Экологический ринг "Знатоки родной природы"

Разделы: Работа с дошкольниками


На протяжении многих лет углублённо работаю по теме “Воспитание нравственных чувств в процессе общения детей с природой”. В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные формы: различные акции, конкурсы, игры “Что, где, когда?”, экологические ринги. Предлагаю вниманию читателей один из экологических рингов.

Программные задачи

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.
  2. Уточнять представление детей о растительном и животном мире севера.
  3. Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций, загадки и вопросы. Поощрять независимую обоснованную позицию.
  4. Продолжать учить детей работать сообща, дать возможность ощущения радости поиска наилучших решений.

Словарная работа: активизация словаря – эколог, экология, юннат, Кольский полуостров, лось, подосиновик, сыроежки, малиновое, черничное, клубничное (варенье), морошка, зайцы – листопаднички.

Материал: эмблемы команд, шапочки для “птиц” и “ягод”, карточки с изображением животных и их следов, напоминающее знаки, реквизит для сценки, три кормушки с кормом. Ягоды для дегустации.

Предварительная работа:

  1. Чтение книг:
    • “Край, который я люблю” А. Н. Кохичко.
    • “Сорочьи тараторки” Н. Сладков.
    • “С любовью к природе” Э. Н. Соловьёва.
    • Сборники рассказов Чарушина и Скребицкого.
  2. Заучивание стихов:
    • “Наши друзья” Г. Ладонщиков.
    • “Берегите птиц зимой” Берестов.
  3. Наблюдения на прогулках за птицами и белками.
  4. Рассматривание картин и альбомов о природе
  5. Разучивание загадок, песен.
  6. Изготовление кормушек.

Ход урока

Ребёнок: Ребёнок:
У каждого листочка,
У каждого ручья,
Есть главное на свете –
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья,
У каждого на свете,
Есть родина своя.
Там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные,
Мы родиной зовём.

Ведущий:

А мы с вами родились на севере, на Кольском полуострове и поэтому север- это наша маленькая Родина. И сейчас мы узнаем, как вы знакомы с природой своего родного края. Итак, мы начинаем игру “Знатоки родной природы”

I. Конкурс приветствий

Прошу капитанов представить свои команды.

Команда “Юный эколог”

Наш девиз – “Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!”

Команда “Юннаты”

Наш девиз – “У природы есть друзья, это мы, и ты, и я”.

А теперь команды поприветствуйте друг друга

Команда “Юный эколог”

“Соперник выходи на честный бой!
И пусть жюри рассудит нас с тобой.
Эколог – я, а ты - юннат,
Хранить природу каждый рад!”

Команда “Юннаты”

“Здравствуйте, дорогие участники и зрители!
Мы, юннаты - природы родной знатоки и любители.
Охраняем лес и его жителей,
И очень просим каждого из вас,
В любое время года всякий раз,
С добрым сердцем в лес входите,
Всё, что есть в нём – берегите!”

А теперь команды, поприветствуйте наше уважаемое жюри.

Команда “Юный эколог”

“Здравствуй, доброе и щедрое жюри,
От бумажек оторвись и посмотри:
Мы – экологи: хранители лесов, рек, озёр, кустарников, лугов.
По весне мы дружно в лес пойдём,
Все жестянки и стекляшки соберём.
Чтобы зайка в травке бегал смело,
Чтобы птичка в небе песни пела”.

Команда “Юннаты”

“Юннаты – народ весёлый.
Мы в лес отправляемся после школы,
Накормим белку, накормим синиц,
Снегирей и прочих птиц.
Жюри, посылаем мы вам привет!
Любите природу, живите сто лет”

Ведущий: спасибо, молодцы! А теперь команды займите свои места. А уважаемое жюри, оцените первый конкурс

II. Конкурс загадок

Ведущий:

“Белобокая сорока, прилетела из далёка,
Не сказала, где была.
Но зато, она, ребятки, интересные загадки
На хвосте нам принесла”

Команда “Юный эколог”

  1. На поляне возле ёлок дом построен из иголок.
  2. За травой не виден он, а жильцов в нём миллион (муравейник)

  3. Ягода, не сладость, зато глазу - радость.
  4. И лесам – украшение, и снегирям – угощение (рябина)

