Открытый урок по истории искусства по теме "Пейзажная живопись А.А. Мыльникова"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Предмет: История искусства.

Тип: Изучение нового материала.

Вид урока: Беседа.

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством одного из известных советских художников - А. А. Мыльникова, на примере его пейзажной живописи.

Задачи:

  • Выявить специфику выразительных средств пейзажной живописи А. А. Мыльникова.
  • Способствовать развитию речи и творческого воображения.
  • Стимулировать самостоятельное мышление, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
  • Тренировать наблюдательность: научить не только смотреть, но и видеть.
  • Воспитывать эстетический вкус в области изобразительного искусства.

Знания: Знание основных работ А. А. Мыльникова.

Умения: Умение проводить художественный анализ произведений изобразительного искусства.

Методы: Методы беседы и рассказа.

Зрительный ряд:

  • Мыльников А. А. Осень. 1981.
  • Осенний день. 1981.
  • У пашни. 1974.
  • Туман. 1978.
  • У реки. 1978.
  • На озере. 1994.
  • На Волхове. 1977.
  • Озеро. Остров. 1992.
  • Пейзаж с козами. 1980.
  • Весна. 1979.

План урока:

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Беседа по работам А. А. Мыльникова.

4. Заключительное слово учителя.

5. Рефлексия. Творческая работа.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Андрея Андреевича Мыльникова. родился он в городе Покровске - ныне Энгельсе 22 февраля 1919 года в семье инженера-вагоностроителя.

Его мать - Вера Николаевна Мухина, была дочерью Николая Алексеевича Ухина, известного в городе человека. Он арендовал землю в Заволжье, выращивал пшеницу и снабжал хлебом многие российские губернии, торговал с Америкой. Он был один из самых богатых людей в городе.

Немалые суммы от своих доходов дед тратил на благотворительные цели. Он неоднократно жертвовал деньги на нужды Свято-Троицкой церкви.

В Покровске и прошли детские школьные годы художника. Но заканчивать свое образование ему пришлось в Ленинграде, куда они переехали вместе с матерью после смерти отца.

Прошло много лет. После учебы в Академии художеств и кропотливого труда Мыльников стал одним из самых значимых советских художников.

Перед вами работы А. А. Мыльникова. Рассмотрите их. Что вы можете сказать о них?

  • То, что они выполнены в одном жанре - пейзаже?
  • Ощущение красоты и гармонии.
  • Работы этого художника не яркие, не кричащие.
  • Героем работ этого художника является простая русская природа.
  • Картины пронизывает настроение чистой и светлой грусти.

Этот художник работал в разных жанрах, но мы познакомимся, как вы уже заметили, с пейзажами этого замечательного художника. Эти работы сейчас находятся в Энгельской картинной галерее А. А. Мыльникова. Были они подарены Мыльниковым в память городу, где он провел свои детские годы.

В пейзажах Мыльников стремится познать природу, бережно и с любовью, не "навязывая" ей субъективных представлений. Он умеет ощутить себя ее частью, подчиниться ее ритмам, ее законам.

Работы Мыльникова требуют медленного рассмотрения. Они не ошеломляют. Они скромны и точны. Но чем дольше вглядываешься в них, тем ближе становится тишина его рек и лесов.

2. Беседа по работам А. А. Мыльникова.

Рассмотрим с вами некоторые работы этого художника и попытаемся с вами определить характерные особенности этих пейзажей.

"Пейзаж с козами". 1980.

- Что здесь изображено?

- Что вы можете рассказать о природе?

- Как выглядит человек на ее фоне?

- Какие цвета взял художник для написания этой картины?

Учащиеся: На горизонте изображены очень высокие деревья, мимо которых идет маленькая фигурка женщины с козами. От природы складывается особое впечатление - она величавая, рядом с ней фигурки человека и животных кажутся совсем маленькими, как песчинки в океане. Кроны деревьев обозначены несколькими неяркими пятнами зелено-коричневых тонов. Они легкие и трепетные. По настроению картина строгая и немного суровая.

Учитель: А вот картина "Светлый день". Она притягивает к себе задушевной красотой пейзажа. Художник здесь передает не мгновение, а долгое, длящееся состояние, стремление отразить нечто большее, нежели простое жизненное впечатление. Неясная, возвышенно-печальная, как бы музыкальная тема возникает из легких "мечтательных" тонких гармоний бело-голубых тонов с темно-зелеными; от матовой, гладкой поверхности картины, в которой все видно как бы сквозь легкую дымку. Здесь произошло слияние захватывающей сосредоточенности тишины и спокойствия. Посмотрите на картину внимательно и попробуйте определить: по настроению, по цветовому строю, к работам какого саратовского художника она особенно близка?

Учащиеся: В. Э. В. Э. Борисова - Мусатова. Эта картина похожа по своему строю на его работу "Водоем".

Учитель: В пейзаже "Озеро. Остров". (1992) продолжен поиск обобщенного образа природы. Художник строит композицию на смелом сопоставлении цветовых плоскостей и объемов, стремясь найти в пейзаже целостность форм предметов. Тональный принцип, ярко выраженный здесь, помогает ему подчеркнуть многоплановость построения картины, передать ощущение нежной туманной дымки, обволакивающей кусты, деревья и стелющейся по поверхности воды. На каких цветовых сочетаниях построена эта картина?

Учащиеся: Голубых и зеленых.

