Как познакомиться с эмоцией "вина–стыд"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, очень важна тема эмоционального развития. Как такие малыши будут общаться с окружающими, как будет проходить их социализация, во многом определит их эмоциональная компетентность.

Конспекты занятий для детей с интеллектуальными отклонениям помогут воспитателю познакомить малышей с эмоциями “вина-стыд”; сформируют умение изображать эти эмоции с помощью мимики, позы, жестов; научат детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Занятие 1. “Путешествие в страну “Вина” (22 мин.)

Цель: познакомить детей с новой эмоцией “вина-стыд” и ее графическим изображением, формировать умение изображать эту эмоцию с помощью мимики, позы, жестов, учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Оборудование: игрушка паровозик, мяч, пиктограмма “вина”.

Ход занятия

Упражнение “Новая страна” (5 мин.)

В начале занятия педагог достает игрушку паровозик, дети здороваются с ним.

Паровозик: “Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с новой эмоцией. Но сначала послушайте историю про мальчика Вову:

“Жил-был на свете мальчик Вова. Хороший вроде мальчик, но очень ленивый – не любил Вова убирать свои игрушки. Однажды мама как всегда убрала его комнату, все аккуратно сложила. Пришел Вова с прогулки, и захотелось ему поиграть в железную дорогу, потом порисовать, затем построить город из кубиков. Незаметно наступил вечер, уже и спать надо ложиться. Бросил все Вова, лег на кровать прямо в одежде. В это время в комнату зашла мама. Увидев опять неубранные игрушки, она очень расстроилась, ушла на кухню и заплакала. Вова, увидев мамины слезы, понял, что она плачет из-за него. Он подошел, обнял маму и пообещал ей всегда убирать за собой разбросанные вещи”.

Паровозик вместе с детьми обсуждает, что почувствовал мальчик, когда увидел, что мама плачет из-за него.

Паровозик: “В каких ситуациях человек может чувствовать себя виноватым?”.

Детям предлагается изобразить эмоцию вины с помощью мимики, жестов и позы. Идет обсуждение мимики лица виноватого человека. Ответы ребят сравниваются с пиктограммой эмоции “вина”.

Упражнение “Я чувствую себя виноватым, когда…” (4 мин.)

Дети встают в круг. Педагог кидает одному из них мяч и спрашивает: “(имя ребенка), ты чувствовал себя когда-нибудь виноватым? Когда это было? Чем закончилась ситуация?” После ответа ребенок кидает мячик обратно педагогу. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не ответит на заданные вопросы.

В конце упражнения паровозик делает вывод о том, что все люди когда-то чувствуют себя виноватыми. Это не страшно, просто надо уметь признать, что ты не прав и попросить прощения. Но это должны быть не просто слова, а слова, идущие от сердца.

Рассказ “Медвежонок, который делал все кое-как”) (6 мин.)

Паровозик предлагает детям послушать еще одну историю:

“В семье медведей родился маленький медвежонок. С детства он был очень подвижный: любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды медвежонок решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые строили из досочек дом для птицы. “Давайте помогу, – воскликнул медвежонок. – Я тоже умею работать молотком”. Он выхватил у бельчонка молоток и ударил им по гвоздю. Да силы то не рассчитал – развалился домик. “Ну, извините”, – сказал медвежонок и, как ни в чем не бывало, побежал дальше.

У речки ему повстречался барсучонок, который помогал маме полоскать белье. “Я тоже хочу вам помочь, – закричал медвежонок”. С этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над водой и со всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла быстро, носочки – то и выпустил. “Ну, извини”, – сказал медвежонок и, не дожидаясь того, что ответит барсучонок, весело напевая песенку, побежал дальше.

Около домика Зайцев он увидел маленького зайчонка, который полол траву. “Давай помогу, – улыбнулся медвежонок. – Вдвоем мы быстрее справимся”. “Только аккуратнее, – сказал зайчонок, – здесь морковка растет, постарайся ее не выдернуть”. “Да, ладно тебе, я ведь на все руки мастер”, – с этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись слезы: “Что скажет мама? Ведь ты выдернул не только траву, но и всю морковку!” “Ну, извини”, – сказал медвежонок и побежал домой. С тех пор лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял, почему”.

Гном обсуждает с детьми эту историю. Он еще раз обращает внимание на то, что каждое дело надо делать старательно, и, если ты виноват в чем-то, то слово “извини” должно идти от сердца, и тогда ты не попадешь в такую ситуацию, как это было с медвежонком.

Этюд “Грибники” (7 мин.)

