Родительское собрание "Учимся понимать своего ребенка"

Разделы: Работа с родителями


Цели:

  • расширить психологические знания родителей;
  • помочь наладить отношения детей, родителей, педагогов;
  • дать родителям возможность поделиться своим опытом воспитания детей-подростков (слайд 2)

Форма проведения: тренинг общения с элементами  студийного обучения «Мастерская».

Участники: родители учащихся, классный руководитель, психолог.

Подготовительный этап:

  • подготовить анкеты;
  • памятки для родителей;
  • придумать и проиграть  типичную ситуацию  общения детей и родителей, приводящую к конфликту, непониманию вместе с учащимися.

Оформление: выставка книг о воспитании подростков, стенд информационный «Психологические особенности подросткового возраста», классная доска оформлена в виде звездного неба.

Музыкальное оформление: песня «Мне звезда упала на ладошку»

Высказывания: «Воспитывать человека – значит помочь ему найти цель», «Учим детей общению, учимся у детей общению», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

План собрания:

  1. Организационный момент.
  2.  Вступительное слово ведущего.
  3. Анкетирование.
  4. Разбор ситуации «Не пойду я больше в эту школу!» и групповой поиск наилучшего выхода из нее.
  5. Выступление эксперта (психолога школы).
  6. Составление памятки для родителей.
  7. Подведение итогов.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Организационный момент. При  входе  в класс каждый родитель получает  звезду  (звезды синего, желтого и  красного цвета)

2. Знакомство в форме психологической игры (игра  с мячом)

3. Вступительное слово ведущего: (Приложение 1, слайд 3)

Чтение стихотворения.

Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Общение можно определить как передачу информации и обмен ею.
Многие личные проблемы возникают вследствие недостатка взаимопонимания между людьми. Несогласия и ссоры усиливаются и осложняются из-за нашей неспособности видеть мир не только глазами, но также умом и сердцем. Когда нет взаимопонимания, не может быть и доверия. В то же время, хорошо владея искусством общения, мы можем легче понимать своих детей, а им в свою очередь будет легче понять нас. Следует подчеркнуть, что истинное общение предполагает обмен не только словами, мыслями, информацией, но и чувствами, эмоциями, переживаниями.
Однако успех любого общения определяется, прежде всего, взаимопониманием. Существуют ли какие-нибудь практические приемы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

4. Анкетирование. «Общение детей и родителей в лицах» (Приложение 1, слайды 4, 5)

– Уважаемые папы и мамы! Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на  следующие вопросы:

 

  • С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
  • С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
  • Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

Итоги анкетирования.

5.  Проигрывание ситуации

Ведущий: Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто мы неправильно истолковываем этот термин. Ведь с трудом дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем более, если ваш собеседник – подросток, ревниво отстаивающий свою точку зрения, многое воспринимающий вштыки и в любой момент готовый обидеться и замкнуться.
Как же и когда необходимо активно слушать?
Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, – то есть, когда у него эмоциональные проблемы.
В качестве примера рассмотрим нередкую ситуацию: сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!»

6. Работа в группах

– Мы предлагаем участникам  ответить на вопрос: «Как вы поступите в этой ситуации?  Как правильно отреагировать?  Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно, если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

8. Выступление  эксперта – психолога, который  подводит итоги (Приложение 1, слайды 8-12)

9. Составление памятки для родителей (Приложение 2, Приложение 1, слайд 13) 

10. Притча «Мотылек»

Ведущий: Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находятся общий язык и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственно инициативы, – вот условия истинной родительской любви.
Помимо понимания и уважения к себе, как личности, каждый ребенок, а особенно подросток, должен видеть перед своими глазами образец любви, на основе которого он впоследствии может строить свои чувства по отношению к окружающим его людям.
На звездочках, которые лежат перед вами, просим написать имя ребенка и добавить к нему определение, начинающееся с той же буквы, что и имя. (Люба – любимая, ласковая…).

Родители зачитывают записанные слова.

Ведущий: Ваши дети – звезды сейчас побывали на ваших ладонях:

Дунь, и они станут тускнее.
Урони, они погаснут.

Мы их очень любим и здесь у нас с вами главная точка соприкосновения. (Приложение 1, слайды 14-17)

Рефлексия

– Выразите свое отношение к данному мероприятию через мимическое выражение.

Приложение 2

Памятка родителям

  • Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне.
  • Для того чтобы воздействовать на ребенка, Вы  должны научиться сдерживать себя.
  • Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый не должен показывать ребенку, что он сомневается в чем-либо.
  • Снимите контроль там, где он не так важен. Гнев редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное воздействие.
  • Поддерживайте ребенка. Старайтесь понять его переживания, когда дела у ребенка идут не очень хорошо.