Проблематизация на уроке музыки как средство активизации работы учащихся

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Современный урок - это живой исследовательский процесс. Важнейшей особенностью подхода к музыкальному образованию является проблематизация. Предлагаем Вашему вниманию урок музыки с использованием технологии проблемного обучения.

6 класс, тема "Преобразующая сила музыки"

Жанр урока: творческий портрет П.И.Чайковского.

Цель: формирование личностного отношения к музыке, осмысление её значения в жизни каждого человека.

Задачи:

  • Научить размышлять о музыке, исходя из интонационных особенностей, определять композитора.
  • Развивать чувственное восприятие жизни с помощью музыки.
  • Воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать.

Репертуар:

Оборудование, материалы: компьютер, мультимедийная презентация. <см. Приложение>

Центральная проблема урока: каково значение музыки в жизни каждого человека?

Драматургия урока

Пролог

Центральная проблемная ситуация представлена вначале урока в художественно-педагогической идее. Автор цитаты не указывается, чтобы создать вспомогательные проблемные ситуации, которые помогают нам активно включить всех учащихся в работу, способствовать более глубокому осмыслению материала.

Завязка

Анализ эмоциональной наполненности высказывания в опоре на индивидуальное восприятие учащихся.

Развитие действия

Анализ средств музыкальной выразительности с определением интонационных особенностей, стиля композитора. Определение автора цитаты.

Кульминация

Повторное слушание произведения композитора. Установление связи музыки с жизнью композитора, предположение учащихся о том, каков был жизненный путь П.И.Чайковского. Определение значения музыки в жизни каждого человека вне зависимости от возраста и национальности.

Развязка.

Возвращение к цитате П.И.Чайковского. Вывод. Обращение к песне современного автора.

Эпилог. Рефлексия совместной деятельности. Выбор учащимися из представленных учителем цитат, раскрывающих проблему урока. Обоснование выбора. Домашнее задание.

Содержание и ход урока.

Учитель обращает внимание на художественно-педагогическую идею урока.

"Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась,
чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору". (:::) <Слайд №2>

У: Человеку, какой профессии принадлежат эти слова? Какова идея этих слов?

Д: Эти слова принадлежат композитору, потому что в тексте есть словосочетание "музыка моя". Они раскрывают идею силы воздействия музыки на человека.

У: На этом уроке мы продолжаем тему "Преобразующая сила музыки".

- Можем ли мы определить, какой композитор сказал эти замечательные слова?

Д: Нет, это очень сложно.

У: А музыка нам поможет разрешить этот вопрос.

Задание. Послушайте фрагмент произведения, исходя из интонационных особенностей музыки, определите, композитору какой страны принадлежит это произведение? <Слайд №3>

Слушание П.И.Чайковский "Симфония №6" 1 часть, фрагмент.

Д: Музыка этого композитора очень проникновенная, напевная, мелодичная, распевная. Чувствуется русская песенность, лиризм.

У: Да, характерные особенности указывают, что это музыка русского композитора. Какой русский композитор мог бы написать такую музыку?

Д: П.И.Чайковский. <см. Приложение>

У: Правильно, П.И. Чайковский, автор произведения "Симфония № 6",

Именно его слова являются эпиграфом нашего урока.

- Что мы можем рассказать о П.И. Чайковском? <Слайд №4>

- Что такое симфония?

Д: Ответы детей. <Слайд №4>, гиперссылка "портрет П.И.Чайковского".

У: О пройденном жизненном пути композитора можно узнать из книг, иллюстраций, а его музыка помогает узнать о жизненных переживаниях.

Задание. Послушайте это произведение ещё раз и постарайтесь понять, как П.И.Чайковский в звуках выражает "жизнь души"? <Слайд №5>.

Повторное слушание П.И.Чайковский "Симфония №6"

Д: Музыка менялась. Она была то вдохновенной и светлой, то грустной и печальной. Широкие мелодические ходы придавали музыке динамичность, возвышенность. Эта музыка - исповедь композитора, он рассказал нам, что его жизнь была наполнена разными невзгодами и радостями, страданиями и переживаниями.

У: Вы совершенно правильно почувствовали это произведение. Когда П.И.Чайковский писал 6 симфонию, он был тяжело болен и понимал, что жизнь его уже пройдена. И это произведение воспринимается нами как исповедь великого русского композитора.

Задание. Посмотрите на фотографии этих людей, кому из них музыка Чайковского может принести "подпору и утешение"? Объясните свой выбор. <Слайд №6>.

Д: Плачущей женщине, потому что у неё на лице мы видим слёзы. Ей нужна поддержка.

Д: Девочке, изображенной на фотографии, и пожилому человеку тоже нужна эта музыка. Потому что в жизни человека любого возраста происходят различные неприятности, испытания, а эта музыка может поддержать и успокоить. Понять, что человеческая жизнь - это взлёты и падения. И несмотря ни на что, жизнь прекрасна!

У: Каково значение музыки в жизни каждого человека?

Д: Музыка рассказывает о пережитых когда-то человеком чувствах. Учит нас умению понять, поддержать другого человека.

У: Музыка - язык чувств, который понятен людям разных национальностей и возрастов. Возвращаемся к цитате П.И.Чайковского. <Слайд №7>.

У: Послушайте и узнайте мелодию песни, может ли она помочь человеку в трудную минуту? <Слайд №8>.

Слушаем песню "Дорога добра".

Д: Эта песня "Дорога добра", она добрая, весёлая. Учит нас быть добрыми, открытыми, раскрывает смысл жизни человека.

Исполнение песни (вокально-хоровая работа) <Слайд №9>

У: В заключении предлагаю вам выбрать цитату, раскрывающую идею сегодняшнего урока. Объясните свой выбор. <Слайд №10>

1. "Русская песня - это русская история". М.Горький.

2. "Кто начинает понимать музыку, тот поймёт и людскую душу". Н. Лысенко

3. "Жизнь коротка, искусство вечно". Гиппократ

4. "Музыка - лучшее утешение для опечаленного человека". Лютер

Д: Идею нашего урока раскрывают цитаты: "Кто начинает понимать музыку, тот поймёт и людскую душу". "Музыка - лучшее утешение для опечаленного человека". Эти цитаты ещё раз убеждают нас в том, что мы, слушая великолепную музыку П.И. Чайковского и др. композиторов, становимся человечнее. Понимаем, что всем людям музыка помогает понять, что жизнь прекрасна, несмотря на разные переживания и жизненные испытания.

У: Человеческая душа - это "инструмент со струнами", а "струны" - это человеческие чувства. Под воздействием музыки "струны" нашей души начинают звучать. Музыка вдохновляет нас на творчество.

Домашнее задание. Послушайте фрагмент "6 симфонии" П.И.Чайковского и дома подберите цветовую палитру и стихи созвучные этой музыке.

P.S. Д. Б. Кабалевский, говоря о роли искусства в жизни общества, отмечал: "чем тяжелее духовный багаж человека, тем легче ему идти по жизни". Но чтобы этот "духовный багаж" был воспринят ребятами, нам, учителям, необходимо создавать творческую атмосферу. Ведь для нас большую ценность представляет не сам результат, а отношение учащихся к материалу, желание не только изучить его, узнать новое, но и способность реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.

Этот пример разрешения проблемных вопросов на уроке наглядно показывает, как можно активизировать работу чувств и мыслей ребят, способствовать обогащению их жизненного опыта.

Таким образом, ребенок в общении на уроке, неожиданно для себя, открывает в собственной душе творческий потенциал, умение размышлять, переживать, сочувствовать.

Приложение к презентации