Родительское собрание "Формирование читательской культуры семей и организация чтения дома"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


В постановлении правительства Свердловской области о проекте регионального образовательного стандарта написано:

"Целью образования в период детства является формирование общей культуры личности, социальных установок гражданина и системы учебных действий, обеспечивающих целостную картину мира..."

Ещё раз повторю, что нам с вами: педагогам и родителям необходимо формировать в детях общую культуру личности.

Известный психолог Леонтьев сказал, что происходит "обнищание души при обогащении информации". Вы знаете, что ваш ребенок может получить информацию через телевизор, компьютеры, радио, беседуя со сверстниками и т.д. А главным доступным источником информации, которая нравственно и духовно обогащает человека, бала, есть и должна быть КНИГА.

Лучшие детские книги, представляя собой, высокие образцы художественного слова - прозы и поэзии, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают их жизнь полнее, интереснее. Родители читают малышу книжки не только для того, чтобы порадовать, позабавить его. Детские книжки с малых лет внушают ребёнку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к хорошим поступкам, т.е. способствуют нравственному становлению.

Честность, готовность бороться за правду, совестливость, уважение к людям и к себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьёй, отцом, матерью, перед Родиной ненавязчиво входят в сознание ребенка через соприкосновение с хорошей книгой.

Все знают, что дети не выносят назидательности, и даже возникло мнение, будто мораль всегда скучна ребенку. Иначе считал великий знаток человеческого сердца Л.Н.Толстой: "Я не согласен, чтобы дети не любили мораль; они любят мораль, но только умную, а не глупую"

Однако не следует прямолинейно понимать воздействие книги на ребенка и всюду и немедленно извлекать строгую мораль и практический смысл. Вопрос сложнее и тоньше: читая художественные произведения, ребенок накапливает в своей душе яркие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

В семейном воспитании иногда встречаешься с такой крайностью: некоторые родители полагают, будто гражданское воспитание и вообще воспитание - дело в основном школы. Между тем по силе воздействия ничто не сравнится с правдивым и авторитетным словом отца и матери. На всю жизнь запомнится, что дома самые добрые и близкие люди научили любить Родину, уважать и ценить людей.

Дорога книги к сердцу ребенка начинается с родительского слова, которое даёт возможность малышу осознать красоту родного языка. Два источника - речь и чтение - еще в дошкольном возрасте позволяют осуществлять эмоционально - эстетическую подготовку ребенка к самостоятельному чтению на родном языке.

В педагогической поэме современности "Сердце отдаю детям" В.И. Сухомлинский писал: "Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое".

Чувства и мысли, усвоенные в детстве, глубоко западают в душу. Идейное развитие, полученное в эти годы, закладывает основы убеждений, и, становятся ориентиром на всю жизнь.

Недостатки идейного воспитания в младшем возрасте не всегда удается восполнить в последующие годы, а это опасно: в юности человек неизбежно сталкивается со сложностями и противоречиями реального мира.

Высокие примеры из книги должны подкрепляться жизнью. Ребёнку надо знать, что его родители - глубоко порядочные в своих мыслях и поступках люди. Также родители должны помогать в выборе книг.

Детская литература - великая сила, но каждому ясно, что беспорядочное, поверхностное чтение не приносит пользы и что надо руководить детским чтением.

Что значит руководить детским чтением? Это значит постоянно вызывать у ребёнка интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать прочитанное, воспитывать культуру чтения. Скажем сразу: дело это деликатное, иначе можно отвратить от книги и чтения.

В младшем школьном возрасте чтение должно быть энциклопедическим, поэтому целенаправленно расширяйте в чтение ребенка тематику научно - познавательных книг и постепенно знакомьте его со всеми художественными произведениями, вошедшими в золотой фонд отечественной и зарубежной литературы, с лучшими книгами современных авторов: приучайте постоянно читать периодическую печать, детские газеты и журналы в библиотеке.

Рекомендуя книги детям, учитывайте их интересы и склонности. Журналы: Я познаю мир. Что есть что? Ребята рано начинают проявлять самостоятельность в выборе книг. Уже трехгодовалые прося почитать, нередко указывают на определенную картинку. Ребенок растет, и это желание усиливается. Свобода выбора повышает интерес к чтению, благотворно сказывается на восприятии произведений и ничуть не мешает руководству чтением.

Задача педагогов и родителей: воспитать у ребенка культуру чтения. Это значит формировать у него сознательное отношение к книге и библиотеке, учить самостоятельно выбирать книги и внимательно, вдумчиво читать их, вырабатывать навыки самостоятельной работы с книгой.

Культура чтения начинается с бережного отношения к книге. Не позволяйте малышу рвать, мять, пачкать книжку, брать её грязными руками. Нам нужно воспитывать внимательного и вдумчивого читателя. Для этого нужно использовать - громкое чтение. Малыши очень любят слушать стихи и сказки и без конца просят перечитать их, обычно запоминая весь текст наизусть.

О пользе громких чтений говорил ещё великий русский педагог К.Д.Ушинский "... необходимо приучать детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное". Дети, которым мало читали с раннего детства, не умеют сосредоточенно слушать, поэтому им трудно в школе. Продолжать громкие чтения надо и тогда, когда ребенок, став школьником, читает самостоятельно.

Все дошкольники любят книги, а среди детей школьного возраста нередко встречаются дети, не желающие читать. Это происходит потому, что многие родители, едва ребенок становится школьником, перестают ему читать и беседовать с ним о книгах. В то время как слабая техника чтения и недостаток читательского и жизненного опыта не позволяют ребёнку самостоятельно справится с новой, более сложной литературой, простая - часто уже не удовлетворяет его возросших духовных потребностей. Второклассник может осилить лишь рассказы разных авторов, но с интересом может выслушать повесть "Тимур и его команда" А.Гайдара и "Робинзон Крузо" Д.Дефо.

