Работа с родителями по созданию портфолио как одна из форм образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


На сегодняшний день в связи с введением в действие федеральных государственных требований (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655), дошкольные образовательные учреждения поставлены перед необходимостью вести речь об основной образовательной программе дошкольного образования.

Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Содержание психолого-педагогической работы направлено на освоение детьми образовательных областей “Физическая культура”, “Здоровье”, “Безопасность”, Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “”Музыка”, “Социализация”.

Работа по созданию и ведению портфолио в нашем дошкольном учреждении начинается со средней группы. Для реализации образовательной области “Социализация” используются различные формы образовательной деятельности детей. Одной из форм образовательной деятельности в средней группе, стала ведение портфолио.

Для успешной работы над портфолио ребенка среднего возраста необходима совместная согласованная деятельность педагогов и родителей.

Портфолио для ребенка, несомненно, имеет ценность и в первую очередь как способ организации системной работы взрослого (родителя, воспитателя) с ребенком. Насколько часто, аккуратно пополняется портфолио ребенка видно как к этому процессу подходят дома и в ДОУ, обращают ли внимание на успехи малыша, как относятся к поделкам, сделанным совместно с взрослыми, или только ребенком. Если ребенок видит что его поделки "коллекционируются" берегутся, т.е. его усилия оценены, то соответственно и самооценка ребенка будет иметь положительное развитие, если же рисункам не придается должного внимания, выбрасываются, то это будет плохой мотивацией к дальнейшему продвижению в творчестве, к обучению в школе.

Деятельность по ведению портфолио предполагает активное включение родителей в образовательную деятельность детей, да и образовательная программа ДОУ предполагает совместную деятельность педагогов и воспитанников, и взаимодействие с семьями воспитанников. Но родителей этому нужно учить, подсказывать. Из родителей мы воспитываем союзников, причем с первого дня как ребенок поступил в детский сад.

В средней группе в качестве портфолио выступает “Альбом жизни ребенка и его семьи”. В него входит история семьи ребенка, с момента ее создания.

На первой странице альбома размещаются фотографии свадьбы родителей или их фотографии в молодости. Здесь же несколько строк о том, как родители встретились и поженились.

Следующие страницы альбома посвящены младенчеству ребенка. Помещены его фотографии, рассказы родителей о том, как они заботились о малыше, какой он был симпатичный, умный и т.д. Описываются смешные случаи из раннего детства, информация об основных этапах физического и интеллектуального развития (когда начал сидеть, ползать, ходить, говорить, как повзрослел, когда пошел в детский сад) Вся информация должна быть позитивной, без иронии, основной упор делается на достижения ребенка, заботе и любви к нему родителей.

Далее рассказывается о настоящем ребенка, что он любит делать, кушать, в какие игрушки играет, в каких делах по дому помогает, другие его особенности. Взрослый помещает недавнюю фотографию ребенка в кругу семьи. А ребенок рисует себя и свою семью. Особое внимание на отдельных страницах уделяется семейным традициям и праздникам.

На следующих страницах описывается будущее ребенка, каким он себе его представляет: каким он вырастет, чем будет заниматься, как будет заботиться о близких, друзьях, своей семье.

Заключительная страница альбома создается воспитателем совместно с ребенком. Ребенку предлагается нарисованная лестница со ступеньками. Всего три ступеньки. Задача ребенка изобразить себя, какими он был, есть и будет. Предварительно воспитатель объясняет, что на первой, нижней ступеньке стоят совсем маленькие, на второй, следующей – дети побольше, на третьей, последней, взрослые. Важно, чтобы ребенок осознавал, что он уже не малыш, но и не взрослый и мог отобразить это на модели (лестнице)

“Альбом жизни ребенка и его семьи” создается родителями дома совместно с ребенком. Важно не насаждать идею по созданию альбома, а убеждать, советовать, принимать общее решение по поводу содержания и способов оформления. В детском саду альбом используется при реализации образовательной области “Социализация” в непосредственно образовательной деятельности, в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей.

В старшей и подготовительной к школе группе так же ведется работа по созданию портфолио.

Портфолио ребенка дошкольника – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности. Такая форма работы объединяет усилия детского сада и родителей на оздоровление, воспитание и развитие ребенка.

В этом случае ребенок является субъектом ведения портфолио, заинтересованным, увлеченным, который постоянно возвращается к папке своих достижений, без напоминания взрослого. И если ребенок сам приложил определенные усилия, то происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам, осознание своих возможностей. Ребенок начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, что еще раз подтверждает его субъектную позицию.

Родители соучастники процесса оформления “папки достижений” ребенка.

Задачи совместного создание детского портфолио:

  • Информировать родителей о портфолио как индивидуальном “портфеле” достижений ребенка в различных видах детской деятельности.
  • Вызвать интерес родителей к созданию портфолио.
  • Активизировать и стимулировать творческие способности родителей по оформлению страниц портфолио.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах организации взаимодействия с ребенком в процессе ведения портфолио.

Наше дошкольное учреждение разработало свою структуру портфолио.

Блок 1 - информация родителей о ребенке и его семье. На листе фиксируется ФИО ребенка, дата рождения, информация о родителях. По желанию родителей 1 блок может пополняться различной информацией о ребенке (характеристика по знаку гороскопа, что означает имя ребенка и т.п.)

Блок 2 – информация педагогов о ребенке. Педагог отмечает результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – продуктивной, социальной, коммуникативной и других; его продвижения, успехи.

Блок 3 – информация детей. Раздел содержит информацию, полученную от самого ребенка.

“Я мальчик” или “Я девочка”

- Потому, что ношу…

- Потому, что на голове…

- Потому, что играю…

- Потому, что…

“Я люблю”

- Моя любимая игрушка

- Моя любимая сказка

- Мой любимый мультфильм

- Чем люблю заниматься в детском саду

“Я умею”

- Как я помогаю маме

- Как я помогаю папе

- Что я умею делать сам

Блок 4 – достижения ребенка. Грамоты, дипломы, продукты творческой деятельности.

Страницы портфолио пополняются постепенно. И обычно к концу дошкольного детства “папка достижений” накапливается различной информацией о жизни ребенка в детском саду. Родители, в свою очередь, рассматривая портфолио, могут консультироваться у специалистов по интересующим их вопросам. А педагогам предоставляется возможность узнать много нового об индивидуальных особенностях ребенка. Таким образом, портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители".