Школа для родителей: опыт, проблемы, перспективы

Разделы: Коррекционная педагогика


Я работаю в школе-интернате для неслышащих детей 35 лет. Начинала работать воспитателем, 30 - учителем русского языка и литературы, последние 2 года - учителем-дефектологом. Имею высшее дефектологическое образование, высшую квалификационную категорию.

Четыре года назад произошли организационные изменения: школа для слабослышащих и школа для глухих были объединены в единое целое ОГСОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида г. Коврова". В настоящее время дети обучаются в двух корпусах, находящихся рядом: в первом корпусе слабослышащие учащиеся, во втором - глухие. Я работаю во втором корпусе. (В дальнейшем буду называть школой.)

В нашей школе обучаются дети, имеющие 5S и 4S тугоухости с раннего детства, проживающие во Владимирской области. До 7 лет они обучаются и воспитываются в ДОУ г. Владимира, затем поступают к нам в 1 класс и оканчивают школу в 11 классе. Все учащиеся имеют слышащих родителей. Из 9 классов, находящихся в нашей школе, 4 класса для детей с сохранным интеллектом, 5 классов - вспомогательные.

Главным средством обучения и воспитания является связная словесная речь, дактильная и жестовая формы речи используются как вспомогательные. На всех уроках и воспитательских занятиях ученики пользуются словесной речью, однако во внеурочное время между собой общаются жестовой речью.

В течение многих лет меня всегда интересовала проблема общения слышащих родителей со своими глухими детьми. Я видела их странные жесты, попытки говорить с детьми заканчивались тем, что дети всегда обращались ко мне как к переводчику. В последние годы многие родители стали жаловаться на то, что дети дома капризничают, не выполняют их требования, конфликты становятся частыми. Им обидно, что их дети, в большинстве своем, окруженные заботой и вниманием, после нескольких дней каникул стремятся в школу.

Я считаю, что две причины являются источниками конфликтов: неумение родителей общаться со своими детьми и незнание ими особенностей психологии глухих детей. Это подтвердилось описанием летних каникул, которое я проводила в сентябре на уроке развития речи. Дети описали и нарисовали все удовольствия лета (прогулки в лес, поездки на море, встречи с родственниками, купание и загорание, подарки и покупки), но и в то же время встретились такие фразы: " Мама хорошая, вкусно есть. Скучно, не говорит меня"; "Папа хороший, учил меня велосипед, не понимает"; " Дома хорошо, но скучно. Папа, мама не говорят меня"; "Друзья нет, скучно"; "Мама, папа глупый, не умеет говорить". (Высказывания детей приводятся без корректировки).

В школе несколько лет назад работал лекторий для родителей. Несмотря на интересные выступления, продуманность плана работы, родители не очень охотно посещали эти занятия. Наверное, что-то не учитывалось при проведении несомненно нужной формы работы с родителями. Оказывается, необходима была мотивация самих родителей. В начале 2008 учебного года сами родители обратились ко мне с просьбой научить их общаться с детьми на бытовом уровне. Я провела анкетирование с целью выяснения вопросов, ответы на которые они хотели бы получить. С учетом их пожеланий мной был составлен план работы Школы для родителей Занятия школы для родителей проводились в течение 2008-2009 учебного года два раза в месяц, во вторую и последнюю пятницу месяца в 11часов и 16 часов (учитывалось время транспорта). Каждое занятие состояло из теоретической части и практикума. Для проведения теоретической части я приглашала завуча школы, школьного психоневролога, социального педагога, школьного педиатра, психолога школы, выступала сама. [Для своих выступлений использовала материалы книг Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком КАК?", "Продолжаем общаться с ребенком ТАК?" ООО "Издательство Астрель". 2006]

Практическая часть каждого занятия была посвящена обучению родителей правилам общения с детьми словесной речью, дактильной азбукой и жестовой речью. Для обучения родителей жестовой речи я использовала "Словарь жестового языка" И. Ф. Гейльмана [СПб. СРП "Павел" ВОГ, 2004], так как этот словарь дополнен иноязычной лексикой и дает возможность познакомиться с современными иностранными словами, которые все чаще употребляются в русской речи, пополнен отвлеченными и абстракными понятиями и отвечает требованиям унификации жестовой речи в рамках Всемирной федерации глухих. Жестовая речь глухих должна быть грамотной, красивой, многие жесты устарели, жестовая речь многих наших учащихся не отвечает современным требованиям и даже иногда выглядит вульгарной.

Наибольший интерес вызвали практикумы. Я начала обучение с дактильной азбуки, так как многие жесты основаны именно на дактильных знаках. Я показывала буквы дактильной азбуки, заставляла родителей показывать их, затем по предложениям родителей складывали слова, словосочетания и наконец, стали составлять предложения. Пальчики родителей были непослушными, сначала многие сомневались в том, что они сумеют освоить столь трудную науку, но потом стали видны результаты. Чтобы не забыть усвоенное, я посоветовала родителям петь медленные песни, вспомнить какие-то стихи, дактилировать во время поездок в транспорте. Уже через месяц многие родители стали использовать дактильную азбуку в общении с детьми, особенно с малышами.

Усвоение жестов проходило труднее. В отличие от учащихся, общающихся жестовой речью без слов, я учила родителей обязательно проговаривать внятно слово и синхронно показывать жест, обозначающий данное слово. На каждом занятии я показывала жесты по одной определенной теме. (Выбор тем и слов был согласован с родителями). Каждый из родителей (присутствовали и мамы, и папы, и бабушки) осваивал жест. Жесты мы включали в предложения. Я посоветовала родителям попросить помощи у детей. (Из опыта работы знаю, что глухие дети с удовольствием обучают начинающих учителей, воспитателей своему родному языку, и они будут только рады выступить в роли учителей своих родителей.) Но за две недели многие родители забывали жесты, поэтому по их просьбам я стала снабжать каждого слушателя Школы печатным материалом с описанием жестов. Таким образом, к маю у каждого слушателя на руках были распечатки всех жестов по пройденным темам.

