Консультация для родителей и воспитателей из опыта работы "Профессия пожарного важная, самая отважная"

Разделы: Работа с родителями


Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях своего развития это были естественные, природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавились многочисленные опасности техногенного и социального происхождения. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, то есть "остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели".
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Ребенок очень часто является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. В большинстве случаев дети не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэтому, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во- вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения, развить самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение, тогда он лучше может понять, как правильно защитить себя от опасности.
Одной из самых распространенных причин чрезвычайных событий - является пожар. Ежедневно в России на пожарах погибают около 40 человек, в том числе и детей. Еще больше остается обожженных и калек. Последствия пожаров настораживают, они зовут к реальным действиям. Решение задач обеспечения безопасного образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком. Но так как ребенок большую часть своего времени находиться в дошкольном учреждении перед педагогом встает вопрос: "Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни детям?":

  • составить план мероприятий
  • подобрать приемы и методы для изучения опасности пожара и способах защиты от него
  • привлечение дополнительных средств решения проблемы о сотрудничестве с пожарной частью, привлечь к сотрудничеству родителей.

Если все старые сценарии наскучили и малышам хочется чего-нибудь необычного, мама может предложить поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо поджигать квартиру или заливать водой соседей. Достаточно разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения людей в них. Старший ребенок - отважный спасатель, который может быть и врачом, и альпинистом, и пожарным, и водителем! Малыш вполне может побыть пострадавшими, а мама - тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Творчески мыслящий ребенок найдет смысл и идею в самых обыденных и банальных, с точки зрения взрослого, вещах. Поэтому не ограничивайте фантазию своих детей, пусть любой самый неожиданный поворот сценария будет реализован в игре. Прежде чем приступить к работе, предлагаю познакомить детей с художественными произведениями, рассказать о профессии пожарного, познакомить с правилами пожарной безопасности. Используя такие приемы: как беседа, игровые ситуации, дидактические и подвижные игры.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Сформировать у детей понятие «пожарная опасность».
  • Дать общее представление назначения (функций) огня. Дать знания о причинах возникновения пожара.
  • Познакомить с современными техническими помощниками (пожарные машины, пожарные вертолеты, пожарные катера, огнетушители).
  • Сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара
  • Развивать умение анализировать, систематизировать и делать выводы о полученных знаниях
  • Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике (использование игровых ситуаций)
  • В работе учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.
  • Начать работу с детьми, можно с беседы, иллюстрации, загадки - это позволит узнать о наличии каких-либо знаний о пожарной безопасности.

Для дальнейшей работы предлагаю выбрать следующие формы организации деятельности детей:
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций. Какие электроприборы могут быть опасными?
Занятия провести с наглядным материалом (иллюстрации).
Игры
Беседы
Загадки
Драматизация сказок и историй.
Экскурсии в пожарную часть

Успешность работы с детьми зависит от совместной работы с родителями и инспектором пожарной части.
Со всей группой запланировать на экскурсии в пожарную часть. Это дает положительный результат - знания детей закрепляются, обогащаются и систематизируются.
Также значительное внимание уделить работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Поэтому необходимо достигнуть полного взаимопонимания с родителями, так как разные требования, предъявленные детям в детском саду и дома, могут вызвать у детей растерянность. С целью информирования о правилах пожарной безопасности группе провести родительские собрания, занятия, беседы, обыгрывание рассказов, сказок. Привлечь родителей к участию в конкурсе рисунков «Огонь наш друг и огонь наш враг», «Профессия пожарного важная, самая отважная».
Известная поговорка гласит: "Мой дом - моя крепость". В настоящее время наши квартиры не только место для отдыха, самосовершенствования, но и содержат много опасностей. Поэтому тесное сотрудничество с родителями поможет предотвратить возникновение опасной ситуации, как дома, так и на улице.
«Огонь наш друг - огонь наш враг?» конспект занятия по пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста.
Программное содержание: Закрепить знания о пользе и вреде огня. Расширять знания о технических помощниках (пожарный катер). Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного.
Материал: картинки с изображением доброго и злого огня, пожарные на пожаре, набор цифр, спортивный инвентарь. Беседа по содержанию иллюстраций. Ребята, как вы думаете, о ком будет беседа  «Как вы догадались?»

Скажите, ребята, зачем пожарному нужна каска?
Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
Почему возникают пожары?
Где может возникнуть пожар?
Как вы думаете, огонь - ваш друг или ваш враг?
Как вы думаете - огонь всегда злой?
Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?
Что нужно делать, чтобы огонь приносил нам пользу и радость?
Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?
Вы, ребята хотели бы стать юными пожарными?

