Интегрированный урок по математике и окружающему миру "Умножение многозначного числа на однозначное число". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Закрепить знание нумерации многозначных чисел. Тренироваться в умножении многозначного числа на однозначное; формировать вычислительные навыки; повторить преобразование именованных чисел; проверить знание взаимосвязи между компонентами математических действий.
  2. Способствовать развитию логического мышления, математической речи, развивать интерес к математике, познавательную активность, умение доказывать свою точку зрения, наблюдательность .
  3. Воспитывать нравственные качества, интерес к истории своего края, любви к Родине, воспитывать чувство уважения к товарищам, умение работе в коллективе.

Оборудование: карта Кемеровской области, таблицы по математике, плакаты по краеведению, диск об истории Кузбасса.

Ход урока

1. Организация урока.

Ученики читают стихотворения:

Долгожданный дан звонок, начинается урок,
Прибавляю, отнимаю, умножаю и делю,
Математику я знаю и поэтому люблю!

Математику, друзья не любить никак нельзя.
Очень точная наука, очень строгая наука,
Интересная наука – МА – ТЕ – МА – ТИ – КА.

– Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? (Умножение многозначного числа на однозначное число.)

– На этом уроке мы продолжаем изучать и закреплять знания по этой теме и попробуем задания по математике связать с историей и географией нашего края.

2. Актуализация знаний.

а) Устный счет.

1) Выразите в новых единицах измерения:

8.070 м = …км…м
4 кг 8 г = … г
406 дм =…м…дм
8м 1 см =…см

2) Вставьте недостающие числа:

480 = 16*5 + … ;
870 = 800 + 14*… ;
440 = …*…+ 400;
260 = …+ 12 *… ;
324 = 300 +…*… ;
564 = … + 8 *…

3) Прочитайте выражение разными способами и найдите его значение:

120 + 270  420 : 70  80 * 40  740 – 320  (340 – 320)*3

 б) Арифметический диктант.

Вычислите и запишите в строчку ответы:

  1. Произведение чисел 7 и 2;
  2. Сумма чисел 22 и 6;
  3. Уменьшаемое – 50,разность -8 , найдите вычитаемое;
  4. Разность чисел 59 и 10;
  5. 1 множитель – 8 ,2 множитель-7 , найдите произведение;
  6. найдите частное чисел 140 и 2;

Получился ряд чисел: 14, 28, 42, 49, 56, 70 …

– найдите лишнее число и продолжите ряд чисел, записав еще 2 числа. (Лишнее – 49, числа для записи – 84, 98.)

3. Работа по теме урока.

– Ребята, а как называется край, в котором мы живем? (Кузбасс.)

– Почему так названа наша малая родина и что обозначает название нашей земли? (Кузбасский угольный бассейн.)

Богата родная Россия, но прямо скажу без прикрас,
Что края любого красивей наш юный, могучий Кузбасс!
И сталью, и углем богата родная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты, кузнецкая наша земля!

1) Запись многозначных чисел под диктовку.

– Ребята, мы жители земли Кузнецкой и должны знать ее историю и прошлое Кузбасса. Сейчас мы просмотрим слайд – фильм и запишем с вами в тетради основные даты и числа, связанные с историей и развитием нашего края (ученики записывают в тетрадях многозначные числа и определяют количество цифр в каждом классе и разряде).

  1. Михайло Волков на берегу реки Томи обнаружил залежи каменного угля в 1721 г.
  2. В 1842 года наш край стал называться Кузбассом.
  3. Город Кемерово образован в 1918 г.
  4. В 1943 году образована Кемеровская область.
  5. Численность населения на 2002г. Кемерово – 520.000 жителей. Кемеровская область – 2.853.000 чел.
  6. Территория Кузбасса – 95.500 кв.км, длина границ – 2.520 км .
  7. Коренные жители Кузбасса – малые народы севера – шорцы (13.108 чел); телеуты (2.219 чел.)
  8. Главная водная артерия Кузбасса – река Томь, ее протяженность 863.000м (сколько это км?). Всего в Кузбассе 21.400 рек и речушек, общей протяженностью более 76.500 км.
  9. Запасы Кузнецкого каменного бассейна – 631 млрд. тонн угля (631.000.000.000),глубина залежей до 1800метров.
  10. Добыча угля 130.000.000 тонн в год.
  11. Самые древние угли с возрастом 300.000.000 лет залегают в городе Барзасе.
  12. Самая высокая вершина – гора Верхний Зуб (высота 2178 м). расположена в кузнецком Алатау.
  13. Самое большое озеро – Большой Берчикуль. Его площадь – 32 кв.км (сколько это кв. м?).
  14. Самое глубокое озеро – Среднетерсинское – 80 метров глубина (сколько это см, мм?).

Таким образом, ученики смогли узнать много новых сведений по истории и географии Кузбасса и тренировались в записи многозначных чисел

.

2) Задача.

Альпинисты 4 раза поднимались на самую верхнюю точку Кемеровской области – гору Верхний Зуб. Ее высота 2.178 метров. Сколько всего метров преодолели альпинисты? (нужно учесть, что они спускались с горы тоже 4 раза). Выразите это число в километрах.

Перед решением задачи необходимо вспомнить алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число (таблица находится на доске).

Анализ задачи оформляем в виде краткой записи, решение комментируем и записываем в тетрадях и на доске.

3) Решение примеров.

Перед вычислением примеров в столбик, еще раз повторяем и проговариваем алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число и правило записи решения примеров в тетради.

Решите примеры, расставьте их в порядке убывания, и вы узнаете, как по-другому называют Западную Сибирь.

136* 4 = … (с)2 буквы;
256 *3 =…(а);
26.031* 5 = …(у);
7.803 * 6 =… (б);
60.023 * 2 = … (з);
173.234 * 4 = …(к)

4) Самостоятельная работа по вариантам.

Запишите значение примеров в порядке возрастания и узнаете, какие животные обитают в тайге и в лесах Западной Сибири.

1 вариант

7.518 * 2 = … (15.036)
16.004* 7 = … (112.028)
9 * 112 = … (1.008)
231 * 3 = … (693)

 

л
к
о
в

2 вариант

8.426 * 3 =…(25.278)
48.008 * 4 = …(192.032)
8 * 121 =… (968)
413 * 2 = … (826)

 

с
ь
ы
р

4. Итог урока.

– Что мы узнали нового на уроке?
– Что повторяли и закрепляли на уроке?
– Что вам особенно запомнилось и о чем хотелось бы еще узнать?
– С каким настроением вы работали на уроке? (дети поднимают жетоны-картинки, отражающие настроение ученика)