Ритмико-пластические упражнения в игре и танце. 4-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 4


Цель: Развитие у учащихся ориентировки в пространстве, координации речи и движений в заданном темпе под музыку.

Задачи:

  • Упражнять учащихся в соотнесении движений с музыкой.
  • Способствовать коррекции слухового восприятия.
  • Тренировать ритмичное слоговое произношение в заданном темпе.
  • Учить самоконтролю и синхронности выполнения заданий в группе.
  • Развивать творческие способности и эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

Предложенные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения детей, но и оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.

При этом обязательно вводится музыкально-речевой материал в самых разнообразных формах – тексты пальчиковой гимнастики, логоритмики, попевки, инсценировки и т.д.

Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения.

На таких занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне.

Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

Совместные выполнения упражнений ребёнком и взрослым ведёт к удовлетворению потребности в эмоциональном контакте, межличностном общении, успехе.

Пальчиковый игротренинг – один из видов активности с упражняющей функцией. Наряду с быстротой успешного освоения специальных знаний, умений и навыков, происходит развитие у ребёнка:

Эмоционального отношения к воспринимаемому материалу.

Увлечённости и вовлечённости в процесс деятельности.

Свойств художественного мышления и творческого воображения.

Способности к общению, установлению положительного эмоционального контакта.

Конспект занятия

Построение – в шеренгу или в шахматном порядке, соблюдая дистанцию, руки на поясе, локоток к локотку.

Приветствие:

Мальчики:

  • Руки на поясе – шаг правой ногой в сторону – раз,
  • левую ногу приставили – два, (поклон головой),
  • шаг левой ногой в сторону – раз,
  • правую ногу приставили – два, (поклон головой).

Девочки:

  • Руки на поясе или за подол на юбке –
  • шаг правой ногой в сторону – раз,
  • левую ногу – назад на носок, с приседом – два, (поклон головой),
  • шаг левой ногой в сторону - раз,
  • правую ногу – назад на носок, с приседом – два, (поклон головой).

Маршировка: под музыку: «По выбору учителя»

Движения по кругу, соблюдая дистанцию. Марш, прямой поскок, шаг по диагонали, боковой галоп, шаг-змейка, на носочках, на пяточках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы, марш на месте, стоп. Можно добавить движения руками.

Разминка: под музыку: «По выбору учителя»

Дети построены в шеренгу или в шахматном порядке, начинают выполнять движения глазами, головой, плечами, руками, туловищем, ногами - движения стопами, коленями, приседания…

Пальчиковая гимнастика: (восстановление дыхания, внимания.)

1. Стульчик.

Стульчик ты из рук сложи,
И детишкам покажи.

Одна ладонь раскрыта, вертикально перед собой, вторая – кулачком прижата к ладони первой – получается стульчик, ритмично с текстом можно менять положение ладоней.

2. Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу,
Стульчик, стол и кошку Машу.

Обе ладони перед собой – пальцы вниз, собраны вместе – «тоненькая кисточка», поднимая ладони вверх – раскрываем их и переворачиваем – раскрывая ладони – пушистая кисточка. Ритмично с текстом меняем положение ладоней.

3. Утёнок

Ты утёнок не пищи,
Лучше маму поищи.

Изображаем ладонями клювик утёнка – раскрывая и закрывая «его» ритмично с текстом меняем положение ладоней.

4. Зайка

Зайка серый скачет ловко,
В лапках у него морковка.

Обе ладошки показывают ушки зайца указательным и средним пальцами, на первую строчку – «ушки» ритмично сгибаются – пальчики – ушки – вверх, на вторую строчку – пальчики – лапки – вниз – движения «крестиком» - «держим морковку». Ритмично с текстом меняем положение ладоней.

5. Вертолёт

Быстро лопасти крути,
Вертолёт лети, лети.

Ладони перед собой в замок, указательные пальцы – вперёд – нос вертолёта, большими пальцами круговые движения – плотно прижимаясь, друг к другу. Ритмично с текстом крутим «винт вертолёта».

Основная часть.

Знакомство и разучивание новой игры, и повторение разученной ранее.

Загадка: «Тот, кто ведает мёд?» (Медведь)

Логоритмика:

«Шапка, да шубка» – разучивание текста – с хлопками, кулачками – в шеренге, с движениями – в кругу.

Шапка, да шубка,
вот и весь мишутка.
Лапками машет,
весело пляшет.

«Медвежонок плюшевый» - повторение текста - с хлопками, кулачками – в шеренге, с движениями – в кругу).

