Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Весенние изменения в природе". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: развивать умение определять стиль текста, выделять его части; продолжить формирование представлений и понятий о характерных признаках весны в неживой природе; продолжить воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: цитаты о природе, рисунки детей на тему “Весна”, таблица “Признаки текста”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Что такое текст?

Дети: Группа предложений связанных по смыслу.

Учитель: Назовите признаки текста

Дети:

  1. Текст состоит из группы предложений.
  2. Предложения связаны друг с другом по смыслу.
  3. Предложения связаны темой.
  4. Текст имеет название, заголовок.

Учитель записывает высказывания детей на доске.

III. Задания группам.

1-я группа.

1. В начале весны дни становятся значительно длиннее. Солнце дольше остается на небе. Лед на реках трескается и ломается. Реки разливаются. Когда сойдет снег и пригреет солнце, на лугах появляются трава и первые цветы. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки, соловьи и ласточки. Весна оживляет всех. Все рады весне, ее теплу и свету.

Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

  1. Начало весны
  2. Приход весны
  3. Радость весны
  4. Весна

6-е предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

2. Словарно-орфографическая работа пейзаж

Придумайте предложение со словарным словом.

2-я группа.

1. Красавица-сосулька переливалась на солнце и плакала. Кап-кап– и каждой каплей росла внизу лужица талой воды.. И вот уже потек тоненький ручеек, пробивая себе дорогу в подтаявшем снегу. Множество ручейков будят реку– ледоход пошел! Так с маленькой плачущей сосульки начинается весна.

Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

  1. Ледоход
  2. Весна
  3. Красавица-сосулька
  4. Сосулька – предвестница весны

Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

2. Словарно-орфографическая работа фантазия

Придумайте предложение со словарным словом.

3-я группа.

1. На глинистых склонах оврагов, лесных опушках уже в середине апреля раскрываются желтые соцветия мать-и-мачехи. Цветы сидят на стебельках без листьев. Лишь после цветения появляются сердцевидные листья мать-и-мачехи. Пощупайте их – снизу они теплые и мягкие, сверху холодные и жесткие. Отсюда и название этого растения – мать-и-мачеха.

Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

  1. Весна
  2. Мать-и-мачеха
  3. Первоцветы
  4. Апрель

Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

2. Словарно-орфографическая работа заповедник

Придумайте предложение со словарным словом.

4-я группа.

1. Ласковое солнце согревает землю своим теплом. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса! Догадались о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки.

Какой заголовок наиболее точно отражает тему текста?

  1. Колокольчики весны
  2. Подарок весны
  3. Прелестный цветок
  4. Не губи природу

7-е предложение разобрать по членам предложения и частям речи.

2. Словарно-орфографическая работа правительство

Придумайте предложение со словарным словом.

IV. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

V. Подведение итогов

Учитель: Что нового узнали на уроке? Что такое текст? Назовите признаки текста.

Как нужно относиться к природе? Какие признаки указывают, что пришла весна?

Ответы детей.

VI. Домашнее задание: Написать мини-сочинение “ Весна”.