Литературная гостиная "Я на земле живу не горбясь" (о жизни и творчестве О.А.Фокиной)

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели и задачи:

  • Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы О.А.Фокиной.
  • Совершествовать лингвистическую, коммуникативную и речевую компетенции обучающихся.
  • Воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию соотечественников.
  • Воспитывать любовь к своему краю, Родине, чувство гордости за свою малую родину.

Оборудование мероприятия:

  • Мультимедийное оборудование со звуковым сопровождением.
  • Презентация “Я на земле живу не горбясь..” (Приложение 1)
  • Аудиозаписи стихов О.Фокиной.
  • Записи песен на стихи поэтессы.
  • Стенд “О.Фокина в книжной графике”.
  • Рисунки учащихся к стихам О.А.Фокиной.
  • Стенд “Фокина сегодня”.
  • Выставка книг – сборников О.Фокиной.
  • Гостевая книга.

Ход мероприятия

Звучит песня на стихи О. Фокиной “Ветер северный” (исполняет Северный народный хор).

Ведущий 1 Всем добрый день! Мы рады видеть вас на заседании литературной гостиной “Встречи”. Думается, что здесь собрались те, кто любит стихи, музыку, любит наших северных поэтов, потому что наша встреча посвящена творчеству Ольги Александровны Фокиной – “Я на миру живу не горбясь”. (Демонстрируются слайды презентации 1–3.)

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ведущий 2. Север… Родной архангельский Север. Леса, болота, реки, плёсы, снега… Удивительная северная природа. Север – край песенный, сказочный, литературный Удивительны и люди нашего края: замечательные, сильные, благородные, талантливые. Север – это родина Ломоносова и Писахова, Шергина и Абрамова, Рубцова и Фокиной. (Слайды 4–5)

Ведущий 1. Ольга Фокина – известная поэтесса, лауреат Государственной премии России (1976), всероссийской литературной премии имени А.Твардовского, Николая Рубцова (2001), В.Волошина, премии Эд. Володина (2004), почётный гражданин Верхнетоемского района, член Союза писателей России. (Слайд 6)

Ведущий 2. Через всё творчество пронесла она живую любовь к Северу, к работящим и сердечным северянам. Её родина – маленькая деревушка Артемьевская Верхнетоемского района Архангельской области, что в 6 километрах от Северной Двины. Здесь 2 сентября 1937 года в небольшом домике почти у самого берега речки Содонги в семье Александра Ивановича Фокина, бригадира тогдашнего колхоза “Новый Север”, и колхозницы Клавдии Андреевны родилась дочь. (Слайд 7)

Ведущий 1. “Я родилась пятым по счёту, но желанным ребёнком, потому что – наконец-то – девочка!”

Звёздной полночью осенней,
Серп нащупав второпях,
Мать меня в холодных сенях
Отделила от себя
И в холстину завитую
Положила жить потом
На солому золотую
Тем же сжатую серпом.

Ведущий 2. Мать Клавдия Андреевна ежедневно уходила на полевые или луговые работы и поручала девочку одному из братьев.

“У меня были золотые, слегка вьющиеся длинные волосы, было красное платьишко в белый горошек, я пила из блюдечка, на котором была чёрная курочка с красным петушком”.

Ведущий 1. Будущей поэтессе шёл четвёртый годок, когда грянула война великая. Она ещё не понимала жуткого смысла слова “война”, когда отец (тятя), получив повестку из военкомата, вместе с другими мужиками ушёл на эту самую войну. Он вернётся оттуда осенью 1943 года тяжело больным туберкулёзом. 20 октября 1943 года его не станет. А черёмуха, посаженная отцом, до сих пор тянет свои ветви в окна дома. (Слайд 8)

Звучит отрывок из стихотворения “Черёмуха” (в исполнении ученицы 10-го класса.)

Черемуха за старым огородом –
Единственная память об отце …
Он был тогда безусым, безбородым,
С улыбкой на обветренном лице
Колхозный бригадир.
Вернувшись с поля,
Шагал на речку мыться, а потом,
Перекусив ржаного хлеба с солью,
Полено брал, да нож, да долото, –
В траву катились стружки-завитушки,
Как волосы дочуркины, белы,
И начинали новые игрушки
В избе сосновой обживать углы:
И пахарь с плугом, и косарь с горбушей,
И кузнецы, и лодка в два весла,
И пильщик, никогда не устающий...
Но тех игрушек я не сберегла…
Прислушиваясь к шумным вешним водам.
Стою в раздумье на родном крыльце:
Черемуха за старым огородом –
Единственная память об отце.

Ведущий 2. Семья осталось на руках матери Клавдии Андреевны. Всех надо накормить, согреть, обстирать. Жилось трудно, голодно.

“Я нашла какую-то одежду и решила идти собирать милостыню”.
Протягивать руку за кусочком – ой, как нелегко было ей, Оле, от рождения на редкость стеснительной и робкой. (Слайд 9)

Я криком кричала, молчанье храня:
Подайте, коль можете, ради меня
И ради братишек, таких же, как я! –
И руку выпрастывала из тряпья.