Медвежонок плюшевый
ничего не кушает,
Ни конфет, ни шоколада,
ничего ему не надо!
Целый день в углу сидит,
У него живот болит!

Повторение игр с мячом.

Загадка:

Кинешь в речку, он не тонет,
Бросишь о стенку, он не стонет,
Будешь озимь кидать,
Станет кверху летать. (Мяч).

Игры с мячом:

Игра «Мой весёлый звонкий мяч» (по кругу, мяч об пол, передавая друг другу).

Мой весёлый звонкий мяч,
ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
не угнаться за тобой!
Раз, два, раз, два
вот и кончилась игра!

Игра «Мяч по кругу» (по кругу, мяч из рук в руки, передавая друг другу).

Мяч по кругу, мяч по кругу,
Мы бросаем мяч друг другу.
Раз, два, раз, два
вот и кончилась игра!

Игра «Я прыгун весёлый мячик» (по кругу, мяч об пол, передавая друг другу).

Я прыгун весёлый мячик,
Не люблю того, кто плачет,
Не люблю того, кто плачет,
А люблю того, кто скачет!

Игра «Ты скачи весёлый мяч» (по кругу, мяч из рук в руки, передавая друг другу).

Ты скачи весёлый мяч
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый мяч
Тот закажет номер нам!

Дети выбирают игру «Пильщики» и «Вальс», который недавно разучили.

Под музыку: «По выбору учителя»

Построение – в шеренгу соблюдая дистанцию, руки на поясе, локоток к локотку

Деление на пары:

Рассчитаться на 1й и 2й, перестроение в 2 шеренги лицом друг к другу.

Игра «Пильщики»:

Запилила пила, зажужжала как пчела,
Отпилила кусок, наскочила на сучёк,
Лопнула и встала, начинай сначала.
Запилила пила, зажужжала как пчела,
Отпилила кусок, наскочила на сучёк,
Лопнула и встала, не начнём сначала.

Дети протягивают друг другу руки – один прямо, второй крестиком и с текстом начинают делать движения пилы, руки отрываются на слове «Лопнула», после слов «Начинай сначала» игра повторяется 2-3 раза, заканчивается игра словами – «не начнём сначала»

Приглашение на «Вальс»:

(Мальчики приглашают девочек на танец по принципу приветствия)

Повторение движений вальса с текстом, без музыки:

Раз, два, три на носочки,
раз, два, три на носочки.
Покачались, перевернулись,
хлопнули и перешли.

Пары исполняют движения вправо по тексту, затем влево по тексту, руки в стороны – «стрелочка», ладошка девочки лежит на ладони мальчика. Переходить можно к другому партнёру или меняться местами со своим партнёром.

Исполнение танца под музыку: «По выбору учителя».

Поклон, по принципу приветствия, мальчики благодарят девочек за танец.

Пальчиковая гимнастика: (восстановление дыхания)

1. Солнце.

Утром солнце рано встало,
Всех детишек приласкало!

Ладони сложены вместе перед собой, поднимая руки вверх над головой, раздвигаем пальцы в виде лучиков солнца, на вторую строчку – ладони прижимаем к груди.

2. Солнышко и цветок.

Рано солнышко встаёт,
Раскрывается цветок.
Солнце светит с высоты.
Раскрываются цветы.

Ладони в форме нераскрывшегося бутона перед собой, по тексту поднимаем руки выше головы и на последней строке «раскрывшиеся бутоны» ритмично покачиваются.

Все тексты в играх и упражнениях поём.

Рефлексия: Что понравилось сегодня на занятии?

Построение в шеренгу или в шахматном порядке, соблюдая дистанцию, руки на поясе, локоток к локотку.

Прощание.

Мальчики:

  • руки на поясе – шаг правой ногой в сторону – раз,
  • левую ногу – приставили – два, (поклон головой),
  • шаг левой ногой в сторону – раз,
  • правую ногу – приставили – два, (поклон головой).

Девочки:

  • руки на поясе или за подол на юбке –
  • шаг правой ногой в сторону – раз,
  • левую ногу – назад на носок, с приседом – два, (поклон головой),
  • шаг левой ногой в сторону – раз,
  • правую ногу – назад на носок, с приседом – два, (поклон головой).

Примечание: Некоторые игры заимствованы из пособий:

  1. Боромыкова О.С. “Коррекция речи и движения”, Санкт-Петербург, 1999.
  2. Иванов А.А. “Пальчиковая гимнастика”, Санкт-Петербург, 2005.

Фотоальбом.