Слова, обозначающие названия признаков предметов

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели урока:

  • Образовательные:
    • повторить материал о словах названиях предметов и названиях действий предметов, научить правильно ставить к ним вопросы, а так же вопросы от предмета к действию;
    • закрепить написание знакомых словарных слов;
    • познакомить
      • со словами, обозначающими названия признаков предметов;
      • с ролью прилагательных в речи (уточнение, красота и  выразительность речи);
    • учить
      • задавать  вопросы от слов предметов к словам признакам;
      • подбирать признаки по готовым вопросам;
      • по словам-признакам, определять сам предмет;
      • подчёркивать слова названия признаков волнистой линией.
  • Коррекционно-развивающие:
    • работать над развитием связной устной и письменной речь;
    • развивать логическое мышление  учащихся;
    • работать над коррекцией зрительного и слухового восприятия;
    • развивать зрительное внимание и зрительную память;
  • Воспитательные:
    • воспитывать навыки самостоятельной работы;
    • прививать положительную мотивацию к уроку;
    • обучать правилам этикета в гостях;
    • воспитывать познавательный интерес к уроку;
    • воспитывать аккуратность при выполнении задании.

Наглядность и оборудование: картинки-домики для повторения, карточки со словарными словами и словами действиями предметов, учебники для 3 класса под редакцией Аксёновой А.К, карточки для самостоятельной работы, рисунок Незнайки, разноцветные воздушные шары, музыкальная запись (песня «Всё сбывается на свете» вокально-инструментальный ансамбль «Мастерок».).

ХОД УРОКА

1. Организация класса

Вот снова прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

2. Словарная работа

На доске висят слова, в которых пропущены гласные буквы. А рядом, на другой доске, слова действия предметов к каждому слову. Ребята должны не только правильно поставить ударение в словарных словах и объяснить их написание, но и подобрать по смыслу к каждому слову-названию предмета –  слово-название действия предмета.

к…ртина
        к…ртоф…ль
уч…ник
за…ц
т…вар…щ
р…бята

Повторение о словах названиях предметов и названиях действий предметов.

– Давайте теперь ко всем словам поставим вопросы.
– Какие слова отвечают на вопрос что? и кто? (Названия предметов).
– Сегодня ребята мы снова отправимся путешествовать в удивительную  Страну слов.  Как  вы сказали, там живут слова-названия предметов. (Вывешивается домик-схема, где указаны вопросы и как часть речи подчёркивается в предложении).

– К  каким словам – предметам  ставим вопрос – кто? (К  живым).
– К каким  словам-предметам ставим  вопрос – что? (К  неживым).
– Как подчёркиваем   эти слова в предложении?
– Ребята, а какие ещё там живут слова? (Названия действий предметов).  
– Вспомните, что мы знаем о них.
– Молодцы! (Вывешивается второй домик-схема с вопросами и указанием как подчёркиваются названия действий предмета).
– Посмотрим,  как вы умеете пользоваться вопросами и подбирать действия к предметам. (На доске открываются карточки со словами  названиями действий предметов. Учащиеся подбирают нужное действие к каждому словарному слову, правильно поставив вопрос и указав стрелочками ответ.)

Образец ответа: картина (что делает?)  висит.

3. Работа по теме урока

1) Объяснение нового материала

– Наташа, иди сюда к доске. У вас у всех есть шары. А теперь принеси мне, пожалуйста, шарик. (Ученица приносит шарик). Наташа, извини, но я не этот хотела шарик. Что ты на это мне ответишь? (А какой?) Принеси мне жёлтый шарик. Спасибо.
– Какое слово помогло Наташе выполнить мою просьбу? (Жёлтый) А  какой ещё этот шарик? (Большой, круглый) На какой вопрос  отвечают слова, обозначающие  признаки  предмета?  Что обозначают для слова «шарик»,  слова «большой, круглый,  жёлтый»? (Его описание или признаки по цвету, размеру, форме). Зачем они нам нужны? (Для уточнения).

Вывешивается третий домик-схема.

– Посмотрите, как подчёркиваем эти слова в предложении? (Волнистой линией)
– Послушайте два предложения и скажите, какое из них вам нравится больше.

Снег в воздухе кружится.                         Белый снег пушистый в воздухе кружится.

– Почему второе  предложение понравилось больше? (Красивее)
Для чего же ещё нам так нужны эти слова? (Они украшают нашу речь).

2) Чтение правила по учебнику (страница 177).

– На какие ещё вопросы отвечают слова названия признаков  предметов?
– Приведите примеры слов названий действий из правила.

3) Запись числа в тетрадь.

4) Выполнение упражнения по учебнику у доски (упражнение № 1 страница 177)

Задание:

1. Скажите,  каковы предметы по цвету?
2. Спишите,  вставь пропущенные слова.

Василёк (какой?)…    Лилия (какая?) …  Пальто (какое?) ... Туфли (какие?)…

Слова для справок: жёлтое, синий, красные, белая.

5. Физкультпауза.

 (Ребята под песню выполняют движения с шарами).

Гимнастика для глаз.

– Посмотрите на зелёный шар,  красный,  жёлтый, синий.
– Теперь смотрим слева  направо  на  все шары по очереди.
– Сейчас  смотрим  справа налево на все шары.

6. Закрепление темы урока

1) Работа с карточками.

2) Проверка выполненных работ.

– Давайте прочитаем, что вы записали на карточках.
– Каких красок не хватило у Буковкина?
– Что вы ими раскрасили?

3) Коррекция зрительного внимания и восприятия учащихся.

– Ребята, а давайте проверим, насколько хорошо вы запомнили картинку.
– Отвечайте по образцу: Цветок (какой?) синий …

Цветок …
Гусеница …
Листья …
Бабочка …
Жук …

4) Узнавание предмета по признакам.

7. Дидактическая игра «Незнайка в гостях»

– Ребята, Незнайка собрался на день рождение к друзьям. Но не знает, что им можно подарить. Давайте ему поможем.

– Вкусный, сладкий, клубничный … (торт)
– Красивую, мягкую, плюшевую … (игрушку)
– Цветные, яркие, красивые … (карандаши)
– Интересную, волшебную, большую … (книгу)
– Вязаный, красный, тёплый … (шарф)

– Ребята, какой подарок подарить мы подсказали. А знает ли Незнайка, как там правильно  себя вести.
– Давайте на всякий случай ему напомним (поздороваться, ничего не брать без разрешения, не кричать, не чавкать за столом, говорить хозяину только приятные вещи, сказать до свидания при уходе).

8. Задание на дом: упражнение 2 страница 177 (разбор)

9. Обобщение материала

– Ребята, где мы сегодня побывали? Какие там живут слова?
– На какие вопросы они отвечают?
– Какие признаки обозначают?
– Как подчёркиваются в предложении?
– Для  чего нужны нам эти слова?
– Какого сказочного героя выручили?
– Как должны вести себя в гостях?

10. Анализ работы и оценка знаний учащихся

11. Итог урока