Игровая программа для команд 9–11-х классов по Кавказу "Алания – Осетия"

Разделы: Внеклассная работа


“Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои”. Николай Рерих

Ключевые слова к игре:

Дзыкка, осы, аланы, фыджын, Б.А. Алборов, В.И. Абаев, арба, Ос-Багатар, ирад, умыкание, бурка, башлык, черкеска, йау, хор, Фалвара, чабан, Ю.Клапрот о лошади, ухлибых, физонаг, Реком, гагат, Коста Хетагуров.

  1. Калоев Б.А.. Осетины. Историко-этнографическое исследование.М., “Наука”, 2004,стр.7, 10, 18, 53, 154, 168, 170, 261-263, 269-275.
  2. Страны, народы, цивилизации .Азия, Грузия, сообщение “Южная Осетия”, “Аванта +” М., 2006, стр. 252.
  3. Россия: физическая и экономическая география. Регионы. Северная Осетия – Алания. .“Аванта +” М., 2004, 546-548.
  4. Ossetians.com
  5. Allingvo.ru

Ведущий выходит на сцену.

Ведущая: Байрайут!! Здравствуйте!

Я разрезаю воздух робким шагом,
И под ногами ёжится трава,
И Воздух-Тайна затихает рядом,
Пропитывая вечностью меня.
И я стою, не смея шелохнуться,
И пыль Времён проходит сквозь меня,
И, кажется мне, будто камни рвутся,
Хоть что-то рассказать мне про себя…

Ощущение бесконечной, захватывающей, священной Тайны, интуитивное устремление к попытке осмысления и познания Истины – это самые сильные, непреходящие чувства, которые неизменно испытывают ищущие, страждущие души тех настоящих Иронов, которые сегодня пытаются заглянуть в глубь тысячелетий, чтобы соприкоснуться с бесценным достоянием своих, сколь далёких и великих, столь же и загадочных предков – наследников Ариев, Детей Огня – Нартов, скифов, асов, сарматов, алан. Это, воистину, святая-святых – история некогда могучего и всесильного кавказского народа. 

Ведущий:

В отдельный кабинет отправляются по требованию эксперта по одному представителю от команды.

Карточка 1 по Осетии

1. Показать местожительство осетин на Кавказе (1 балл).

Карточка 2 по Осетии

2. Назвать крупные города Осетии (Владикавказ и Цхинвал: 2 балла)

В зале начинается игровая программа.

Блок 1. Всеми достоинствами никто не отмечен.

Небольшое отступление….

1. В посвящении к поэме “Аул Бастунжи” этот поэт называет себя “сыном Кавказа”:

От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, -
Всегда и всюду твой!

Он был тут в детстве, здесь служил и много про Кавказ писал, здесь у подножия горы Машук – последним его видели тогда, точнее, вечером 15 июля 1841 года. О каком известном поэте идёт речь?

Ответ: Михаил Юрьевич Лермонтов. У подножия горы Машук – место дуэли. Лермонтов считал повод для дуэли ничтожным и выразил свое нежелание стрелять, а противник целился старательно.

2. Первый осетинский профессор, учёный, им, как талантливым организатором, были созданы Горский педагогический институт, первое в Осетии научное историко-филологическое общество, научно-исследовательский институт краеведения.

Ответ: Барысби (Борис) Андреевич Алборов.

3. Ираноязычные племена сарматского происхождения в центральной части Северного Кавказа основали своё государство, которое отделилось от Хазарского каганата, и распалось в результате монголо-татарского нашествия. Как назвали свою территорию эти племена?

Ответ: Алания.

4. Назовите основателя осетинской литературы, которому во Владикавказе перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник, а самая длинная улица и крупнейший Северо-Осетинский государственный университет носят его имя.

Ответ: Коста Хетагуров:

Зима и нас не миновала
В рост человека выпал снег,
И злая стужа перевала
Уж замостила русла рек.
Здесь ночи тягостны и длинны
Когда ж весна придёт опять?
Поужинав, не жжём лучины:
Нет кизяка – ложимся спать.

5. Один из крупных исследователей шедевра мировой цивилизации - нартского эпоса?

Ответ: Василий Иванович. Абаев.

Блок 2. Нарты - эпический народ, который осетины считают своим мифологическим предком.

1. Мир эпических нартов представлен образом сада. Нартский сад: это райский, идеальный мир, проникнут гармонией миропорядка и противопоставлен миру темного и неосвоенного хаоса. Назовите плод древа познания, древа жизни, источник плодоносящей и животворящей силы как главного сокровища сада нартов?

Ответ: яблоко.