Паровозик предлагает детям разделиться на пары и проиграть следующую историю: “Ежиха-мама сказала своему старшему ежонку: “Когда пойдешь в лес, за грибами, то возьми с собой братишку. Только смотри, чтобы он не потерялся. И, пожалуйста, не ссорьтесь”. Братья взялись за руки и пошли в лес. Тропинка быстро вывела их на грибную полянку. Наперегонки они весело складывали в корзинку то грузди, то подберезовики и даже белые грибы. Корзинка быстро наполнялась. Скоро братья решили, что пора возвращаться домой. “Вот мама обрадуется, сколько я грибов принес, – мечтательно сказал старший ежонок, взяв тяжелую корзину. “Нет, я хочу отдать корзину маме! – вцепился в плетеную ручку младший брат. – Я больше тебя грибов нашел”. Так, споря, они пытались отобрать друг у друга корзину. Но ручка у нее не выдержала и треснула. “Что скажет мама?” – расстроились ежата. Грустные, они побрели домой, волоча корзину за собой. Увидев их, мама расстроилась, корзина-то была новая. “Мамочка, прости нас!” – и братья рассказали все, как было.– Мы никогда больше не будем драться и спорить, а постараемся уступать друг другу”. Выросли ежата, но слово, данное тогда маме, они выполняют и по сей день.

После проигрывания этой истории, паровозик предлагает детям вспомнить, с какой эмоцией они познакомились и просит рассказать, что больше всего запомнилось на занятии.

Прощание.

Занятие 2. “Путешествие Гусеницы” (25 мин.)

Цель: расширять представление детей об эмоции “вина-стыд”, закреплять знания о полученных эмоциях, учить детей составлять эмоциональные цепочки по содержанию произведения.

Оборудование:

  • игрушка паровозик;
  • картинки, где изображены дети с разным настроением и картинки с изображением их игрушек;
  • фотография или картинка морской звезды;
  • пиктограммы знакомых эмоций;
  • фланелеграф.

Ход занятия

В начале занятия педагог достает игрушку гнома, дети здороваются с ним.

Паровозик: “Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение”.

Упражнение “Разные эмоции” (5 мин.)

Паровозик предлагает детям подойти к столу, на котором лежат картинки, где изображены дети с разным настроением и картинки с изображением их игрушек. Задание заключается в том, чтобы, узнав эмоциональное состояние ребенка, правильно подобрать ему игрушку, которая изображает ту же эмоцию.

После того, как ребята найдут пары “ребенок-игрушка”, все садятся в круг и обсуждают правильность выполнения задания.

Игра – инсценировка “Путешествие Гусеницы” (20 мин.)

Паровозик говорит ребятам о том, что сегодня они отправятся в гости к Гусенице.

Паровозик начинает рассказ: “Жила-была Гусеница. Однажды пригласила ее подружка в гости (детям предлагается выбрать пиктограмму с соответствующим настроением и поместить ее на фланелеграф).

Гусеница стала выбирать, что же ей надеть. Из всех нарядов она выбрала самое любимое платье, но, когда стала надевать его, то увидела, что оно немного порвалось (дети выбирают пиктограмму с соответствующим настроением и помещают ее на фланелеграф). “Не печалься, – сказала мама Гусенице. – Мы сейчас его быстро зашьем”. Когда все было готово, мама пожелала дочке приятного отдыха и Гусеница отправилась в гости.

По дороге пошел дождик, и Гусеница очень разозлилась на тучку, которая намочила ее. “Ты разве меня не заметила, – крикнула она ей. – Зачем ты испортила мой наряд?” “Извини меня, пожалуйста, я не хотела. Я сейчас попрошу Солнышко, чтобы оно высушило тебя” (дети выбирают пиктограммы с соответствующими эмоциями и помещают их на фланелеграф). И, действительно, вышло Солнышко и своими лучиками согрело Гусеницу, даже следа не осталось от мокрых пятен на платье.

Довольная и счастливая продолжала она путь дальше. Вдруг из-за камня неожиданно выскочил Муравей и чуть не сбил Гусеницу с ног. “Фу, как ты меня напугал, – сказала Гусеница. – Постарайся бегать помедленнее, ладно?” Муравей кивнул ей и побежал дальше (дети выбирают пиктограмму с соответствующей эмоцией и помещают ее на фланелеграф).

А вот и домик подружки. Гусеница позвонила в звонок. Когда ей открыли, она застыла от удивления (дети выбирают пиктограмму с соответствующей эмоцией и помещают ее на фланелеграф)”.

Паровозик предлагает детям подумать, что же так удивило маленькую Гусеницу? После разных предположений, выбирается наиболее подходящий вариант, и паровозик заканчивает рассказ: “Гусеница была очень рада встрече с подружкой. Они замечательно провели время: пили чай с печеньем, играли, болтали обо всем на свете. Им очень не хотелось расставаться. Но все когда-нибудь заканчивается и, попрощавшись, Гусеница пошла домой. “Зачем расстраиваться, – говорила она себе, – ведь я могу еще раз прийти в гости, мы живем совсем рядом, и нам всегда весело вместе”.

После прочтения рассказа паровозик предлагает детям проиграть эту историю. А чтобы они не запутались в событиях, надо смотреть на пиктограммы, выложенные на фланелеграфе.

В конце занятия паровозик хвалит детей.

Прощание.