Учитель: Почти такой же колорит характерен для другой картины Мыльникова "На Волхове" (1977). Но здесь совсем другое настроение, здесь выявлен момент дисгармонии. Мы видим холм, с которого колеблясь на ветру, деревья тянутся острыми сучьями к холодному небу. На пустынных косогорах - одинокие, маленькие фигурки людей.

В летнем пейзаже "У реки" (1978) художник изобразил деревья у реки с раскидистой пышной листвой, которые гордо главенствуют над окружающей средой. Их красивые силуэты, проецируясь на голубое небо, как бы рождаются из могучей массы земли. Живопись художника здесь особенно материальна, она передает характер русской природы. Да и настроение здесь совсем другое. Какое?

Учащиеся: Радостное, потому что летний теплый день, и мы видим бегущих к реке людей.

Учитель: В поэтическом по настроению пейзаже "На озере" (1994) намечена композиционная схема с доминантой трех сфер: неба, дальних берегов, отраженных в неподвижных водах озера, посредине которого едва покачивается рыбацкая лодка. Какое состояние в этой картине?

Учащиеся: Тихое, спокойное, немного сонное.

Учитель: Вы совершенно правы. Жизнь замерла: берега с туманной далью и опрокинутое над ними небо представляются бесконечными, оцепеневшими от сна.

- Как бы вы назвали следующий пейзаж? ("У пашни". 1974).

Учащиеся: "Осень", "За работой", "Пашня", "Рабочий день".

Учитель: работа называется "У пашни". Но ваши названия тоже подходят к этому пейзажу. Здесь точно передано масштабное соотношении между природой и человеком. Высокие деревья, земля олицетворяют могучую стихию природы.

"Туман". 1978.

- Какое время года изобразил художник в следующем своем пейзаже? Какое время суток?

Учащиеся: Это весна, так как зеленая трава яркая и еще молодая, не обожженная солнцем, а листочки на деревьях только начинают распускаться. Раннее утро.

Учитель: Эта картина называется "Туман". И здесь мы видим, как рассеивается утренний туман, изумрудно-зеленая полянка серебрится от росы. Лес вдали окутан легкой вибрирующей дымкой, от этого же сразу появляется ощущение пространства. Образ природы в этом маленьком пейзаже приобретает емкость и широту звучания, оставаясь в своей основе тонким и поэтичным. Маленькая фигурка женщины, зелень травы, высокие деревья с трепетной и легкой первой листвой - казалось бы, самые обыденные и типичные черты окружающей нас природы - под кистью художника приобретают характер обобщения.

Учитель: Что вы можете сказать о роли человека в пейзажах Мыльникова?

Учащиеся: Фигурки людей написаны очень маленькими, неясными, обобщенными.

Учитель: Да, фигуры людей в этих пейзажах схематичны, призрачны, как бы размыты дождями. роль этих персонажей в композициях Мыльникова невелика, однако, они являются дополнением, делают природу более обжитой. Он показывает проходящих людей, группами или в одиночку, лишь намеком, не развивая мотивов. Да и те пейзажи, где нет человека, не кажутся пустынными, в них неизменно ощущается присутствие человека. Об этом обычно говорит постройка, лодка или любая деталь, указывающая на незримое присутствие человека, на его органичную повседневную связь с природой.

- А что вы можете сказать об архитектуре в пейзажах художника?

Учащиеся: Художник ее так же обобщает, упрощает, как и фигурки людей.

Учитель: Совершенно верно. Мыльников часто насыщает пейзаж архитектурой. Это и старинный особняк, и новгородский собор, и церковь на Волхове, и городские дома на окраине города. Везде трактовка архитектуры несет глубоко правдивый характер, не смотря на ее упрощение. В рисунке и цветовом решении чувствуется архитектурное образование художника, его умение едва ощутимым намеком точно передать конструкцию, особенности стиля сооружения. Он воссоздает общий художественный облик сооружения, подчиняя его замыслу живописного пейзажа.

- Итак, сделаем вывод - что же характерно для работ А. А. Мыльникова?

  • Неотъемлемой частью этих работ является природа.
  • Картины не ярки, построены на сочетании двух-трех цветов. Но, не смотря на это, они очень живописны.
  • Фигурки людей и архитектурные детали написаны схематично и обобщенно и главной роли в пейзажах не играют.
  • Природа Мыльникова тихая, спокойная, наводит на размышления.

4. Заключительное слово учителя.

Работы А. А. Мыльникова невелики по размеру. Его привлекает лирический пейзаж, наполненный особой полнотой человеческих чувств и переживаний, мир, доставляющий своим существованием наслаждение художнику и зрителю. Его работы рассчитаны на долгое и внимательное созерцание.

Поэтому эти небольшие пейзажи несут в себе вдумчивое и внимательное проникновение в существо изображаемого пейзажа, точно передают характер и его структуру. В произведениях нет внешней привлекательности и стремления к красивости, они не повествовательны, а наоборот - изобразительны и лаконично-строги по мотиву.

Но, пожалуй, именно эта черта и составляет главное достоинство творчества А.А. Мыльникова.

5. Рефлексия. Творческая работа.

Написание синквейна.

Схема синквейна:

  • 1-я строка - существительное (тема синквейна);
  • 2-я строка - два прилагательных;
  • 3-я строка - три глагола;
  • 4-я строка - короткое предложение;
  • 5-я строка - итоговое существительное.

Пример синквейна:

Туман.
Трепетные, серебристые.
Окутан, рассеивается, живет.
Поэтичная природа.
Мыльников.