Обобщающий урок по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательные: закрепление навыков правописания слов с сочетаниями, обучение умению слышать и видеть орфограммы в словах.
  2. Развивающие: развитие интереса к изучаемому материалу; орфографической зоркости учащихся, памяти, внимания, мышления, речи; самостоятельности, инициативности, умения производить контроль и самоконтроль.
  3. Воспитывающие: воспитание культуры поведения на уроке, культуры общения в микрогруппах, соблюдая правила работы; формирование положительной школьной мотивации.

Оборудование: карточки с буквами у, ю; цветные "ладошки"; картинки автобуса, солнышка, животных; карточки с названиями остановок; сигнальные карточки "работа в парах", "работа в группах".

Организационный момент. Приветствие.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

Ритмическая часть.

Рецитация. Ритмичное движение по кругу, декламация стихотворения.

Начнем урок со стихотворения о белке, ритмично шагая за мной по кругу.

Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку
Белка шишку уронила,
Прямо в мишку угодила,
Застонал, заохал мишка -
На носу вскочила шишка.

Сядьте тогда, когда покажу гласную, которая пишется в сочетаниях чу, щу.

Карточки с буквами ю, у.

Психологический настрой.

Молодцы! На ваших партах лежат цветные ладошки. (Розовая означает радость, зеленая грусть.) Поднимите ладошку, которая соответствует вашему настроению.

Хорошо, положите ее на край стола.

Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось до конца урока, а у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся с вами в путешествие на веселом школьном автобусе.

Картинку на доску.

Будем повторять, и закреплять знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

Итак, отправляемся в путь! Солнышко нам светит ярко, указывает дорогу и первая остановка "ЧИСТОПИСАНИЕ".

Карточку на доску.

Актуализация знаний.

Оформление тетрадей.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Оформим тетради. Внимание на доску. Сегодня ____ октября, классная работа.

Минутка чистописания.

На доске:

собака, лес, Елена, Новокузнецк, нить

Сложим все орфограммы в данных словах и узнаем, какое слово мы будем писать на минутке чистописания.

Прочитайте слова, записанные на доске.

Какая орфограмма в каждом слове?

  • Собака - : (словарное слово, непроверяемая безударная гласная). (Карточка с буквой О на доску.)
  • Лес - : (парная согласная на конце слова, проверочное слово - леса). (Карточка с буквой С на доску.)
  • Елена - : (большая буква в имени собственном). (Карточка с буквой Е на доску.)
  • Новокузнецк - : (большая буква в названии города). (Карточка с буквой Н на доску.)
  • Нить - : (мягкий знак, показатель мягкости предыдущего согласного). (Карточка с буквой Ь на доску.)

На доске: ОСЕНЬ

Какое слово получилось? (Осень.)

Обратите внимание на соединения букв. Запоминаем движение руки.

Показ учителя.

Приступим к написанию. Осень - очень красивое время года, постарайтесь сейчас и вы в своих тетрадях написать правильно и красиво это слово 3 раза. С начала строки, с маленькой буквы.

Кто закончил, отдыхаем: ("Колечки", "Перекаты", показ учителя).

Составьте со словом осень предложения.

А я составила такое :

Осенью звери готовятся встретить суровую зиму.

Словарно-орфографическая работа. Картинный словарный диктант.

Посмотрите, сколько в осеннем лесу животных, которые хотели бы продолжить путь вместе с нами.

Картинки на доске.

Назовите их: медведь, заяц, собака, ворона, воробей.

Чем похожи эти слова? (Словарные).

Верно. Медведь, заяц, собака, ворона, воробей - это словарные слова.

Запишите эти слова в свои тетради. Обозначьте ударения и подчеркните безударные гласные.

А теперь проверим написание.

Самопроверка.

Откройте учебник и проверьте свою работу по орфографическому словарю. Напоминаю, что слова в словаре, расположены в алфавитном порядке.

Кто выполнил работу без ошибок?

Погладили себя по голове. Молодцы!

Кто допустил одну ошибку? 2? Больше?

А вам нужно подучить слова.

Почти все справились с заданием, можем посадить животных к нам в автобус.

Едем дальше, следующая остановка "ИСПРАВЛЯЙКИНО".

Карточку на доску.

Работа над темой урока

Поиск слов с ошибками, исправление их.

На доске написаны слова:

Жыл, широкий, чюдо, прищюрил, очьки, чайка, мамочка, счястье.

Прочитайте слова, записанные на доске.

Кто увидел ошибки?

Давайте найдем и исправим их.

Дети по очереди выходят к доске, находят и исправляют ошибки, проговаривая правила.

Молодцы!

Едем дальше, остановка "ЗАРЯДКИНО."

Физкультминутка.