Наконец одна из мам предложила снять фильм "Жестовая речь", и все поддержали эту идею. Этот фильм мы сняли с Ронжиной Н.В., мамой ученицы 1 класса. Мама была оператором с камерой, я - сурдопереводчиком. Перед камерой я старалась медленно и тщательно показывать каждый жест. Были даны жесты по темам: дактильный алфавит, числительные, дни недели, месяцы, "Дом, семья", "Учеба, школа", "Транспорт", "Магазин", "Здоровье", "Человек. Черты характера", "Времена года",

"Вопросы: какой?..., где? куда? как? почему? откуда?.", "Слова, отвечающие на вопрос "Что делает?", "Социальное обеспечение", "Закон, правосудие", "Профессии" .В конце учебного года каждый слушатель получил по диску с фильмом. Всего на диск было записано около 150 жестов.

Один раз в четверть я проводила открытый урок. Родители присутствовали на обычных рабочих уроках. Это были уроки развития речи и чтения в моем 9 вспомогательном классе, фронтальное занятие в 1 классе в слуховом кабинете и индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и коррекции произношения в 3 классе. Родители получили возможность посмотреть на глухих детей в процессе учебы, применение стационарной звукоусиливающей аппаратуры и индивидуальных слуховых аппаратов, методы и формы работы, а самое главное, словесную речь детей и их деятельность по усвоению программного материала.

Кроме групповых занятий я проводила индивидуальные консультации. Их посещали родители, проживающие в Коврове, и те родители, которые не смогли присутствовать на групповых занятиях. Некоторые родители стеснялись на групповых занятиях, таким образом им предоставлялась возможность обучаться индивидуально.

В конце учебного года я подвела итоги нашей совместной работы в виде анкет.

Результаты анкетирования.

1. Что вам дали занятия в Школе для родителей?

- Стали лучше понимать своего ребенка. 100%

- Меньше конфликтов в семье. 90%

2. Хотите ли вы продолжения занятий в следующем учебном году ? 100%

3. Какие проблемы нужно еще рассмотреть на занятиях?

- Обучение жестовой речи. 100%

- Вопросы, связанные с психологией глухих детей. 70%

- Проблемы сурдопедагогики 30%

4. Какие формы работы для вас лучше?

- Занятия вместе с другими родителями. 10%

-Индивидуальные консультации. 10%

-Совмещение групповых занятий с

индивидуальными. 80%

5. Ваша оценка деятельности Школы для родителей.

"Отлично" 90%

"Хорошо" 10%

6. Какие пожелания на будущее?

- Больше показывать уроков. 70%

Главными причинами хороших отзывов родителей, моей удовлетворенностью работой, я думаю, является настроенность самих родителей на обучение, осознание ими необходимости получения практических навыков общения с детьми и результаты, которые увидели сами родители во взаимоотношениях со своими детьми.

Опыт работы показал, что тесное сотрудничество и единство требований педагогов и родителей к детям, является необходимым условием для успешного обучения и воспитания глухих детей.

План работы школы для родителей на 2008-2009 учебный год.

Сентябрь.

Специфика обучения и воспитания неслышащих учащихся в школе.

(Миславская Т.А., завуч школы)

Проблемы общения с глухими детьми и пути их решения. Анкетирование родителей.

(Савинова Г.Ю.)

Октябрь.

Мышление, внимание, память глухих детей.

(Морозова И.В., психоневролог)

Практикум. Дактильная азбука.

(Савинова Г.Ю.)

Открытый урок развития речи в 9 вспомогательном классе.

(Савинова Г.Ю.)

Ноябрь.

Особенности восприятия и воображения глухих детей.

(Ючко И.С., психолог)

Практикум по обучению жестовой речи. Тема "Числа, дни недели, месяцы)

(Савинова Г.Ю.)

Декабрь.

Особенности эмоционально-волевой сферы и речи глухих детей.

(Морозова И.В., психоневролог)

Практикум. Тема "Семья, дом."

(Савинова Г.Ю.)

Открытый урок чтения в 9 вспомогательном классе.

(Савинова Г.Ю.)

Январь.

Виды индивидуальных слуховых аппаратов. Правила использования их в домашних условиях.

(Климова О.С., учитель-дефектолог)

Практикум. Тема "Учеба, школа".

(Савинова Г.Ю.)

Февраль.

Социальное сопровождение неслышащих учащихся в школе.

(Василенко М.В., социальный педагог)

2.Практикум. Тема "Транспорт. Дорога домой"

(Савинова Г.Ю.)

3.Открытое фронтальное занятие в слуховом кабинете с 1 классом.

(Савинова Г.Ю.)

Март.

Как быть, если ребенок делает не то? Вмешательство родителей и реакции детей. Проблемы ошибок.

(Савинова Г.Ю.)

Практикум. Тема "Здоровье".

(Савинова Г.Ю.)

Апрель.

Безусловное принятие. Что это такое? Воспитание - не дрессировка.

(Савинова Г.Ю.)

Практикум. "Человек. Черты характера"

(Савинова Г.Ю.)

Открытое индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и коррекции произношения во 2 классе.

(Савинова Г.Ю.)

Май.

"Давай вместе". Закон "зоны ближайшего развития" и что бывает, если его не учитывать.

(Савинова Г.Ю.)

Практикум. Тема "Магазин".

(Савинова Г.Ю.)

Подведение итогов работы. Анкетирование родителей.

(Миславская Т.А., завуч школы).