Ведущий 1. Вот такой запомнилась О. Фокиной “самая счастливая пора” – детство. Рано познала крестьянский труд (жала, косила, ходила за скотом), но училась отлично. Самые первые стихи записаны в возрасте 8 лет в самодельных альбомчиках (тетрадях). То время для Фокиной – это трудные годы.

Звучит аудиозапись стихотворения “Станут слёзы комом..” (читает Ольга. Фокина)

Приложение 2

Ведущий 2. Окончив школу – семилетку в Корнилове в 1952 году на “отлично”, Ольга по совету мамы поступает в первое Архангельское медицинское училище. Почему именно медицинское?

“Там было общежитие, не требовалось привозить с собой постельные принадлежности, как в педучилище, куда меня тянуло больше. Да и перспектива “вылечить себя”, о чём мечтала мама (я очень болела в детские и школьные годы), была заманчива”.

Четыре года учёбы и жизнь в Архангельске были богаты впечатлениями и переживаниями. Трудности материальные и лютая тоска по родным местам, особенно на первом курсе, неотступно следовали за Ольгой Фокиной. (Слайд 10)

Ведущий 1. Лучом тепла и света были уроки литературы, проводимые Алевтиной Ивановной Грибачёвой. По её совету Ольга относит два стихотворения в газету “Северный комсомолец”. Так в декабре 1955 года состоится первое знакомство читателей с будущей знаменитостью. Её стихи появляются в различных изданиях. (Слайды 11–12)

Ведущий 2. Получив диплом с отличием, фельдшер Ольга Фокина едет работать в родной район, в лесной посёлок Ягрыш. (Слайд 13)

“Работать трудно и интересно. В любое время могут постучать, и надо – зимой и летом, в метельи в распутицу – идти туда, где ждут твоей помощи. А стихи захватывают всё сильнее” :

Я несла в лесные домики
И в бараки с лесорубами
В сумке – пушкинские томики,
За спиной – рюкзак с микстурами”.

Звучит аудиозапись песни на стихи О. Фокиной “Я с детства живу борьбою” (в исполнении группы “Доверие”.)

Приложение 3

Ведущий 1. Через год Ольга поступит в Литературный институт имени А.М.Горького в Москве (1957 – 1962 г.г.). Годы учёбы, встречи с известными писателями, литературные выступления – всё в памяти и творчестве Ольги Фокиной. В эти годы в различных газетах и журналах печатаются её стихи. (Слайд 14)

Ведущий 2. Дипломной работой был первый сборник стихотворений “Сыр-бор”, который вышел в свет в марте 1963 года в Москве с напутствием Бориса Шергина. “Книга О.Фокиной “Сыр-бор” – это весенний цвет. Должно ждать творческого лета, доброплодного, ягодного”, – писал он.

И не ошибся: уже в 1965 году выходят сразу две книжки стихотворений: “Реченька”, “А за лесом – что?”.
“Но я – дитя моей реки. Озиминка из этой озими”, – утверждает в них поэтесса. (Слайды15–16)

Ведущий 1. А потом сборники издаются один за другим: “Алёнушка”, “Островок”, “Самый светлый дом”, “Камёшник”, “Маков день”, “Буду стеблем”, “Памятка”, “Матица” и другие.

За сборник “Маков день” (1974 год) О.Фокина удостоена Государственной премии России.
“Мал золотник, да дорог”, – так оценивают современники сборники стихов Ольги Александровны Фокиной. (Слайды 17–19)
Дорогого стоит и стихотворение О.Фокиной “Подснежники” (звучит в исполнении учителя школы).

Ведущий 2. 2-я половина 80 – начало 90-х годов оказались для поэтессы сложными. Она кричала от боли, не могла молчать, когда видела заросшие сорняками поля, умирающие деревни, реки.

Где же выход? – Истина жизни в труде.
В небольшом предисловии к сборнику “Разнобережье”(1998 г.) Фокина отмечает, что большинство этих стихотворений написаны ею за последние десять “окаянных” лет. За этот сборник Ольга Фокина удостоена Всероссийской премии имени Твардовского.
“Выдохнутые строки”, – так напутствовал критик Липовецкий выход сборника “Избранное” (2003 г.). (Слайды 20–21)

Ведущий 1. То, о чём пишет Ольга Ф., хорошо знакомо каждому, но она видит в простом – сложное, в обычном – истинно прекрасное.

Как мила сердцу поэтессы скромная северная природа, неброская, задумчивая красота которой открывается лишь неравнодушному взору.

Раскройте любой поэтический сборник Ольги Фокиной, почитайте стихи в нём, и вы ясно услышите основной мотив, проходящий через всё её творчество. Это тема Родины. Она звучит как взволнованное признание в любви и верности своему краю. (Слайд 22)

Звучит аудиозапись стихотворения “Шорох ветра, рокот грома” (в исполнении Ольги Фокиной).

Ведущий 2. Она преклоняется перед подвигом своих земляков, простых тружеников и защитников родины.

