Организм и его свойства. 5-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


ТДЦ:

  • Познавательная: создавать условия для получения сведений об организмах - как телах живой природы на уровне: знания о многообразии живых организмов; умения отличать их свойства.
  • Развивающая: создать условия для развития таких мыслительных операций, как сравнение и анализ.
  • Воспитательная: создать условия для формирования бережного отношения к окружающей природе, через осознание важности существования каждого вида организмов.
  • Общедидактическая цель: создать условия для восприятия, осознания и первичного закрепления учебной информации по теме "Организм и его свойства".

Уровневые цели:

  • Репродуктивный: усвоить понятия организм, биологические явления (дыхание, питание, рост, размножение, старение и смерть).
  • Конструктивный: выяснить общие биологические явления для всех организмов.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный

Формы: групповая работа

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, дидактические карточки.

Ключевые понятия: растения, грибы, животные, человек, размножение и питание растений и животных.

Технологическая карта урока

Этапы Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся
Урока Технологии
1. Организация начала занятия.   Подготовка учащихся к работе на занятии Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.
3. Подготовка к основному этапу занятия.   Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. - Мы с вами так же уже знаем, что природа состоит из тел живой природы и из тел неживой природы.

 

 

 

 

- Приведите примеры тел неживой природы.

- Что между ними общего?

Заполняют интерактивную схему (см. слайд №4)

- Горные породы, металлы, вода, бытовые изделия из разных материалов.

- Ответы учащихся.

4. Усвоение новых знаний и способов действий Постановка проблемы и создание проблемной ситуации Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения - Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите множество тел живой природы: животных, растения, грибы, человек. (Демонстрация слайда №5)

Все тела живой природы называются организмами.

Но посмотрите, какие они все разные. Почему же всех их отнесли к большой группе организмов? Какую же проблему нам сегодня необходимо решить к концу урока.

Записывают определение организм.

 

 

 

 

Учащиеся в ходе фронтальной беседы формулируют проблему урока: "какие особенности есть у организмов, благодаря которым они отличаются от других тел природы".

Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ - Просмотрите на (слайд №5) многообразие тел живой природы, и скажите, есть ли какие-то особенности? Учащиеся высказывают своё мнение.

 

Выдвижение гипотезы Учитель обобщает высказывания учащихся и способствует формулированию гипотезы: если организмы обладают определёнными особенностями, то не все тела природы являются организмами (слайд №6) Учащиеся формулируют гипотезу: если организмы обладают определёнными особенностями, то не все тела природы являются организмами.
Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы Практический и теоретический.  
Работа в группах, получение продукта от группы Слайд №7.

Учитель предлагает учащимся, пользуясь страницами учебника и знаниями из личного опыта, заполнить таблицу.

(Приложение 1)

- 1 группа работает с дидактической карточкой №1 (приложение 1);

- 2 группа работает с дидактической карточкой №2 (приложение 1).

Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, таблица, опорный конспект и др.) Учитель координирует, стимулирует и обобщает оценивание работы групп.

 

 

- Все эти особенности живых организмов называют биологическими явлениями.

Итогом работы каждой группы является схема (слайд №8). Представитель каждой группы рассказывает всему классу результаты своей работы.

Учащиеся обобщают задания в схему (слайд №8), дополняя ее по ходу выступления каждой группы. Проводят итоги работы своих групп.

Записывают определение биологические явления.

Вывод:

1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу;

2) поставленная проблема решена или нет.

Учитель предлагает группам высказать мнение о подтверждении или опровержении гипотезы. Учащиеся высказывают свои мнения о подтверждении гипотезы. Значит, поставленная проблема решена.
5. Первичная проверка понимания.   Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Учитель предлагает проверить полученные результаты с помощью тестов (слайды №9- 11). Учащиеся отвечают на тестовые вопросы.
Физ. Минутка (Приложение 3)
6. Закрепление знаний и способов действий.   Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, в практической деятельности. Слайд №13.

Для закрепления изученного материала учитель предлагает выполнить задание на инструктивных карточках.

Работа с инструктивными карточками (Приложение 2).
9. Подведение итогов занятий   Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Могут ли, полученные сегодня знания, пригодится нам жизни?

Учащиеся в беседе делают выводы о решении поставленной проблемы.
10. Рефлексия.   Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. - Как вы сегодня изучали материал, что вам понравилось в работе в группах?

- Чем вам помогли слайды, таблицы, муляжи?

- Достаточно ли хорошо вы усвоили материал урока?

Самооценка
11. Информация о домашнем задании.   Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Параграф 32, прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа.

Творческое задание: зарисовать различные виды организмов.

Записывают в дневники д/з и проверяют записи друг у друга в парах.
12. Использованная литература. Учебник В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природоведение: природа. Живая и неживая. 5 класс