Описание природы. Зима. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • Развитие письменной речи и творческих способностей учащихся;
  • Формирование умения анализировать художественный текст;
  • Знакомство с шедеврами русской живописи, создание атмосферы “погружения” в искусство слова;
  • Пробуждение интереса к искусству;
  • Расширение кругозора учащихся.

Задачи:

  • Научить писать сочинение-описание;
  • Познакомить с работами выдающихся художников и мастеров слова.

Оборудование: Презентация.

Ход урока

1. Музыкальная иллюстрация

Учитель: Г. Свиридов “Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина “Метель”.
– Как называется этот танец?
– Как мы можем назвать этот вальс?
– Такой услышал метель Г.Свиридов, а А.С.Пушкин изобразил ее так:

…Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло: окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею. Лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму. Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая. Но он ехал и ехал, роще не было конца. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.

Слайд 2, см. Приложение 1, Приложение 2

2. Пейзаж в живописи, поэзии, музыке

– Многие поэты, писатели, художники любили зиму, посвящали этому времени года вдохновенные и волнующие душу произведения. Среди них художники И.И. Шишкин и А.К. Саврасов.
– Какой мы видим зиму на картинах “Зима” и “Иней”? (Слайды 3–7)
– Мне эти картины напоминают стихотворение Ф.И. Тютчева “Чародейкою зимою”.

Стихотворение читается учащимися.

– В чем необычность картины “На севере диком…”?
– Каким становится зимний пейзаж ночью?
– М.Ю. Лермонтов описал одинокую сосну на вершине утеса в своем стихотворении “На севере диком…”?

Стихотворение читается учащимися.

– Многие другие поэты описали зиму в прекрасных стихах.

Учащиеся читают стихотворения С.Есенина “Белая береза” и А.Пушкина “Зимнее утро”, “Зимний вечер”, “Зимняя дорога”.

– Композитор Г.Свиридов тоже изобразил зимнюю дорогу.

(Звучит пьеса “Тройка”.)

– Что услышали и увидели в этой музыке вы?

3. Пейзаж в прозе русских писателей

– Вдохновенные страницы посвятили описанию зимы многие русские писатели:

…тот зимний вечер… не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что казалось, с неба слетают на город легкие белые цветы. И по всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов… (К.Г. Паустовский “Сказочник”)

Слайд 9

…День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья.
Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. (А.Н. Толстой “Детство Никиты”)

Слайд 10

…Наступал Новый год…
Ледяное встает солнце в молочно-розовеющем дыму, с востока ветер, обжигающий как пламенем, снег блестит чешуйками, режущими глаза, нет сил смотреть, только бы укрыться, отвернуть голову в затишье поднятого воротника. Но какой скрип саней! Какая музыка шипенья, визгов, свиста!
Она иной бывает в дни метели. Тогда гудят какие-то могучие басы, ухает, и бьет…, вдруг налетит целая рать бешеная, хлопнет, затрясет крышей, ахнет в трубе, смолкнет на мгновенье, чтобы дать место следующей, и к утру так навьет сугроб у сеней, что не отворить двери. (Б.Н. Зайцев “Авдотья-смерть”)

Слайд 11

4. Лексическая работа

– Очень тонко чувствовал красоту природы и необыкновенно поэтично изображал ее в своих произведениях И.А. Бунин:

…Зима была…, …, …, рано опускалось солнце за…ельник…гимназического сада, неизменно погожее, …обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в городском саду, … вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу…

Слайд 12

Запишите текст, вставляя на место пропусков эпитеты.
– Прочтите записанное.
– Сравните с текстом И.А. Бунина.

…Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу… (И.А. Бунин “Легкое дыханье”)

Слайд 13

5. Тема сочинения

– Вам предстоит написать сочинение о зиме. Прослушаем сочинение ученика. В этом сочинении допущена ошибка. Укажите ее.

Пришла волшебница-зима и укрыла всю землю белым ковром. Деревья надели пушистые белые шапки и шубки. Мороз рисует красивые узоры на стеклах окон. Иней посеребрил ветки деревьев. Светит солнышко, и на снегу вспыхивают золотые искорки. С неба падают снежинки как маленькие звездочки.

Слайд 14

Нужно более четко формулировать тему. Сейчас я прочту отрывки, взятые из произведений известных писателей. Озаглавьте эти отрывки, а названия запишите.

1. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте сияла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал: “Первый снег очень к лицу земле”.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К. Паустовский. “Первый снег”)

Слайд 15

2. Утро белое, пушистое и радостно светлое. На заре в далеком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый. (М. Пришвин. “Зимнее утро”)

Слайд 16

3. Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы.
Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М. Пришвин. “Зимнее солнце”)

Слайд 17

6. Самостоятельная работа

– Выберите одну из тем, и напишите сочинение. Сделайте иллюстрацию к сочинению.