А сколько замечательных стихов посвятила поэтесса матери, прожившей тяжёлую, в трудах и заботах, жизнь. Думала ли Клавдия Андреевна, что её худышка запомнит всё многотрудное, слёзное, голодное и напишет об этом. (Слайды 23–24)

Звучит стихотворение “Гордая моя мама” (в исполнении ученицы 9-го класса).

Гордая моя мама!
Горькая твоя доля
Голову носить ниже
Так и не научила.
Держишь её как надо:
Дерзостью встретишь дерзость.
Вдесятеро заплатишь
Людям за доброту …
К белым твоим сединам
Бережно прикасаюсь,
Будто бы это боли,
Собранные в жгуток,
Будто бы это беды,
Те, что отбедовала:
Густо – к одной – другая.
Разбередить боюсь.

Ведущий 1. Горячо любит Ольга Фокина природу Севера, проникновенно пишет о ней. Величавая Северная Двина и маленькая речка Содонга – всё ей бесконечно близко и дорого. (Слайд 25)

Звучат стихотворения: “Северная Двина”, “Простые звуки Родины моей..”, “Речка Содонга” (в исполнении учителей и учащихся школы)

Ведущий 2. “В молодости у меня была мечта большая. Я замуж не собиралась выходить, хотела себя полностью посвятить поэзии”. Она хотела стать поэтом и стала им, поэтом настоящим, человеком с большой буквы. (Слайд 26)

Замуж она всё-таки вышла в 29 лет за бывшего студента Литературного института Александра Чурбанова, прозаика, автора повести “Море солёное”. Первой родилась дочь Инга, потом сын Саша. Однако с мужем они расстались, с этого момента драматически напряжённая мелодия будет сопутствовать стихам о любви.

Ведущий 1. Любовь – великое чувство. Стихи о любви у О.Фокиной драматичны, в них проявилась нравственность, красота, героизм, глубина чувств, гордость, достоинство.

Звучат стихотворения: “ Мне, конечно, ничего не стоит..”, “Тебя обманут первого апреля”, “Не знаю, что тебе писать и как с тобою разговаривать..”,“ Зелёной поймой струится Тойма..” (в исполнении учащихся и гостей).

Аудиозапись песни на стихи О. Фокиной “Цветочек – цветок” (в исполнении группы “Доверие”).

Ведущий 2. Многие из её стихов стали песнями, полюбились за мелодичность. Эти задушевные песни стали народными. (Слайд 27)

Звучат песни: “Насмотрись, зорька, в реченьку”, “Здравствуй, речка Паленьга” в исполнении вокальной группы учителей и гостей школы), “Звёздочка моя ясная” (в исполнении ансамбля “Цветы”).

Ведущий 1. Откуда в этой хрупкой женщине, похожей в молодости на медсестричку или учительницу, месящую грязь в сапогах по осеннему бездорожью, такая строгость отношения к жизни, непоколебимая твёрдость, независимость мнений, взглядов? Откуда чистое и чуткое к звуку и к точному слову знание языка? Вспоминается Твардовский: “Не откуда, все оттуда, где у матери росла”. (Слайд 28)

Всё оттуда, с Верхней Тоймы, с речки Содонги, из деревни Артемьевской, от родной семьи. “Я с младенчества купалась в песенном море. У нас много пели в деревне. Северный хор – мой родной коллектив. Он многие мои стихи положил на музыку, за что я ему бесконечно благодарна”.

Звучит песня “Присказка” (в исполнении Северного народного хора)

Ведущий 2. Какая она Ольга Фокина сегодня?

Она и по сей день живёт в Вологде (после окончания института с 1962 года). Там сразу дали жильё и работу.

Дочь Инга – кандидат педагогических наук, преподаёт в институте, пишет стихи. Сын Саша пробовал писать сказки. Каждое лето О.Фокина приезжает на Родину. К 65-летию Ольги Александровны на месте старого дома ей построили новый дом – это подарок ей от земляков. (Слайды 29–31)

Ведущий 1. Ольга Александровна помогает воспитывать внуков и, конечно, пишет стихи:

“Я пишу 4–8 строк каждый день. Важно только их записать, чтобы потом продолжить и доработать. До глубины души жаль деревеньки (всё равно Россия без деревни никуда), и я не согласна с сегодняшней жизнью. Никогда не приму капитализацию. Равнодушна к накопительству. Самое главное – чтобы наша нравственность победила”.

Ведущий 2. “Пишу с удовольствием. Хорошие строки радостно записываю в тетради. Мои понятия – что хорошо, а что плохо – абсолютно не изменились. Жить нужно по любви и по добру.

Я надеюсь, что светлое начало жизни устоит и победит”.

Демонстрируется видеоролик “О.Фокина на родине”. (Слайд 32).
Звучит стихотворение “Россия, Русь, храни себя...” (в исполнении ученика 9 класса)

Ведущий 1. Заканчивается наша встреча с творчеством Ольги Александровны Фокиной, но с этим не заканчивается любовь к ней. И если у кого – то из вас появилось желание почитать её стихи – это уже наша победа. (Слайд 33)

Ведущий 2. До новых встреч в литературной гостиной!