Обобщающий урок по теме "Психологические портреты" с использованием элементов интеграции с уроком психологии. 10-й класс

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


В любом УМК по английскому языку есть темы, посвященные личности, характеру человека. Естественно, учебники предлагают достаточно большой объем лексических единиц по теме. Учителя иностранного языка знают, какую сложность для детей представляет освоение лексики. На создание приличного словарного запаса требуются годы, а овладение лексическим материалом порой кажется учащимся очень трудоемким и однообразным занятием. С другой стороны, именно недостаточность лексических знаний часто выхолащивает смысл высказывания, не позволяет ученику придать ему правильную эмоциональную направленность и, тем самым, лишает возможности донести свою идею до собеседника. Чувство беспомощности может привести к потере интереса к обсуждаемой теме и, как следствие, к уроку. Поэтому серьезной задачей для учителя является подтолкнуть ученика к изучению лексики, сделать это для него не формальным занятием, целью которого является, например, написание диктанта, а интересным, привлекательным, чтобы в дальнейшем активно пользоваться усвоенной лексикой, выполняя интересные и важные для него задания.

Одним из способов разнообразить освоение лексики являются информационно-коммуникационные технологии. Однако, при всем обилии обучающих компьютерных программ и сопутствующих учебникам компакт-дисков, они не всегда отвечают задачам урока, и у учителя возникает необходимость создания собственных мультимедийных презентаций.

Прилагаемая презентация может быть представлена на одном (обобщающем) уроке целиком или по частям в соответствии с последовательностью прохождения материала, а именно:

  • Personality.
  • Moods.
  • Who’s Who.
  • Prefixes.

Тема урока “Психологические портреты” охватывала разнообразные аспекты проявления человеческой личности. Известно, что в подростковом возрасте многие дети интересуются различными типами поведения человека, стараются понять себя, дать оценку своему внутреннему миру, характеру окружающих их людей, осознать, как они сами выглядят в глазах своих товарищей и одноклассников.

Этот урок был подготовлен совместно со школьным учителем психологии и биологии Васильевой Татьяной Сергеевной, которая проделала большой объем работы, вводя учеников в курс дела, знакомя с терминами, разъясняя типы поведения и характера человека.

Ниже предлагается поэтапное представление урока.

  1. Вступительное слово о науке “психологии”. Ученик подготовил 2-минутное выступление о том, что изучает “психология”, чем она интересна, какое практическое применение имеет.
     
  2. Психологический тренинг. Ученики и учитель садятся в круг, и каждый человек кратко характеризует себя, описывая плюсы и минусы своего характера. Поскольку дети учатся вместе не один год и знают друг друга достаточно хорошо, им приходится откровенно говорить о себе, не затушевывая недостатки и анализируя отдельные стороны своего характера. Дети могут вступать в дискуссию и корректировать друг друга. Опыт показывает, что давать себе оценку – это не простое дело, даже для взрослого человека. И не всегда восприятие человека самого себя совпадает с видением его со стороны, и тут возможны как приятные, так и неприятные сюрпризы, но, в любом случае, дети испытывают большой эмоциональный подъем при выполнении этого задания. В качестве примера можно привести следующее высказывание:
    I think, I аm rather optimistic. I am always in a good mood and feel cheerful in any situation. Unfortunately, I am a bit disorganized person. I never put things on the right place, I often forget about my meetings and my room is a real mess.
     
  3. Поведенческие типы. Пользуясь различными источниками (Интернет, консультации учителя психологии, библиотека), три ученика подготовили выступления о различных типах поведения человека, а именно:
    А) “Ментор” – это наставник, инструктор, человек, который учит, указывает, уверен в своей правоте, думает об остальных, берет ответственность на себя.
    Б) “Взрослый” – человек, который ведет себя со всеми на равных, дает совет, если его об этом попросят, чувствует себя комфортно в новой обстановке и в любой компании. Этот тип поведения не обязательно характерен для людей одного возраста. Такой тип поведения могут демонстрировать люди разных поколений.
    В) “Ребенок” – человек, который ищет поддержку и просит помощи у окружающих, безответственный, часто не может решить проблему, отступает, не имеет своей позиции, просит помощи
     
  4. Диалоги. Учащиеся получили домашнее задание, которое заключалось в том, что они должны были составить диалоги по следующей ситуации: ученик просит учителя разрешения переписать тест, с которым он не справился. В результате учитель соглашается.
    Участники диалога демонстрируют различные типы поведения. Так, в первом диалоге учитель – “ментор”, а ученик – “ребенок”. Во втором диалоге общаются два человека с поведенческим типом “взрослого”, то есть разговор происходит на равных. В третьем случае обыгрывается редкая, но возможная ситуация, когда ученик – “ментор”, он давит на учителя, не переходя при этом границ вежливости, а учитель, демонстрируя поведенческий тип “ребенка”, ведет себя неуверенно, отступает от своих позиций. Каждый тип диалога развивается по своему сценарию, имеет свою тональность и нюансы. При этом в каждом диалоге выбор речевых средств диктуется типом поведения участников диалога. Так, в первом диалоге ученик придерживается официального и вежливого тона, употребляя соответствующие языковые модели, например, условные предложения второго типа (Would it be OK if I did…) использует в своей речи смягчающие модификаторы (Could you possibly let), употребляет время Past Simple, характерное для формул вежливой просьбы (I thought if you could или I wondered if you were busy right now) или Present Continuous, которое “сглаживает” ситуацию, делая просьбу ненавязчивой (I’m hoping you can let me…).
    В третьем диалоге ученик употребляет лексические и грамматические конструкции, характерные для прямолинейного, напористого человека, позволяющего себе категоричные высказывания с элементами панибратства.
     