Дети младшего возраста, слушая громкое чтение, лучше понимают и запоминают содержание книги.

Регулярные чтения вслух за общим столом были приняты во многих семьях в начале 20 века.

Сегодня хорошая традиция семейных чтений стала ослабевать, потому что появилось телевидение, занимающее в досуге семьи большое место. Воспитательное и образовательное значение телевизионных передач бесспорно, но они - это уже всем ясно - не могут заменить книгу.

В семьях, где родители не руководят чтением детей и книга не в почёте, телевизор может принести вред чтению, а, следовательно, и развитию ребят.

Многие современные дети читают книги нетерпеливо, поверхностно. Привычка видеть художественные произведения только в режиссерской и актёрской трактовке лишает ребёнка радости общения с писателем, умения воспроизвести в своём воображении нарисованные им картины и наслаждаться поэтическим словом.

Наша с вами общая задача: формировать в детях читателей. Быть читателем совсем не просто. Недаром, писатель Ю. Яковлев, обращаясь к детям в предисловии к хрестоматии по внеклассному чтению "Живой родник", пишет: "Наберись терпения. Ведь чтение - это не забава, это труд. Интересный, увлекательный, но труд".

Чтобы ваш ребёнок был внимательным и вдумчивым читателем необходимо ставить цель перед ним: эту интересную книжку расскажешь бабушке, дедушке, чтобы доставить им удовольствие. Главная деталь - пересказ!

Терпеливо и уважительно относитесь к детскому пересказу, ибо для ребенка это творчество, в процессе которого он вновь переживает восторг и вдохновение, воскрешая в своем воображении героев книги и события; пересказ развивает речь.

Книга, чтение не только были, но и остаются основными источниками интеллектуального развития и сильнейшим средством воспитания в семье.

Совместное чтение детей и взрослых, разговор о прочитанном и прочувствованном - благоприятнейшая почва для духовного сближения, породнения родителей и детей, основа их эмоционально насыщенного общения, залог взаимного уважения и роста родительского авторитета.

Показав значение детской литературы для нравственного развития, скажу ещё и о другом: книги очень полезны для развития ума ребенка, его способностей к изучению, интереса к знаниям. Новейшие данные педагогической науки свидетельствуют о том, что умственные способности зависят не столько от природных задатках, сколько от особенностей обучения и воспитания с раннего детства.

Какая же самая главная причина не желания детьми читать книги - это низкая техника чтения. Для детей с низкой техникой чтения читать книги - это не столько удовольствие, сколько мука.

Поговорим об оптимальном чтении, т.е. о чтении в темпе разговорной речи. Как показывают исследования это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.

Если вы возьмёте часы с секундной стрелкой и измерите скорость чтения у дикторов телевидения в программе "Время", то окажется что она варьируется в широких пределах - от 90 до 170 слов в минуту. Средняя скорость чтения диктора составляет 130 слов в минуту и находится как раз в оптимальном диапазоне разговорной речи - в оптимальном для осмысления материала.

Почему 120- 150 слов самый оптимальный тип чтения? Надо помнить, что при повышенной скорости чтения, равно как и при пониженной, ухудшается понимание текста, осмысление материала.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие сх чтения книг.

И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться на "5" и "4" в старших классах, если III класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту.

Ребенок, который не умеет быстро читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий.

А ведь произведения по литературе по объёму всё больше и больше; появится больше устных предметов, по которым нужно будет читать не только учебник, но и дополнительную литературу; а ребёнок с низкой техникой чтения не будет успевать и сразу успеваемость у него снизится.

Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. А ведь и вам и нам, педагогам, хочется, чтобы ваш ребёнок успевал по всем предметам, так давайте вместе будем воспитывать в детях вдумчивого и внимательного читателя.

Увеличить технику чтения у детей очень просто. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если вы хотите помочь освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

Применяйте маленькие хитрости: вы вернулись с работы, вам нужно заняться срочно какими-то домашними делами и вы просите своего ребенка почитать книгу. Так у ребёнка возникает ощущение, что он не просто упражняется в технике чтения, а делает что-то полезное. Конечно, тут желательно найти такую книжку, которая увлекла бы ребёнка. Сумейте вовремя остановить, пока не очень устал. Дальше предложите почитать бабушке, маленькой сестричке, которую необходимо развлечь.

Вы знаете, что ведется такой предмет как внеклассное чтение, и что благодаря этому предмету дети знакомятся с произведениями авторов, которые не включены в учебник литературы; ваши дети вместе с учителями посещают библиотеку, в частности библиотеку "Островского" - где проводятся беседы, игры и различные мероприятия для того, чтобы заинтересовать ваших детей книгами. И нам учителям хочется, чтобы вы родители были заинтересованы в том, что ваши дети стали вдумчивыми и внимательными читателями.

Если вы систематически занимались и занимаетесь с ребенком, воспитывая у него интерес и любовь к книге, вы можете быть уверены: основы культуры чтения вами заложены, а следовательно - созданы важнейшие предпосылки для дальнейшего развития его ума, нравственности и эстетического восприятия мира.

Литература

  1. Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению [Текст]/ В.Н. Зайцев. - М.: Академия, 1998.
  2. Николаева, JI.A. Учись быть читателем [Текст]/ Л.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1982.
  3. Овчинникова, И.Г. Как помочь детям учиться [Текст]/ И.Г. Овчинникова, И.Е. Сивашинский. - М.: Знание, 1965.
  4. Семейное воспитание [Текст]: краткий словарь. - М.: Знание, 1990.
  5. Тимофеева, И.Н. 100 книг вашему ребёнку [Текст]/ И.Н. Тимофеева. - М.: Книга, 1987.