Урок развития устной речи "Открытие и исследование Антарктиды". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Задачи урока:

  1. Сформировать представление о роли Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева в открытии материка, Р.Амундсена и Р.Скотта – в достижении Южного географического полюса.
  2. Продолжить работу по развитию устной речи учащихся через организацию работы с текстом учебника и дополнительными текстами, участие в обсуждении.
  3. Совершенствовать навыки работы с текстами: выделение главного, установление соответствия между частями текста, обобщения информации.
  4. Продолжить развитие навыков работы с географическими картами: чтение информации, использование её для аргументации ответа.
  5. Воспитывать уважение к исследователям, их деятельности; чувство признательности и гордости подвигом первооткрывателей Антарктиды.

Оборудование урока: географические карты “Антарктида”, “Великие географические открытия”, портреты Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева, Р.Амундсена, Р.Скотта.

Ход урока

1. Мотивация и актуализация знаний учащихся.

Организация беседы.

  1. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “Антарктида”?
  2. Подумайте, почему Антарктида была открыта позже всех материков. Выдвинете 3-5 предложений.

Обсуждение.

2. Новый материал. Открытие материка.

  1. Вводное слово учителя о кругосветном плавании Дж. Кука 1772-1775гг. в южных широтах и поисках неизвестной Южной земли.
  2. Работа с картой “Великие географические открытия”. Установление маршрута путешествия Дж. Кука.

  3. Организация работы учащихся с дополнительным текстом из книги “Антарктида” (Грушинский Н.П., Дралкин А.Г.).

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие чувства испытывал Дж.Кук, когда делал запись в дневнике?
  2. Какое заключение о положении и природе южного материка сделал Дж. Кук?
  3. Организация работы с текстом учебника с. 182 (Душина И.В. “География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.”)

Задание:

  1. Прочитайте в учебнике текст об открытии Антарктиды русской кругосветной военно-морской экспедицией.
  2. Установите маршрут экспедиции по карте “Великие географические открытия”.
  3. Спустя какое время после плавания Дж. Кука была открыта Антарктида?
  4. Подумайте, какие записи вы можете сделать в тетради. Запиши главное.

3. Достижение Южного полюса.

  1. Организация работы с текстом учебника.

Задание:

  1. Прочитайте текст о достижении Южного полюса.
  2. Подумайте, какие сведения необходимо запомнить. Запиши самое главное в тетрадь.
  1. Рассказ учителя о достижении Южного полюса экспедициями Р.Амундсена и Р.Скотта. Работа с картой.
  2. Организация работы с дополнительным текстом из книги “Антарктида” (Грушинский Н.П., Дралкин А.Г.).

Вопросы к тексту:

  1. Установите, какие природные особенности Антарктиды не учел Скотт при подготовке экспедиции?
  2. В чем вы видите героизм и самоотверженность Скотта и его товарищей по экспедиции?
  3. Согласны ли вы с тем, что первооткрывателями Южного полюса в равной степени можно считать и Скотта и Амундсена?

Обсуждение.

4. Современные исследования Антарктиды.

Организация работы с текстом учебника с.182-183.

Задание:

  1. Прочитайте текст.
  2. Установите основные этапы в исследовании материка.
  3. Ученые каких стран положили начало исследованию материка?
  4. Пользуясь картой, установите, ученые каких стран мира сегодня продолжают изучать материк и его природу.

5. Подведение итогов работы на уроке.

Домашнее задание:

По выбору:

  1. Подготовить рассказ о современных исследованиях Антарктиды российскими учеными, о работе российских полярных станций.
  2. Подготовить рассказ о топонимах Антарктиды, связанных с именами открывателей и исследователей.

Самоанализ урока.

Данный урок – второй в теме “Антарктида”. Выделение темы “Открытие и исследование Антарктиды” в отдельный урок целесообразно, поскольку дает возможность полно реализовать воспитательный потенциал изучаемого материала благодаря использованию дополнительной литературы.

Знание особенностей географического положения Антарктиды позволило учащимся на этапе мотивации и актуализации знаний выдвинуть предположениях о причинах более позднего открытия материка. Знакомство с трудностями, с которыми столкнулись первооткрыватели, стало мотивом для более подробного изучения темы “Природа Антарктиды”.

Организация работы с дополнительными текстами позволила:

  • расширить знания учащихся об истории открытия и исследовании материка и нацелить их на самостоятельное получение дополнительных знаний по данной теме;
  • совершенствовать навыки работы с текстами;
  • развивать устную речь: составление развернутого высказывания, установление дефицита в ответе и дополнения по существу, формулирование уточняющих вопросов и т.д.

Содержание и организация деятельности учащихся решили поставленные задачи:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1. Мотивация и актуализация знаний учащихся 1. Подготовка вопросов.

2. Организация обсуждения.

1. Участие в беседе.

2. Составление развернутых высказываний.

3. Выдвижение предположений и их обоснование.

1. Развитие монологической и диалогической речи.

2. Развитие навыков коммуникативного общения.

2. Новый материал. Открытие материка. 1. Рассказ.

2. Организация работы с географической картой, руководство деятельностью учащихся.

3. Организация работы с дополнительным текстом и текстом учебника.

1. Слушание.

2. Работа с географической картой.

3. Чтение и анализ текста:

  • поиск конкретной информации, необходимой для ответа на вопрос;
  • выделение главного;
  • определение формы записи в тетради.

4. Участие в обсуждении.

1. Развитие навыков работы с текстом.

2. Овладение навыками составления авторских текстов на основе полученной информации.

3. Развитие навыков считывания информации с карты.

3. Достижение Южного полюса. 1. Организация работы с текстом учебника.

2. Рассказ.

3. Организация работы с дополнительным текстом.

4. Организация обсуждения.

1. Работа с текстом: выделение главного.

2. Составление авторского текста по результатам анализа информации.

3. Работа с дополнительным текстом:

  • интерпретация информации;
  • достраивание информации по контексту;
  • формулирование собственного мнения на основе полученной информации.
1. Приобретения опыта написания авторского текста (записи) на основе полученной информации.

2. Закрепление навыков работы с текстом

3. Развитие монологической и диалогической речи, формулирования развернутого высказывания.

4. Современные исследования Антарктиды. 1. Организация работы с текстом учебника.

2. Организация работы с картой.

1. Работа с текстом: выделение смысловых блоков, установление последовательности.

2. Работа с географической картой.

1. Закрепление навыков работы с картой.

2. Закрепление навыков работы с текстом.

3. Приобретения опыта составления авторского текста (записи) в соответствии с поставленной задачей.

Вывод: Результаты урока – знания, усвоенные учащимися на уроке, умения и навыки, на развитие которых было ориентировано содержание, – в целом соответствуют запланированному. Воспитательный эффект урока состоялся благодаря использованию дополнительных текстов и организации обсуждения.