметный вклад в залог хорошего урожая - воспитание достойных граждан нашей страны.

Литература.

  1. Амонашвили Шалва. Баллада о воспитании Издательский Дом Шалвы Амонашвили, ГОУ Московский Городской Педагогический Университет, 2007
  2. Голицына Н.С, Огнева Л. Г. Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка М.,Скрипторий, 2007
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. " Я - ребенок, и я: И я имею право!.." М., Скрипторий, 2007
  4. Миков П.В., Русакова Н.А. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе. Педагогическое общество России, М., 2005
  5. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. Творческий Центр, М., 2007