Рассказ воспитателя

Во всем мире профессия пожарного считается одной из самых опасных. Пожарные оказывают помощь людям, попавшим в беду, часто рискуя своей жизнью. Чтобы пожарный смог справиться со своей работой он должен быть смелым, сильным и выносливым. Поэтому пожарные много занимаются спортом, тренируются быстро подниматься по лестнице на любой этаж. Пожарный одет в специальный костюм, он не промокает и не горит в огне, на голове у него каска, в руках пожарный рукав для воды. Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет и защитит от огня.
Во время пожара очень опасно. Поэтому необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям нужно этому учиться.
Для этого необходимо много знать и уметь. Номер пожарной службы 01"-самый простой и короткий номер. Его легко запомнить. Этот номер можно набрать даже в темноте. Ребята, у пожарных есть помощники.
Это - машины, вертолеты, и самые главные помощники это люди. Они управляют пожарными машинами и пожарными вертолетами. Есть еще и пожарные катера, которые тушат огонь.
Знаете, почему пожарные машины, пожарные вертолеты, пожарные катера-красного цвета? Чтобы было видно издалека, что едет машина и уступали дорогу. Красный цвет-цвет огня.
Мы проведем сегодня испытания. Кто справится, получит удостоверение юного пожарного.
В древней Индии бога огня так и звали «Огонь», по-индийски - Агни. Люди верили, что он обладает всеми силами и открывает все людские тайны. В древней книге «Ригведе» посвящен гимн Агни.

Агни, ты рожден из сияния дня,
Из вод из растений из камня и тлена.
Ты чист и силен, защити же меня,
В очаг я душистое брошу полено.
Агни дай подальше ходить средь живых.
Приди в мое сердце и сердце очисти!
Несчастья сожги чтобы, не было их,
И беды сожги как опавшие листья.

Загадки

1 .Эта профессия важная самая отважная.
Злой огонь он побеждает,
Правилами предупреждает.
Он на помощь всем придет
И спасет из тьмы угарной, Кто он дети? (Он пожарный)

2.И в школе, в больнице,
И в детском саду.
Стоит он на страже,
Стоит на посту.
О нем знает каждый житель,
Называется он? (Огнетушитель)

З.Не «кишка
И не «шланг» называется.
Прячется он в шкаф пожарный,
Он упругий как удав
Что же это, дети? (пожарный рукав)
Защити он кожу,
Защитит глаза.
В нем ты на слона похожий
Ив дыму с ним ты уверен всегда.
Не пропустит удушливый газ,
А называется он? ( Противогаз)

4.Рыжий зверь в печи сидит
Рыжий зверь на всех сердит!
Он со злости ест дрова
Может час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь, (огонь)

Д/игра «Огонь - наш друг, огонь - наш враг» (каждый ребенок выбирает картинку и объясняет, почему он ее выбрал).

Стихотворение:

А без доброго огня
Обойтись никак нельзя и дня
Он надежно дружит с нами
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Нам огонь хороший нужен
И за то ему почет
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

Задание: кто быстрее выложит номер пожарной службы, по которому нужно вызвать пожарных.(01)

Игра «Кто быстрей оденется» (два набора предметов). По сигналу ведущего игрок подбегает к своему набору предметов одевает брюки и возвращается, следующий надевает куртку и так далее. (Каска, куртка, сапоги, брюки, противогаз).

Стихотворение (читает ребенок).
Если в комнате у вас
Слезы катятся из глаз,
Так как дым клубами вьется
И огонь жует палас
Нужно мужество найти
К телефону подойти
Постараться вспомнить цифры
От ноля до девяти.
Смело трубку в руку взять

« Ноль - один» суметь набрать
И назвать еще потом
Город, улицу и дом
И квартиру, где живете,
И с каким она замком
И еще сказать:
Фамилию свою
Также номер телефона,
У которого стою.

Скажите, что нужно сообщить пожарным? (Адрес, фамилию, город, что горит, номер телефона).
А кто знает, как пожарные тушат огонь? (Приезжают пожарные машины с пожарными и тушат огонь).
А вы бы смогли кого-нибудь спасти во время пожара?
Игра «Пожарные на учениях» - дети преодолевают препятствия и спасают из огня игрушки.
Игра «Что нужно при пожаре?»
Игрок должен быстро выбрать предмет нужный при пожаре и возвратится к команде.
Материал: Два набора предметов - каска, противогаз, огнетушитель, пожарный рукав (шланг) и другие и не имеющие отношения к этой профессии.
Ребята, вы можете сами разжечь костер? (Только взрослые).
Дети садятся у « костра» (поют песню).

Стихотворение

Какой огонь добрый, красивый, от него исходит тепло.
На привале он помог,
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош
Но с собой не унесешь.

Прежде, чем уйти с места отдыха, что необходимо сделать? (Потушить костер).
Чем можно потушить? (Водой из озера или реки).
А если в лесу нет водоема? (Потушить водой, которую взяли с собой, засыпать землей или песком).

Стихотворение

У огня свои повадки,
Он играть не любит в прятки
Дома, на улице, ночью и днем
Будьте всегда осторожны с огнем!
Дети получают удостоверения юного пожарника.

Приложение

Литература

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст]: учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста /Н.Н. Авдеева, под ред.С.Д. Ермолаева. -  СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002, - 135с.
  2. Анастасова, Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]./ Л.П. Анастасова. -  М.: ТОО Издательский Центр «Вентана-Граф», 1996. - 64с.
  3. Житник, З.П. Изучение правил пожарной безопасности в детском саду [Текст]. / З.П. Житник // Ребенок в детском саду. -2005.- № 7. – С.90 - 93с.
  4. Пермяк, Е.Литература - детям [Текст]./   Е. Пермяк // Дошкольное воспитание . -  2006. - №5. – С.120 – 123с.
  5. Поддубная, Л. Б. 0БЖ Старшая группа [Текст]: занимательные материалы / Л.Б. Поддубная. -  Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. - 96с.
  6. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников [Текст]. / О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Изд-во «учитель», 2008.  -207с.