Что мы знаем о параллельности

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • обобщить знания по теме «Параллельность»;
  • формировать умение выбирать правильный ответ при выполнении задания из теста;
  • повысить интерес к предмету;
  • воспитывать чувство ответственности;
  • воспитывать культуру речи;
  • воспитывать чувство сплоченности.

Правила игры:

Можно воспользоваться тремя подсказками по 1 разу:

  1. 50 : 50 – убираются два неверных ответа.
  2. «Звонок другу» – возможность проконсультироваться с одноклассником (только с одним, другие ребята подсказывать не могут).
  3. Обращение к классу – голосованием выбирается правильный ответ.

Первые пять вопросов теоретические, на них отвечают по желанию учащиеся, поднявшие руку.
Следующие пять вопросов – полу устные задачи. Отвечают тоже желающие.
Последние пять вопросов требуют решения у доски. Их решают те учащиеся, кого учитель вызвал к доске.
Особенно активным учащимся, работавшим устно, и тем, кто решал задачи у доски, учитель выставляет отметки в журнал.
Если будут вопросы, на которые дан неверный ответ, игра продолжается, а из итоговой отметки отнимаются 0,2 балла за каждый неправильный ответ. Поэтому в игре отсутствует несгораемый уровень (если вы уверены в ответах своих учеников, то можете отметки «3» и «4» сделать несгораемыми).
Перед уроком ребятам выдается шаблон к задачам (Приложение 2), чтобы на уроке они не тратили время на выполнение рисунков.

Как пользоваться презентацией (Приложение 1)

Содержание игры:

№1 (на 1)

Две прямые на плоскости называются параллельными, если они…

А) перпендикулярны;
Б) не пересекаются;
В) пересекаются;
Г) не лежат в одной плоскости.

Ответ: Б

№2 (на 1,5)

Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной.

А) свойство параллельных прямых;
Б) признак параллельных прямых;
В) определение параллельных прямых;
Г) постулат Евклида.

Ответ: Г

№3 (на 2)

Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны.

А) теорема, обратная признаку параллельности;
Б) признак параллельности;
В) определение параллельных прямых;
Г) постулат Евклида.

Ответ: А

№4 (на 2,5)

Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 1800, то прямые параллельны.

А) теорема, обратная признаку параллельности;
Б) постулат Евклида.
В) определение параллельных прямых;
Г) признак параллельности.

Ответ: Г

№5 (на 3)

Если прямая пересекает одну из параллельных, то она…

А) параллельна другой;
Б) совпадает с другой;
В) пересекает и другую;
Г) ничего не делает с другой прямой.

Ответ: В

№6 (на 3,2)

Параллельны ли прямые а и b? (Рис. 1)

Рис. 1

Рис. 1

А) нет, т. к. сумма односторонних углов не равна 180о;
Б) да, т. к. сумма односторонних углов равна 180о;
В) нет, т. к. накрест лежащие углы не равны;
Г) да, т. к. накрест лежащие углы равны.

Ответ: А

№7 (на 3,4)

Параллельны ли прямые а и b? (Рис. 2)

Рис. 2

Рис. 2

А) да, т. к. сумма односторонних углов равна 180о;
Б) нет, т. к. сумма односторонних углов не равна 180о;
В) да, т. к. накрест лежащие углы равны;
Г) нет, т. к. накрест лежащие углы не равны.

Ответ: В

№8 (на 3,6)

a || b. <1 + <2 = 96о Найдите <3. (Рис. 3)

Рис. 3

Рис. 3

А) 84о;
Б) 132о;
В) 122о;
Г) 48о.

Ответ: Б

№9 (на 3,8)

Чтобы прямые m и n пересекались, угол 2 не должен быть равен… (рис.4)

Рис. 4

Рис. 4

А) 108о;
Б) 62о;
В) 180о;
Г) 72о.

Ответ: Г

№10 (на 4)

Найдите угол 1. (Рис. 5)

Рис. 5

Рис. 5

А) 110о;
Б) 145о;
В) 170о;
Г) 70о.

Ответ: А

№11 (на 4,2)

Параллельны ли прямые а и b? (Рис. 6)

Рис. 6

Рис. 6

А) да, т. к. сумма односторонних углов равна 180о;
Б) нет, т. к. сумма односторонних углов не равна 180о;
В) да, т. к. накрест лежащие углы равны;
Г) нет, т. к. накрест лежащие углы не равны.

Ответ: В

№12 (на 4,4)

BC || AD, BC = AD Доказать: треугольники АВС и ADC равны. (Рис. 7)

Рис. 7

Рис. 7

А) треугольники равны по 3 сторонам;
Б) треугольники равны по стороне и 2 прилежащим углам;
В) треугольники равны по 2 сторонам и углу между ними;
Г) треугольники не равны.

Ответ: В

№13 (на 4,6)

AB = CD, BC = AD Доказать: AB || CD. (Рис. 8)

Рис. 8

Рис. 8

А) прямые параллельны, т. к. соответственные углы равны;
Б) прямые параллельны, т. к. накрест лежащие углы равны;
В) прямые параллельны, т. к. сумма односторонних углов равна 1800;
Г) прямые не параллельны.

Ответ: Б

№14 (на 4,8)

Найдите угол 1. (Рис. 9)

Рис. 9

Рис. 9

А) 102о;
Б) 68о;
В) 112о;
Г) 39о.

Ответ: Г

№15 (на 5)

a || b Найти: угол МОЕ. (Рис.10)

Рис. 10

Рис. 10

А) нельзя найти;
Б) 180о;
В) 90о;
Г) 45о.

Ответ: В

Используемая литература:

  1. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения по готовым чертежам. Геометрия 7-9 классы. Москва. «Илекса». 2008 г.
  2. Ковалева Г.И., Мазурова Н.И. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Геометрия 7-9 классы. Волгоград. Издательство «Учитель». 2008 г.
  3. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Задачи по геометрии. Москва. «Просвещение». 2001 г.
  4. Зив Б. Г. Задачи к урокам геометрии 7-11 классы. Санкт-Петербург. НПО «Мир и семья-95». 1995 г.