Урок по математике в 5-м классе "Вычитание дробей"

Разделы: Математика


Цели:

  • Создать условия для усвоения правил вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями, вычитания смешанных дробей.
  • Создать условия для развития творческого потенциала и индивидуальных способностей каждого ученика в комфортной психологической обстановке.
  • Развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения.
  • Воспитание коммуникативных навыков и субъективности учащихся, уважения друг другу.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: мастерская (групповая).

Оборудование:

  • Карточки, на каждом столе по 4 прямоугольника, разделенных на 10 равных полосок каждый,
    по 4 круга, разделенных на 8 равных секторов,
  • ножницы, учебники, тетради,
  • рабочие тетради на печатной основе, заготовленные на листах примеры,
  • чистые листы, фломастеры, магниты.

Индуктор: геометрические фигуры (треугольники – 6, прямоугольники – 6, круги – 6, параллелограммы – 6; четырех цветов: голубой, желтый, зеленый и красный). Рассаживаются по 6 человек в 4 группы (на каждом из 4 столов стоит карточка определенного цвета).

Учитель: Объявляет о мастерской. Напоминает правила:

  • В мастерской все равны
  • Все прислушиваются к мнению лидера
  • Слово мастера – закон.

Просит положить свои ручки перед лидером (тем самым ребята в каждой группе определяют лидера).

Учитель: Подводит к цели урока: “Давайте вспомним ребята, какие операции мы на сегодняшний день можем производить с дробями. Наша Каркуша, как всегда, навредничала и все карточки растащила по кабинету (карточки привешены на стенах, на шторах, на стендах). Работать будем так: говорите, какую операцию мы умеем производить с дробями и приводите в пример одну из карточек.

Ученики называют:

  1. Сравнивать дроби
  2. Выделять целую часть
  3. Приводить дроби к общему знаменателю
  4. Превращать смешанное число в неправильную дробь
  5. Сокращать дробь

Учитель: А вот одна карточка осталась у нас без внимания. Почему?

Ученики: Не умеем вычитать дроби.

Учитель: А может быть нам и не надо уметь это делать?

Обсуждают и приходят к мысли, что цель урока: “Научиться вычитать дроби”. Записывают тему урока: “Вычитание дробей”.

Учитель: Сложите на своем столе отдельно прямоугольники и отдельно кружочки. Разрежьте на части один прямоугольник и один круг. Подумайте, какую долю предмета составляет каждая часть. Выполните практически пример 1:

   

Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.

Попробуйте сформулировать правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Обсудите его в группах и когда будете готовы выступить, поднимите карточку.

Заслушивают одну группу. Другие, если не согласны или есть дополнения, поднимают карточку и высказывают своё мнение

Учитель: Запишите правило в буквенном виде на чистом листочке и прикрепите на доску.

Читают правило по учебнику стр. 202.

Рабочая тетрадь на печатной основе стр. 56 № 135.

Выполняют в группах, ответы записывают на доске. Подводят итоги.

Учитель: Теперь найдите на своих столах пример 2 и решите его практически с помощью геометрических фигур:

   

Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.

Разбирают с учителем примеры и записывают решение в тетрадь:

Делают вывод: Чтобы из 1 вычесть дробь, нужно её представить в виде неправильной дроби с тем же знаменателем.

Решают примеры. РТ стр. 56 № 133.

Учитель: А теперь найдите пример 3 и подумайте, как его решить, используя результаты 2 примера:

Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.

Разбирают с учителем примеры и записывают решение в тетрадь:

Учитель: Ну и ещё усложним задание. Попробуйте с ним справиться самостоятельно в группах:

Запишите ответ на листочках и повесьте их на доску.

Разбирают с учителем примеры и записывают решение в тетрадь:

Учитель: И ещё один случай: вычитание дробей с разными знаменателями. Положите перед собой листочек с примером 5:

С какими долями будем работать? (С восьмыми.) Значит, какую фигуру будем рассматривать? (Круг.) Положите перед собой 1\2 круга. А сколько восьмых долей содержится в половине круга? (Четыре восьмых доли.) Сможем ли мы теперь выполнить вычитание? Сколько получится?

Обсуждают пример, записывают в тетрадь решение. Приходят к выводу (продолжают фразу, записанную на листе с примером):

Чтобы найти разность дробей с разными знаменателями, их сначала нужно… провести к общему знаменателю.

Решают примеры. РТ стр. 57 № 137.

Учитель: У вас на столах остался последний нерешенный пример:

Решите его в группах, используя полученные на сегодняшнем уроке знания. Можете это сделать практически на фигурах, а можете сразу, используя сделанные нами выводы.

Ребята могут предложить разные варианты решений:

Обсуждают пример, записывают в тетрадь решение. Приходят к выводу (продолжают фразу, записанную на листе с примером):

Чтобы найти разность смешанных дробей с разными знаменателями, то их сначала нужно…превратить в неправильные дроби, а затем…привести к общему знаменателю.

Итог урока. Рефлексия. Продолжите предложение:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Сегодня на уроке мне было…
  • Самым сложным для меня на уроке было…

Домашнее задание. РТ стр. 56 № 136. Учебник № 938.

Творческое задание: Придумать задачу на вычитание смешанных дробей.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3