  5. Он в берете ярко-красном,
  6. В чёрной курточке атласной.
    Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит (дятел)

  7. Он большой и неуклюжий, спит зимой, не любит стужи.
    Он живёт в лесах, горах, на людей наводит страх.
    Но уж мимо не пройдёт, если где увидит мёд (медведь)

Команда “Юннаты”

  1. За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя,
  2. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара (лиса)

  3. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
  4. Ходит смело и легко, рога раскинув высоко (лось, олень)

  5. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
  6. Очень прямо я росту в высоту,
    Если я не на опушке – ветки только на макушке (сосна)

  7. Красногрудый, черноклювый любит зёрнышки клевать.
    С первым снегом на рябине, он появится опять (снегирь)

Оценки жюри

III. Конкурс “Птичья столовая”

Участвуют все дети, им раздаются шапочки с разноцветными кружками, соответствующие окраске птиц. Под музыку птицы летают, а по окончании музыки, слетаются, каждая к своей кормушке.

Снегири – красная шапочка – рябина.
Синицы – жёлтая шапочка – сало.
Воробьи – коричневая шапочка – хлебные крошки, семечки.

Оценка жюри

Ведущий:

“Идёт в тайгу охотник, с собою прихватив два фотоаппарата и фотообъектив.
Он по лесу крадётся, напав на верный след.
И делает не выстрел, а делает портрет.
К нему ребята часто приходят посмотреть,
Какой кабан клыкастый, какой большой медведь!”

IV. Конкурс фотографов

Приглашаются по два участника от каждой команды

1. “Узнать животных по следу” (заяц, белка, лось – первая команда) (медведь, волк, лиса – вторая команда)

2. “Отобрать животных, живущих в наших северных лесах” (карточки – медведь, заяц, лиса, лось, олень, волк, тигр, лев, леопард, верблюд)

Оценка жюри

А теперь, честной народ, заводи-ка хоровод!

Музыкальная пауза “Хоровод в лесу”

V. Сладкий конкурс

Приглашаются к столу по три участника от каждой команды. Дети с закрытыми глазами определяют на вкус ягоды. (Брусника, черника, клубника – первая команда) (Клюква, малина, морошка – вторая команда)

Оценка жюри

VI. Блиц-конкурс.

За одну минуту нужно ответить на большее количество вопросов. На сколько вопросов ответите, столько и получите очков.

Команда “Юный эколог”

  1. Почему снегирю дано такое имя? (прилетает с первым снегом)
  2. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  3. Каких зайцев называют листопадничками? (рождаются осенью)
  4. Где раки зимуют? (под водой, под корягами)
  5. У какого дерева ствол белый? (берёза)
  6. Какая ягода бывает и красной, и белой, и чёрной? (смородина)
  7. Кровожадный хищник наших лесов? (волк)

Команда “Юннаты”

  1. Для чего птице хвост? (руль, держатся на дереве)
  2. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
  3. Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц)
  4. Последняя ягода наших лесов? (клюква)
  5. Кто собирает грибы спиной? (ёж)
  6. Самое крупное животное наших лесов? (лось)
  7. Какие грибы растут под осинами? (подосиновики)

Оценки жюри

VII. Конкурс “Любители и нарушители”.

Ведущий: сейчас вы посмотрите небольшую сценку “Прогулка в лесу”. Будьте внимательны. Если заметите какие-либо нарушения в поведении героя, отмечайте их. В этом нам помогут напоминающие знаки. Победит та команда, которая не пропустит ни одного нарушения. Удачи вам!

Нарушения:

  1. Выбрасывает мусор в лесу.
  2. Разводит костёр.
  3. Забирает домой ежонка.
  4. Трогает яйца в гнезде.
  5. Сбивает ногой грибы.
  6. Громко играет музыка.

Оценка жюри

Ведущий:

“С песней праздник веселее,
Без неё нам жить нельзя,
Потому исполнить песню,
Приглашаю, вас, друзья!”

Исполняется песня “Помощники природы”

Ведущий:

Вот и закончилась наша игра, вы молодцы! Вы показали хорошие знания о природе родного края. А теперь окончательные итоги подведёт жюри.

Награждение команд. Круг почёта.