Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения информатике

Разделы: Информатика


Активизация познавательной деятельности при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. К.Д. Ушинский подчеркивал: "Важно серьезное занятие сделать для детей занимательным". Исходя из этого, важнейшими факторами активизации познавательной деятельности учащихся являются:

  • сотрудничество учащихся и учителя;
  • самостоятельная работа на уроке;
  • применение фронтальной, групповой, индивидуальной форм работы;
  • дифференциация обучения;
  • контроль знаний, умений, навыков;
  • использование занимательного практического материала;
  • создание проблемных ситуаций;
  • поощрение учащихся;
  • проектные работы.

Особо хотелось остановиться на последнем. Для активизации познавательной деятельности учащихся в старших классах необходимо постоянно держать руку на пульсе, используя различные методы и приёмы обучения. Умение самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным - все эти задачи решает использование проектной методики.

Ежегодно, начиная с 8 класса, учащиеся участвуют в проектной работе. Необходимым условием успешной работы ученика является создание собственного проекта (индивидуального или группового) после прохождения очередного информационного блока. Изучение алгоритмизации в 9 классе, изучение мультимедийных технологий - создание презентации по выбранной теме, сетевые технологии - создание Web-сайта, моделирование - создание программных приложений, моделирующих работу различных процессов с помощью языков программирования 9-11 классы.

При разработке проектов перед учащимися ставятся конкретные задачи. Работа планируется в каждой группе, определяется общая цель, распределяются роли в зависимости от наклонностей, профессиональной готовности, способностей учащихся. Проект выполняется как в рамках школьного курса, так и на внеурочных занятиях. Разрабатываются единые требования к защите проектов, контролируется выполнение заданий по срокам.

Работа над проектом дает неограниченные возможности для саморазвития учащегося, предполагает творческий поиск. Роль учителя - организация работы, консультация в подборе материала, помощь при затруднениях в работе. Работа над проектом - это коллективная работа учителя и ученика. На таких уроках изменяются отношения между учителем и учеником. Ученики чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству. Так, в качестве проектной работы, в нашей гимназии "раскручивался" школьный сайт.

По проблеме активизации познавательной деятельности печаталось и печатается много трудов. Я хотел бы обратить внимание на лабораторные и практические работы, как один из приемов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса. Они разрабатывались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, а в большинстве своем это мои собственные разработки, они прошли проверку временем, нравятся ребятам и мне как учителю.

Именно лабораторные и практические работы считаю основным средством активизации познавательной деятельности учащихся в контроле и оценке результатов обучения информатике. (Примеры лабораторных и практических работ по различным темам представлены в приложении 1.)

Увлеченные работой на компьютере учащиеся легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения, навыки. Ценность практической работы я определяю не потому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитываю, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу. Подбирая и разрабатывая практическую или лабораторную работу для урока по соответствующей теме, я продумываю следующие вопросы:

Цель работы.

  1. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?
  2. Какие воспитательные цели преследуются?
  3. Посильна ли она для учащихся, и улежаться ли они по времени за оставшуюся часть урока выполнить её?
  4. Все ли учащиеся будут в одинаковой степени участвовать в работе?

Подведение итогов работы.

Учитываю возможности использования домашних компьютеров.

Особо хочется немного прокомментировать последний вопрос. Не секрет, что дома школьник использует в большей части компьютер в качестве игровой приставки и по моему мнению, сменив режим работы компьютера с развлекательной формы на обучающую, связанную с информатикой, я тем самым увлекаю учащегося другим, более полезным видом деятельности.

Очень эффективны практические уроки, т.е. на первом уроке идет объяснение нового материала, конспектируются в тетрадь основные понятия и определения и частично выполняется практическая работа, основная же часть выполняется на втором уроке. Не следует забывать при этом о временном режиме работы учащихся за компьютером.

Например, такой вид деятельности мною применяется при изучении темы моделирование и формализация. При работе с текстами, графикой, электронными таблицами, лабораторные и практические работы рассчитываю и, соответственно, разрабатываю на один урок.

Активизируют мыслительную деятельность учащихся, поддерживают интерес к информатике нестандартные задачи, включенные в практическую работу. Например, составление модели "обои и комната", то есть расчет количества рулонов обоев на оклейку любой комнаты (информатика и ИКТ 9 класс, тема "моделирование и формализация"), ряд задач на алгоритмизацию. Такие задачи создают возможность поиска "открытий", способствуют повышению интереса к учению, ощущению радости от достигнутого результата.

Развивает учащихся, активизирует их познавательную деятельность решение задач различными способами:

  • самостоятельный поиск вариантов;
  • решение задачи по предложенному плану;
  • обсуждение готовых способов решения;
  • продолжить начатую работу, закончить работу.

В качестве примера можно привести практические и лабораторные работы по моделированию, так как тема моделирование и формализация самая сложная для понимания в информатике, поэтому я буду делать акцент именно на этот раздел. В 9 классе этапы моделирования рассматриваю, на основе электронных таблиц, либо в системе объектно - ориентированного программирования Visual Basic. Предпочтение отдаю электронным таблицам, так как они более понятны учащимся.

Многие объекты, процессы можно описать математическими формулами, связывающие их параметры. Эти формулы составляют математическую модель оригинала. По формулам можно сделать расчеты с различными значениями параметров и получить количественные характеристики модели. Расчеты, в свою очередь, позволяют сделать выводы и обобщить их. Среда электронных таблиц - это инструмент, который виртуозно и быстро выпоняет трудоёмкую работу по расчёту и перерасчёту количественных характеристик исследуемого объекта или процесса. [1, 50].

Моделирование в электронных таблицах проводится по общей схеме в соответствии с этапами моделирования, на которых я не буду останавливаться. Выделю лишь те аспекты, которые, по моему мнению, активизируют познавательную деятельность учащихся, вызывают живой интерес к решаемой задаче:

  • характер постановки задачи "что будет, если:" и "как сделать, чтобы:";
  • процесс разработки различных моделей: информационная, математическая, компьютерная, (здесь важно напомнить, что один и тот же объект может иметь множество моделей).
  • тестирование и серия экспериментов согласно намеченному плану;
  • анализ модели, предусматривающий умение увидеть в числах реальный объект или процесс.

Это далеко не полный перечень тех приёмов и методов, которые позволяют активизировать процесс обучения информатике и ИКТ.

Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в информационном обществе должен иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь думать и обладать критическим и творческим мышлением. Соответственно главная моя задача - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования.

Задачей учителя на уроке информатики является сформировать у ученика информационную компетентность - одного из основных приоритетов в современном общем образовании. Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, преобразование в практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий, этические и правовые нормы поведения людей в информационной среде.

Нельзя превращать ребенка в некое устройство по преобразованию информации с помощью компьютера и компьютерных сетей. Это может привести к психологическим и социальным последствиям: утрате реальных связей с миром и замене их виртуальной реальностью, оскудение интеллектуального и этического потенциала.

Необходимо уметь так организовать учебный процесс, чтобы ученик, работая с информацией, приобрел систему и умел превращать полученную информацию в знания.

Только учитель сможет сформировать у ученика интеллектуальные и этические качества. Это не под силу ни компьютеру, ни информационным технологиям.

Библиографический список.

  1. Н.В. Макарова. Информатика задачник по программированию. - ПИТЕР, 2006.
  2. Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник 9 класс - БИНОМ, 2007
  3. Н.Г. Волчёнков. Программирование на Visual Basic 6. Задачник. - М.: ИНФРА-М, 2005