Методическая разработка занятия по курсу "Учусь общаться"

Разделы: Работа с дошкольниками


Учебная задача: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

Цель занятия:

  • Обучающая - учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Способствовать их усвоению и использованию в поведении. Формировать коммуникативную компетенцию. Учить выражать свое мнение публично.
  • Воспитывающая - учить проявлять терпение к недостаткам других; формирование мотивации на толерантное общение.
  • Развивающая - развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты; накопление личного опыта осознанного применения коммуникативных универсальных учебных действий в ситуациях общения.

Критерии оценивания результатов: Осознанный выбор детьми того или иного варианта общения в конфликтной ситуации (стремление к компромиссу, уступке, побуждение к сотрудничеству). Самооценка детьми своих достижений на занятии: какие новые для них способы общения они освоили для последующего применения в реальной жизни.

Оборудование: карточки с пословицами, ТСО: магнитофон, проектор, компьютер, пиктограммы эмоций, клубок цветной шерсти, кассеты с записями песен, "коврик мира", картинки и др.

Ход занятия

Вводная часть.

Вход под музыку "Неразлучные друзья: взрослые и дети".

1. Ритуал приветствия "Здравствуй, друг!"

- Когда люди встречаются друг с другом, прежде всего... Что они делают? Верно, приветствуют друг друга. Любое общение начинается с приветствия. Сейчас, я предлагаю поприветствовать друг друга улыбкой и сказать, о том, как мы рады видеть друг друга.

"Здравствуй, друг! Как ты тут? Где ты был? Я скучал Ты пришел. Хорошо!"

"Здравствуй, друг!" - пожимают друг другу руки. "Как ты тут?" - кладут руку на плечо партнера. "Где ты был?" - берут партнера за ухо. "Я скучал" - прижимают руку к сердцу. "Ты пришел" - разводят руки в стороны. "Хорошо!" - обнимаются.

2. Разминка "Постройся вряд по признаку".

- Эта игра - на знание друг друга и быстроту реакции. Правила такие. На счет "1,2,3" нужно как можно быстрее построиться в один ряд. Я называю признак, по которому это нужно сделать (например, "построиться по росту"), а вы становитесь в ряд - впереди самый высокий ребенок, в конце - самый маленький. Понятно? Итак, постройтесь в ряд!

Ведущий предлагает разные варианты, например, построиться по цвету волос, по росту, по размеру обуви, по цвету платья, кофточки, пиджака, по цвету глаз - от самого темного до самого светлого. После каждого раунда игры ведущий обсуждает, почему получилось или не получилось построиться правильно и быстро.

Мы дружно поиграли, и узнали кто у нас самый-самый. А вот запомнили вы это или нет, мы сейчас проверим: самый высокий - это ... (имя ребенка) и т.д.

3. "Мозговой штурм". Игра с мячом.

Учебная задача: определить: "что было раньше, что позже?"

Кто кем был раньше:

Цыпленок - яйцом; конь - жеребцом; яблоня - семечком,; рыба - икринкой; хлеб - мукой; бабочка - гусеницей; птица - птенцом; шкаф - деревом; мастер - учеником; шуба-мехом; сильный - слабым.

Основная часть

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе, побуждать детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом.

-Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)

- С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)

- Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные/мнения? / (Ответы детей)

1. Игра "Ссора"

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;

дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Способствовать их усвоению и использованию в поведении. Проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

2. Драматизация

На слайдах диагностические ситуации. + Этюды детей на эти ситуации. ("Экспресс-диагностика коммуникативной компетенции детей 5-6 лет")

Ситуация 1. Отнимает игрушки.

Ситуация 2. Сломал игрушку.

Ситуация 3. Взрослые ребята не принимают в игру.

Ситуация 4. Ломает постройки.

-Как бы Вы поступил на месте этой девочки (этого мальчика)?

3. Обсуждение конструктивных и неконструктивных способов поведения.

- Можно ли помочь слезами горю? (Ответы детей)

- Отчего вы чаще всего плачете? (Ответы детей)

- Можете ли вы не плакать совсем? Почему? (Ответы детей)

- А стоит ли вам отказать себе в таком удовольствии? (Ответы детей)

- Что нужно сделать, чтобы расхотелось плакать? (Ответы детей)

- Послушайте, ребята, стихотворение "Слезы":

Ты можешь плакать
Двадцать дней
И двадцать пять ночей
Пока
Из горьких слез твоих
Не побежит ручей ...
Ты можешь плакать
Много лет,
Пока не станешь
Стар и сед,
Но слезы не спасут от бед
И не помогут горю.
А если это ясно,
То не реви
Напрасно.
(Р. Сеф "Слезы")

4. - Ребята, если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первым признать вину. В этом вам помогут волшебные слова. Какие? (дети отвечают, а педагог показывает таблички со словами "Извини", "Давай я тебе помогу", "Давай играть вместе"). Как можно помириться?

Заключительная часть

1. Игра "Коврик мира"

- Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами "коврик мира". Давайте договоримся, если возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Педагог кладет в центре комнаты ткань, а на нее - красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что девочки хотят взять эту игрушку поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на "коврик мира", а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему.

Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)

2. Учимся работать в паре, объясняем пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки по теме (работа с тетрадью Е.Н. Дзятковской).

"Как аукнется, так и откликнется"

"Сам себя губит, кто других не любит"

"Согласного стада и волк не берёт"

"Один в поле не воин"

"Москва - слезам не верит"

Вывод: От того, умеем ли мы дружить или нет, зависит здоровье людей и природы.

Ребята, мы знаем, что у нас один общий дом - ПРИРОДА.

Дом, без которого нам не прожить.

-Кто кроме нас, людей, живёт в этом доме? (Ответы детей)

- А как вы думаете, что произойдёт, если люди друг к другу будут относиться хорошо, а к животным и растения плохо? (Ответы детей)

Давайте вспомним правила поведения в лесу.

Посмотрите на экран. Что нельзя делать?

1-й слайд. Не забирайте из леса домой животных.

2-й слайд. Не шумите в лесу!

3-й слайд. Не рвите редкие цветы!

4-й слайд. Не ловите бабочек и стрекоз!

5-й слайд. Не портите несъедобные грибы.

Физкультурная минутка.

3. Игра "Скучно, скучно так сидеть".

Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Ведущий читает стишок.

"Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть,
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?"

Как только ведущий заканчивает читать стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает в игре тот, кому не достался стул.

Игра "Ты мне нравишься"

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

4. Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. Дети сидят в общем кругу.

- Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: "Катя! Ты мне нравишься, потому что (с тобой очень весело играть в разные игры)".

Катя, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Катя должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Ульяне, она также произносит добрые слова: "Ульяна! Ты мне нравишься, потому что ..." И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны "паутиной".

- Легко ли говорить приятные вещи другим детям? (ответы детей)

- Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? (ответы детей)

- Дружные ли дети в нашей группе? (ответы детей)

- Почему каждый ребенок достоин любви? (ответы детей)

- Что-нибудь удивило тебя в этой игре? (ответы детей)

5. Ритуал прощания "Салют!"

Экспресс-диагностика эмоционального состояния: "Веревка радости"

Литература:

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. М.: Генезис, 2007 г.
  2. Е.Н. Дзятковская. Учись учиться. Рабочая тетрадь.
  3. Е.Н. Дзятковская. Учусь учиться. Учебная программа. Методические рекомендации. М.: 2009 г.

6.12.2010