Осанка. 5-й класс

Разделы: Технология, Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 5


Цели:

  • познакомить учащихся с понятием и значением осанки при ходьбе, в положении сидя, стоя, с формами исправления осанки;
  • работать над развитием правильной позы;
  • воспитывать силу воли.

Методическое оснащение урока:

  • кабинет СБО;
  • ортопедические подушечки, корсеты.

Дидактическое обеспечение:

  • девиз, знать, уметь, словарные слова: осанка, сколиоз;
  • индивидуальные карточки;
  • иллюстрации "Правильное положения тела сидя, стоя, при ходьбе";
  • видеофильм "Осанка".

Ход урока

I. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, уважаемые гости!

II. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел: "Культура поведения".

- Как вы понимаете: культура поведения?

- Правильно вести себя везде.

В 5 классе мы будем с вами учиться, как правильно обращаться к старшим, и к сверстникам, как правильно вести себя за столом. Сегодняшняя тема нашего урока "Осанка". Что же это за слово?

Обратимся к Толковому словарю.

Осанка - манера держать себя.

Привычное положение тела.

Мы с вами говорили о том, что есть полезные привычки, а есть вредные. Хорошие это те, которые не вредят здоровью, а плохие - вредят.

- Какие хорошие привычки вы знаете?

- А плохие?

Хорошая осанка - манера держать себя правильно. Об этом мы будем сегодня говорить на уроке. Что мы должны узнать на уроке?

- значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя;

- формы исправления осанки.

- Чему будем учиться?

- следить за своей осанкой.

Девиз нашего урока немного с юмором:

Криво ходишь, косо сядешь.

- А почему так говориться?

- Это какая привычка?

III. Объяснение нового материала.

Как приятно смотреть на стройного человека. Люди с правильной осанкой радуют глаз. Но дело не только в красоте, у такого человека правильно формируется тело. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. Известно, что хорошая осанка - это развёрнутые плечи, прямая спина, гордо поднятая голова. Именно такая осанка характерна для мужественных и смелых людей, уверенных в себе. Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет её трудно исправить. Поэтому вам взрослые всё время говорят: "Не горби спину, сиди прямо".

Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Такой человек ходит, наклоняясь вперёд, смотрит в землю, скован в движении, у него одно плечо выше другого. Всё это придаёт робкий и униженный вид.

Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и более в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице и спине. Учёные провели наблюдение, оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.

У некоторых ребят возникает нарушение осанки, это связано с тем, что сидят (иллюстрации) - низко наклоняясь над столом, или наклон в одну сторону, или сидят на ноге.

Стоят (иллюстрации) опираясь на одну ногу.

Медицинский осмотр в нашей школе, показал, что у некоторых ребят есть сколиоз.

Сколиоз - искривление позвоночника.

Такая болезнь, как правило начинается в 8-10 лет. Лечится иногда даже в больнице, иногда операционным путём. Послушайте советы врача.

(Показ видеофильма "Осанка")

Чаще своего развитие сутулости и другие нарушения осанки следствие неправильной позы, которую вы принимаете во время занятий за столом при чтении и письме.

Есть поза, которая способствует выработке хорошей осанки.

  1. Небольшой наклон тела вперёд, расстояние от края стола - 3-4 см.
  2. Лёгкий наклон головы, при котором расстояние от глаз до поверхности стола - 30 см (от кисти до локтя)
  3. Плечи развёрнуты параллельно краю стола, поясница упирается на спину стула. Обе руки на столе, ноги стоят под прямым углом.

- Покажите, как правильно нужно сидеть, чтобы формировалась правильная осанка.

Посмотрите, как сидит Алёша, как Ваня? Когда сидим красиво, тогда и думается легко и в тетрадях будет порядок.

IV. Физминутка.

Тра-та-та, тра-та-та (руки на поясе)
Отварились ворота.
А из этих ворот (повороты)
Вышел маленький народ (присели, руки в бок)
Один дядя вот такой (очки)
Другой дядя вот такой (держит штангу)
А четвёртый вот такой (сгорбился)
Одна тётя вот такая (на носочках)
А другая вот такая (широкая)
Третья тётя вот такая (прыжки)
А четвёртая такая (руки на пояс, повороты)

По походке можно узнать о человеке, даже чем он занимается, его профессию.

Задание: Узнайте по походке профессию военного, учителя танцев, старичка.

К сожалению таких старичков можно увидеть среди детей и подростков. Походка должна быть лёгкой. Обязательно ритмичной. Каждый шаг должен быть уверенный. Тело выпрямлено, голова поднята, руки легко и естественно помогают ходьбе. Движение плеч и бёдер почти незаметны.

А как быть, если нужно нести тяжёлую сумку или портфель?

- часть пути нести в одной руке, а другую часть пути в другой.

Лучше отказаться от портфеля, а купить себе ранец или рюкзачок.

А знаете, почему раньше у девушек и юношей была царственная осанка? О ней заботились с детства. Едва ребёнок подрастал: девочкам заплетали косички и прикрепляли к спинке платья, а также девочки носили корсет.

А юноши носили фраки с высокими твёрдыми воротничками, попробуй-ка, наклони голову.

В наше время разработаны способы, с помощью которых формируется правильная осанка: физические упражнения, корсеты, операционный путь.

V. Практическая работа.

Надеюсь, мы с вами ограничимся лишь физическими упражнениями.

1 ряд выполняет следующее упражнение: Встать вплотную к стене, все 5 точек должны соприкасаться стены, посчитать до 10 и отойти вперёд на один шаг, затем вновь вернуться к стене.

2 ряд положить подушку на голову и пойти по кабинету не уронив подушку.

Если будете держаться прямо, то выполните эти упражнения правильно.

VI. Игра "Исправь осанку".

Вы будете передавать подушку над головой позади стоящему. Когда подушка будет у последнего, он говорит: "Кругом, исправь осанку". И вновь передаёт подушку, пока она не окажется у первого команда, которая быстрее всех закончила передачу подушки и имеющая лучшую осанку побеждает.

Выполнение упражнений самый доступный способ исправить осанку, но и здесь нужно терпеливо выработать привычку держать спину прямо - воспитывать правильную осанку, отсюда культура поведения, дисциплина.

VII. Работа в тетрадях.

Запишите себе в тетрадь, что такое осанка и способы выработки правильной осанки.

VIII. Итог урока.

Девочки из 6 класса подготовили музыкальные перевёртыши. Ваша задача поправить их.

  • Я иду, я иду, спину прямо не держу
  • Я согнулся, я сутулюсь - как мне легче, так хожу.
  • Я на стул, я на стул, сел как будто бы заснул.
  • Навалился я на спинку и отлично отдохнул.
  • Вот ведро, вот ведро? Не беда, что тяжело?
  • Всё в одной руке таскаю, развиваюсь хорошо.

А как теперь нам можно исправить девиз нашего урока?

- Прямо ходишь, прямо сядешь.

  • Что мы узнали на уроке?
  • Зачем нужно следить за своей осанкой?
  • Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

Правильная осанка, не только красивая, но и создаёт хорошее условие для работы внутренних органов: сердца, желудка, печени. Кроме того, она свидетельствует о дисциплинированности, культуре поведения человека. Красивая осанка - результат упражнений и терпеливо выработанной привычки следить за собой.

IX. Оценка за урок.