Комплексно-тематические занятия, как одна из форм работы с родителями дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Занятия в дошкольном образовательном учреждении является специально организованной формой обучения. В отличие от школьного урока оно строится на основе игры, а также других специфических для дошкольников видов деятельности: изобразительной, конструктивной и др. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются комплексные тематические занятия, на которых осуществляется взаимосвязь нескольких разделов Программы на основе разнообразных видов деятельности, например, при закреплении знаний о сезоне дети слушают знакомую музыку, поют, танцуют, рисуют или конструируют. Такие занятия могут проводиться один раз в месяц и подразумевают наличие у дошкольников знаний по данной теме, полученных в результате различных занятий, наблюдений. Это хорошая возможность привлечения родителей к учебному процессу. Родители, привыкшие выступать почти всегда только в роли пассивных зрителей на утренниках, становятся активными участниками процесса. Как показала практика, мамы, папы и бабушки с большим интересом вместе с детьми, рисуют, вырезают, клеят, лепят. Приоритетность участия педагогов в занятии определяется его тематикой и теми формами работы, через которые наиболее эффективно могут быть решены задачи закрепления и уточнения соответствующих знаний, умений и навыков детей.

В первой части таких занятий, родители узнают о том, что должны знать дети в этом возрасте по той или иной теме, чему они научились. В процессе наблюдают за своим ребенком, как он отвечает, насколько активен. Вторая часть таких занятий полностью посвящается совместной деятельности родителей и детей. Участие родителей в занятии снижает утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятий.

“Осенние подарки”

Задачи:

  1. Закреплять знания об осенних признаках и тех дарах, которые осень дает людям.
  2. Воспитывать доброжелательность при выполнении коллективной аппликации и поделок.

Ход занятия

(Дети входят в зал под звучание пьесы “Октябрь” П.И Чайковского)

Воспитатель:

Меж редеющих верхушек, показалась синева. Зашумела у опушек ярко– желтая листва.

Птиц не слышно.
Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней-
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.

– Кто скажет, кто знает, когда такое бывает? (Осенью)

Расскажите, ребята, по каким приметам мы узнаем, что настала Осень?

(Дети называют приметы осени, рассматривают иллюстрации)

Исполняют песню “Скворушка прощается” Приложение 1

Дети читают стихи:

1. Красавица осень разбрызгала краски:
Небесная просинь, как будто из сказки,
Лиловая липа и пламень осины,
Прощальные клики семьи журавлиной.
Листает октябрь золотые страницы,
А белым березкам зима уже снится.

(3.Федоровская)

2. Осень, солнечная осень!
Мы охапки листьев носим.
Листьев пестрых, самых разных-
Серебристых, желтых, красных.
И дорога, что видна
Мне из нашего окна,
Развернулась под окном
Разноцветным полотном.

Дети исполняют песню "Падают листья" Приложение 2

( в зал входит воспитатель в костюме Осени.) Рисунок 1

Осень: Здравствуйте, ребята!

Музыкальный руководитель:

Осень, Осень, в гости просим!
Вот и Осень к нам пришла,
Веселится детвора,
Потому что много Осень
Нам сюрпризов принесла.

Осень:

Все мои подарки лежат в моей большой корзине.

– Тише...С вами Осень говорит.
Слышишь?.. Листик под ногой шуршит,
Белка шишки с ёлки шелушит.
Слышишь?.. Частый дождик моросит.
Тише... С вами Осень говорит.

А вы, ребята, смогли бы при помощи музыкальных инструментов изобразить звуки Осени?

“Осенняя сказка” (речевая игра с музыкальными инструментами)

(Дети выбирают музыкальные инструменты, вступают в игру в соответствии с текстом по указанию музыкального руководителя.)

Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит Маракассы.
Где дождинкой зазвенит. Колокольчик.
Раздается громкий стук: Деревянные палочки, кубики.
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло - Ксилофоны.
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел “Шуршалки”
По деревьям пошумел,
Громче завывает, Тремоло бубнов.
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! Колокольчики, металлофоны.
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет- Все инструменты.
Осень яркая идет!

Осень:

А вот еще подарки для ребят!
Спрячутся в кусточках,
Сядут под листочком,
Свесятся с ветки
Кругленькие детки-
И кислые, и сладкие,
Круглые и гладкие.
На варенье, на компот
Каждая подойдет. {Ягоды)

– А теперь я проверю, знаете ли вы название ягод, которые растут в лесу в саду.

Игра “Назови ягодуРисунок 2

img1.jpg (17500 bytes)

(Звучит музыка, дети по кругу передают искусственную ягодку, на ком музыка остановится, тот называет любую ягоду, а остальные дети называют, где она растет, в лесу или в саду)

Осень:

– А ещё для вас друзья,
Урожай я принесла.

Овощей и фруктов – прекрасный урожай. Овощи и фрукты угадай и называй.

Проводится игра “Узнай по вкусу овощи и фрукты”

(Дети пробуют на вкус овощи или фрукты и называют их) Рисунок 3

img3.jpg (13377 bytes)

Осень:

– Все скорее в круг вставайте,
Урожай весь собирай!

Исполняется хоровод “Урожай собирай” Приложение 3

Осень:– Совсем опустела моя корзина.

Воспитатель:

– Не печалься, Осень. Мы тебе сейчас тоже подарок сделаем – наполним твою корзину осенними подарками, сделанные своими руками, а мамы, папы, бабушки, нам помогут.

(Воспитатель предлагает детям и родителям изготовить из листочков, шишек и другого природного материала осенние аппликации или поделки. Дети с родителями рассаживаются за столы, выбирают образцы и начинают работать.) Рисунок 4, 5, 6

img4.jpg (18608 bytes)

img5.jpg (20482 bytes)

img6.jpg (17297 bytes)

По завершению, все работы крепятся на выставке. Рисунок 7, 8

img7.jpg (17949 bytes)

img8.jpg (14427 bytes)

Дети вместе с Осенью анализируют работы. Осень благодарит детей и родителей.

Воспитатель:

– Спасибо, Осень, за подарки,
Что ты ребятам принесла,
Тебя мы в гости долго ждали.
Прекрасна осени пора.

Осень:

Мне жалко с вами расставаться,
Но близится Зимы черёд,
Я к вам опять приду, ребята,
Вы ждите Осень через год.

А за ваши старания, получайте от меня сладкие угощения.