2. Одно из главных божеств, которое является покровителем мелкого скота. В нартском эпосе он представлен как друг нартов, часто называют его добрым, щедрым и поэтому весной совершался праздник, во время которого его просили хранить и приумножить домашний скот. Произнесите это божество, имя которого произошло от слияния двух святых Флоры и Лавра?

Ответ: Фалвара.

3. Как-то заспорили нарты, кто из них самый лучший, и тогда “Алагата вынесли знаменитую четырехугольную чашу Нартов – Нартамонга. Сырдон наполнил ее разными напитками, змеями, ящерицами, лягушками, чем попало. Алагата сказали: “Тот, кто спляшет с Амонга на голове и ничего не прольет, тот хороший танцор” . “Ацамонга нартов была чаша. Было в ней семь отметок (семь делений). Никто не мог выпить из нее свыше трех, кроме Хамыца... Нарты клялись своей Ацамонгой” и называли её “выявительницей правды”. Добавьте информацию о волшебных свойствах чаши нартов, если мы по сказкам разных народовзнаем, что необычность можно сопоставить с волшебной лампой Аладдина, скатертью самобранкой?

Ответ: благополучие, она никогда не пустела, оставаясь наполненной лучшими напитками, как бы нарты не опустошали ее.

Блок 3. “И если завтра мой язык исчезнет,
То я готов сегодня умереть”. Расул Гамзатов.

1.Самый известный пример: названия рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай просиходят от скифо-сарматского danu - вода, река. Сегодня единственный народ, сохранивший это слово(осет. "дон" - вода, река) - это осетины. Какой город в России носит в своём названии осетинское звучание?

Ответ: Ростов.

2. По преданию у родоначальника осетин было пять сыновей: Сидамон, Царазон, Кусагон, Агуз и Цахил. От них произошли роды Сидамоновых, Царазоновых, Кусагоновых, Агузовых и Цахиловых... Назовите титул военного вождя рубежа XIII-XIV веков, если его у разных народов приравнивают к национальному герою?

Ответ: Ос-Багатар. Слово “Багатар”, как и русское слово “богатырь” можно соотнести с тюркским произношением слова герой- предводитель: багхатур, багадур, батур, батыр, батор.

3. Считается, что этот браслет по составу сходен с обыкновенным углём, а в зоологии первых два слога произносят гуси. О каком полудрагоценном чёрном янтаре идёт речь?

Ответ: Гагат.

4. Какое имеют общее название один из древнейший народов, населяющих центральные части Кавказа по- грузински и в зоологи: семейство перепончатокрылых жалоносных насекомых, обитающих по всему миру?

Ответ: Осы.

По одному представителю от команды с экспертом уходят в кабинет родного языка.

Ведущий выдаёт карточку каждому игроку

Карточка. Подставить к осетинским словам русский перевод: лира, звезда, тяжесть, я, каждый, мать, дверь, рука, шляпа-папаха, хорошо:

  1. Английское "arm" и осетинское "арм"
  2. Английское "door" и осетинское "дуар"
  3. Старорусское "аз" и осетинкое "?з"
  4. Осетинское "хорз"
  5. Русское "вес" и осетинское "у?з"
  6. Самая родная женщина в семье осетинское слово "мад"
  7. Немецкое "alle" и осетинское "алы"
  8. Немецкое "hut" осетинское "худ"-
  9. Латинское "stella" и осетинское "стъалы"
  10. Латинское "pandura", лира и осетинское "ф?ндыр"

Правильные ответы: 1 – рука, 2 – дверь, 3 – я, 4 – хорошо, 5 – тяжесть, 6 - мать, 7 – всякий, каждый, 8 – шляпа – папаха, 9 – звезда, 10 – лира.

Блок 4. “Это страна, полная всяческих благ, коней и стального оружия, кольчуг и благородных камений”...

Так писал об Алании IX века армянский автор Шапух Багратуни.

1. Каждый в Осетии слышал хотя бы одну историю о чудесном происхождении древних святилищ на нашей земле. Сегодня ещё живы и очевидцы некоторых таинственных, загадочных явлений. Итак, легенда, посвящённая возникновению дзуара – святилища: в древние времена покровитель мужчин, путников и воинов: Уастырджи решил выстроить для осетин святилище из брёвен, которые никогда не подвергались бы гниению. Таким свойством отличались деревья в лесу по ту сторону гор. Уастырджи приказал своим волам перевозить оттуда брёвна через гору против храма, где ныне ледник. Арбы нагружались сами собой, и волы шли без проводника по назначенному пути. Сложив лес, волы вернулись к Уастырджи, а из брёвен сам собою выстроился храм, без помощи человеческих рук.

Назовите сооружение, стилизованное под образ дракона, который у ариев не зло, а святая мать-земля с реками и морями, ледниками и огнедышащими вулканами?