Мы в Рощино, мы в Чащино
Собрались в дальний путь.
Мы ехали, мы ехали,
Пора и отдохнуть.
Ветер тихо клён качает.
Вправо, влево наклоняет.
Раз, наклон, два, наклон,
Зашумел листвою клён.

Едем дальше, остановка "РАЗГАДАЙКИНО".

Карточку на доску.

Отгадывание загадок. Игра "Продолжи фразу".

Запись слов на изученную орфограмму, выделение ее.

Отгадайте загадку, отгадку поймайте в кулачок.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела". (Чайник.)

Запишите отгадку, выделите орфограмму. С красной строки, через запятую.

Следующая загадка.

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинки.)

Запишите отгадку, выделите орфограмму.-

А теперь игра "Продолжи фразу". Отгадайте и продолжите хором.

Кот живет у нас на крыше,
А в чулане жили : (мыши).

Запишите последнее слово в тетрадь, выделите орфограмму.

Аналогично

На рыбалке не ворчу,
Щуку из реки : (тащу).

Я щенка от злющей стужи защищал,
Щенок от радости : (пищал).

Я откликаться не хочу,
Меня зовут, а я : (молчу)

Следующая остановка "ФОНЕТИКА".

Карточку на доску.

Игра "Живые звуки".

Что изучает фонетика?

Поиграем в игру "Живые звуки"?

Отгадайте загадку.

Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча.)

Произнесем слово. Сколько звуков в слове ТУЧА? (4.)

Вызываются 4 человека - они звуки. Дети выбирают нужные карточки.

"Тттуча", какой в нем первый звук?

"Туууча", второй?

"Туччча", третий?

"Тучааа", четвертый?

Сколько слогов в слове ТУЧА? Докажите.

Прочитаем слово "туча" с ударением.

Учитель ведет указкой по карточкам в руках учеников.

Какой слог ударный? Какой звук ударный?

Наши звуки встали в ряд и сейчас заговорят.

Класс - контролеры. Услышите ошибку, поймайте ее в ладошки.

Каждый рассказывает о себе.

Первым сядет гласный ударный, назвав слово, которое начинается на его звук.

Пусть сядет гласный безударный, но сначала скажет, на что указывает его гласный [а]?

Третьим сядет согласный твердый, но прежде назовет слово, которое начинается с него или с его мягкой пары.

Четвертым сядет согласный мягкий, назвав два предмета, которые начинаются с него.

Молодцы! С каким правилом мы встретились в игре?

Едем дальше, остановка "ЗАПОМИНАЙКИНО".

Карточку на доску.

Письмо по памяти. Работа в парах (на листочках, 3 мин).

На доске карточка "РАБОТА В ПАРАХ".

Что значит этот знак? (Работа в парах.)

На доске записана рифмовка:

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
Ёлочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка.
Свечка, печка, строчка,
Булочка и точка.

Я прочитаю стихотворение, а вы запомните как можно больше слов с сочетаниями ЧК.

Показ карточки ЧК.

Какие слова с сочетаниями ЧК вам встретились?

: читай еще раз слова с сочетаниями.

Каждый сам прочитает эти слова, а потом я закрою доску и вам нужно записать их по памяти. Напоминаю, работаем в парах. Записывать слова будете на листочках, они лежат у вас на партах.

Проверка.

Сколько слов вы записали?

Поблагодарите друг друга за работу.

Молодцы! Отправляемся дальше, следующая остановка "СОБИРАЙКИНО".

Закрепление изученного материала.

Составление предложений из слов. Работа в группах.

На доске карточка "РАБОТА В ГРУППАХ".

К нам на урок спешил Незнайка. Он записал предложения, хотел вам прочитать. Бежал, бежал: Ой, беда! Упал, и все слова высыпались, растерялись в беспорядке. Нужно срочно помочь Незнайке. Поможем?

Работаем в группах. Постарайтесь верно сложить предложения. О готовности сигнализируйте.

У нас в чулане живёт пушистый кот.
В речке плещутся ерши и щуки.
В наших часах лопнула пружина.

Проверка.

Первой справилась с работой группа : ряда. Вам слово. Прочитайте ваше предложение.

Второй: . Третьей: .

Как оформляется предложение на письме? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится .?! знаки.)

Найдите слова с изученными сочетаниями.

Подведение итогов

  • Вот и закончилось наше веселое путешествие.
  • Чему мы учились на уроке?
  • Повторим правила, которые часто встречались на уроке.

Повторение правил.

  • ЖИ-ШИ пиши : с И.
  • ЧА-ЩА пиши : с А.
  • ЧУ-ЩУ пиши : с У.
  • ЧК, ЧН пиши : без Ь.

Рефлексия.

  • Что особенно понравилось?
  • Найдите у себя на парте цветные ладошки. Поднимите ту, которая теперь соответствует вашему настроению.
  • Молодцы, всем спасибо. Урок окончен.