  5. Ролевая игра. Для проведения ролевой игры была выбрана всегда актуальная тема – “Новенькие в классе”. При появлении в классе нового ученика происходит перестройка всей уже устоявшейся системы взаимоотношений, в которой каждый ученик занимал какую-то нишу. Некоторые дети этого хотят, а некоторые опасаются. Для “новенького” ситуация представляется наиболее сложной – надо быстро разобраться в обстановке, определить лидера, выбрать правильную манеру поведения, добиться желаемого статуса и так далее. Общими усилиями мы создали некий виртуальный класс, включив туда все общеизвестные типажи. Дети написали ролевые карточки с описанием характера и типа поведения каждого действующего лица. В качестве примера, ниже приводятся три характеристики.
    Kate – the leader of the class. Assertive and bossy. Does not pay attention to the opinions of her classmates. She thinks she’s the cat’s whiskers.
    David (a new student) – very shy, reserved, unhappy to find himself in such a difficult situation.
    The teacher – liberal, intelligent, patient, tolerant.
    Каждый ученик, получив ролевую карточку, выбрал и обдумал линию поведения в соответствии с характером его героя. Поскольку урок был открытым, мы ознакомили всех присутствующих с этими типажами таким образом – каждый ученик вставал и описывал своего товарища, а также учителя, по цепочке.
    Ролевая игра была разделена на три этапа.
    1) Беседа учителя с классом, в которой он обращается к детям с просьбой проявить свои лучшие качества при приеме двух новых учеников в коллектив, Затем он представляет “новеньких”.
    2) Разговор между детьми, в котором прослеживаются различные линии поведения, в соответствии с расписанными ролями.
    3) Заключение. Учитель вмешивается в разговор и обсуждает с ними человеческие качества, эталоны поведения в различных ситуациях, помогает им выбрать правильную манеру общения.
     
  6. Цвета. Учитель психологии прочитала лекцию о том, что по пристрастиям человека можно в какой-то степени определить его характер, и что, в частности, по цвету, который каждый из нас считает любимым, можно определить, что человек из себя представляет. Учащиеся перевели на английский предложенные психологом характеристики, и каждый ученик выучил одну их них. Дети опять садятся в круг, и каждый объявляет свой любимый цвет – в ответ они слышат описание своего характера, соответствующее этому цвету. Затем следует обсуждение, насколько правильна эта характеристика.
     
  7. Завершающий психологический тренинг. Каждый ребенок говорит о своем соседе справа что-то хорошее, обращаясь к нему лично. Например, Jane, you are reliable and responsible. You always do what you promise. You never let people down. I am happy to be your friend.
    Тот факт, что дети слышат такие приятные слова от своих одноклассников, не в третьем лице, а в личном обращении, глядя глаза в глаза, производит на них очень сильное впечатление и оказывает сильное положительный эмоциональное воздействие. На этой позитивной ноте заканчивается урок.

В процессе подготовки и проведения этого урока дети безо всяких усилий освоили огромное количество слов и расширили свой словарный запас. Более того, для того, чтобы охватить все нюансы характера человека им потребовался дополнительный лексический материал (помимо предлагаемого учебником), что позволило им точнее и определеннее высказываться по теме. Дети с благодарностью восприняли все элементы прилагаемой презентации, которая разнообразила уроки и облегчила им освоение лексики. Учащиеся проделали огромный объем самостоятельной работы, разыскивая в разных источниках материалы по поведенческим типам человека и шаблонам межличностного общения. Используя новую лексику, учащиеся строили диалоги, разыгрывали роли, давали различные характеристики и себе и своим товарищам, обсуждали положительные и отрицательные стороны человеческого характера, формулировали свои представление об идеальной манере поведения в конкретных обстоятельствах. Испытывая эмоциональный подъем при обсуждении таких важных для них тем, ученики перестали беспокоиться о том, что они говорят не на родном языке, а английский язык стал не целью, а средством выражения своих мыслей.

Стараясь создать внутреннюю мотивацию к работе, надо помнить, что наибольший интерес у детей вызывает та информация, которая затрагивает их эмоциональную сферу и имеет личностный контекст, и уметь находить такие темы для обсуждения, которые находят отклик у подростка.