Число и цифра 7. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

1) познакомить с числом и цифрой 7, изучить состав числа 7;

2) развивать логическое мышление, внимание, память.

3) формировать математическую речь.

Оборудование: карточки с цифрами, образец написания цифры 7.

1. Актуализация опорных знаний.

1.

cчёт: от 1 до 20 (прямой и обратный).

счёт от 11 до 19; от 7 до 17;

счёт от 6 до 16; от 5 до 19; от 3 до 14;

2. Игра "Молчанка" (ответы показывают цифровым "веером").

- какое число следует за числом 5, 7;

- какое число стоит между числами 5 и 7,2 и 4,13 и 15,18 и 20;

- какие числа являются соседями числа 6.

3. Игра "Найди правильный ответ" (ученики на доске соединяют примеры с ответами).

3 -1 +3 1 4 5-2+3

1+5 – 3 2 5 6-4+2

2+3 -4 3 6 4+1-3

5+1-4 6-5+4

4. Примеры с "окошечками".

2. Изучение нового материала.

1. Знакомство с числом и цифрой 7.

- Отгадайте загадку:

В этой книге 6 листов простых,

А седьмой золотой.

- О какой книге идёт речь? (календарь)

- Какие шесть листов простых и золотой седьмой?

2. О числе 7:

Число 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов,7чудес света в Древней Греции. И в литературе сохранило эту роль (называют пословицы и поговорки, где встречаются слово "семь")

3. Написание цифры 7.

- на что похожа цифра 7?

(Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога. С.Маршак )

(Семь - точно острая коса.
Коси, коса пока роса.)

Пальчиковая гимнастика

Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

4. Письмо цифры 7.

5. Состав числа 7 (заполняют на доске таблицу).

7

6

1

5

2

4

3

6.

а) Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части.

(Работа по учебнику - тетради с.2- № 1).

б) Сравнение чисел в пределах 7 (с.2 - № 3).

7. Задачи в стихах.

Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под ёлкой?
Пять ворон на крышу сели,
Два ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело?
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок
Прилетело на урок?
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли
Сколько в хоре голос

3. Физкультминутка. (Хомячок)

Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка хочет сильным стать.

4. Повторение пройденного.

1. Решение примеров в два действия с помощью числового отрезка (с.2-№2).

2. Логические задания:

- недостающая фигура (с.3-№7)

- задачи (устно):

а) На столе лежали три конфеты в одной кучке. Два матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки.

Как это понимать? Сколько человек брали конфеты?

б) Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжали свой путь. Как они это сделали? (Ответ: двое подошли к разным берегам).

в) На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьёв. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей? (Ответ: да, улетел так как синиц всего 5).

г) Нина живёт на пятом этаже, а Катя – на восьмом. Петя и Коля живут ниже Кати, но выше Нины. Петя живёт ниже Коли. На каких этажах живут Петя и Коля?

д) Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

е) У девочки было 5 орехов. Один она отдала брату, и у них стало орехов поровну. Сколько орехов было у брата вначале?

3. Решение числовых выражений в одно и несколько действий (с комментированием с.3- №5).

4. Взаимосвязь между целым отрезком и его частями. Составление равенств. Самостоятельная работа с.3-№4.

5. Геометрические задания:

- начертить отрезок АВ, замкнутую линию, незамкнутую линию.

- построить геометрические фигуры из 5, 6, 7 счётных палочек.

5. Итог урока.

- Что показалось самым интересным на уроке?