Ответ: храм-святилище Реком, святилище XIV–XV веков, а также есть место первоначального нахождения дзуара – святилища, датированного эпохой средней бронзы (две тысячи лет до нашей эры), посвящён храм божеству плодородия, праздник с одноимённым названием, отмечался в июле и был широко распространён в Алагирском ущелье.

2. В Средней Азии она двух колёсная повозка, в Осетии длинная и четырёхколёсная. Как называется на тюркском языке этот вид гужевого транспорта?

Ответ: Арба, приводимая в движение тягловыми животными.

3. Её ежедневно мыли и чистили и строго следили за тем, чтобы она была во время накормлена и напоена. Именно о ней немецкий путешественник, языковед Юлиус Клапрот, побывавший в XIX веке в Осетии, напишет, что она очень вынослива и превосходна для переходов через горы и можно добавить, что через пропасть, чтобы не закружилась голова и не потерять сознание, можно довериться ей. О ком идёт речь?

Ответ: Лошадь.

4. Овцеводство – очень важная отрасль скотоводства, вторая по своему значению у осетин. Овцы в виде подвесок, изображения на бронзовых топориках, из шерсти: платки, чулки, бурки, башлыки, из молока – кисломолочные продукты. Получается, что количество животных должно быть немалым, за этим и следили работники, которые пользовались пастушеским счётом? Почему он был доступен даже детям?

Ответ: зазубрины на палке у пастуха дают возможность даже безграмотному человеку вести счёт животным.

5. Почему, встретившись со стариком или женщиной, всадник должен с лошади?

Ответ: В знак уважения и если нужно мог проводить до места назначения

6. Почему ирад является одной из главной причины существования обычая умыкания?

Ответ: Ирад или выкуп достаточно высок, и поэтому многие не могли жениться до 40-45 лет, так как вынуждены работать по найму, чтобы накопить на выкуп за невесту.

Блок 5. “На добром слове об одежде - дверь в душу отвори скорей!”

1. Обратите внимание на мужской и женский костюмы. Что являлось национальной особенности осетинской одежды?

Ответ: сходство по покрою и способу ношения внешнего мужского и женского платья.

2. Часть мужской одежды, относящаяся к послемонгольскому периоду, и связана с появлением огнестрельного оружия?

Ответ: черкеска, считавшаяся праздничной одеждой.

3. Эта накидка с широкими плечами, часто длинная до пят, на шее завязывалась или застёгивалась на пуговицы и служила защитой от дождя, холода, жары. А вот чем она была для чабана?

Ответ: постель. Речь идёт о применении традиционной одежды пастухов – бурке.

4. О глубокой традиционности из козьего пуха этого остроконечного капюшона, говорит то, что он считался одним из лучших подарков невесты для родственников жениха. Как на тюркском языке мы назовём этот капюшон, который пригодится в непогоду поверх какого-либо головного убора?

Ответ: Башлык.

5. Лёгкое женское покрывало на голову, спускающееся плечам, поясу или ногам у осетин, а у нас часть традиционного свадебного наряда?

Ответ: Фата.

Блок 6. Мед ко всякому блюду кстати.

1. Любимое блюдо осетин, как и других горцев физонаг. Ритуальность заключена в том, что любое семейное торжество не начиналось без него. Как называется более привычное для современных людей блюдо из сердца, печени, лёгких, обжаренных на вертеле?

Ответ: Шашлык.

2. Эти фасолевые, тыквенные сырные пироги унаследованы от алан, обязательны для приёма гостей, свадеб. А где фыджын не предложат?

Ответ: На поминках.

3. Ухлибых – традиционно любят осетины и многие другие народы. Какой компонент необходим для этих пирогов?

Ответ: Сыр. Для его изготовления использовали козье, овечье или коровье молоко. В наше время, преимущественно используется цельное коровье молоко. Чем выше его качество, тем вкуснее и ценнее сыр. 

Осетинский сыр мог храниться долго, порой многие месяцы, а то и годы, не теряя своих вкусовых качеств. Для этого готовили сильно - соленой раствор (хандыг) и заливали им подсушенные сыры в специальных бочках. Для определения количества соли в растворе пользовались куриным яйцом. Когда оно перестаёт тонуть - соли достаточно. В старину, вместо воды для раствора использовали сыворотку. 

4. Относится к самым древним осетинским блюдам. Дзыкка напоминает кашу желтоватого цвета и варится из сметаны и пшеничной или кукурузной муки. Что так долго варят на медленном или среднем огне, до того, пока она не перестанет прилипать к стенкам чугунка?

Ответ: Это масло может хранится долго, так как подсолено.  Его тёплым можно было мазать на хлеб.