"Русский стиль". Этнокультурная программа о традициях, быте русского народа для 9–11-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Ход подготовки к игровой программе:

За месяц до игры по электронной почте отправляется рекомендованная к игре литература и понятия, в те школы, которые подали заявки на участие:

  1. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Ростов-на-Дону. “Феникс”,1996.
  2. Русалки (стр. 64-67), Свистопляска (стр. 65), Ильин день (99-100), Семенов день (104-105), суженый (стр .122), водяные, леший, шишиморы (стр. 243-244), сопелка, свирель, балалайка, ложки, гусли ( стр. 519–520).

  3. Русские. История и этнография. М.: ООО Агенство ЮРПА “Олимп””, 2008.

Подъизбица, сушила, чувало, лабаз, “красный угол”, ухват, коруна, зипун, пимы, полавошники, убрус, охлупень, причелина, подзатыльник, кика, тафью, сермяги (стр. 206-208, 228, 231-232, 265-266, 277, 280), сундук, платок, смотрины, сговор, “сговорёнка”, каравай, козульки, обетный крест (стр. 448-449,454-455, 463, 580-581).

Примечание: даны слова для общего развития, многие из которых можно встретить только в литературном произведении, либо в научно-популярной литературе.

  • Эксперты для игры делятся на три группы, готовят 30 листочков (на 30 ответов) для каждой команды, 30 конвертов, куда будут помещены ответы (для этого приготовлена корзина).
  • Презентация на весь ход игры (изба, одежда, застолье).
  • Музыкальное оформление “Великий пост” и “Заинька” в исполнении “Иван Купала” для времени, когда команды отвечают на вопросы.
  • Подобраны для оформления сцены-“избы” атрибуты: чугунок, деревянные ложки, рубель (или на углях - утюг), маслобойка, на пол коврики, люлька, рушники, пяльца, материал для вышивки, спицы и нитки для вязания, прялка.
  • Несколько репетиций хоровода.

Ход игровой программы

Каждой команде при регистрации выдают листочки, где они будут отвечать на вопросы и писать свои реквизиты: команда и учебное заведение.

На экране – слайд № 1 - “Русский стиль. Игровая программа для 9-11 классов”. Презентация

Эксперты садятся на край сцены.

Выходят два ведущих.

Первый ведущий:

Мы рады видеть вас. Здравствуйте! Мы живём в интересное и удивительное время. Нас окружает большой мир, наполненный событиями, происходящими в разных местах нашей планеты. Но мы живём в России. Каждый день приносит что-то новое. Мы постоянно думаем о будущем, мечтаем о счастье и благополучии. А ведь всё начиналось в древности. Клубок поколений продолжает своё движение. И сегодня, мы попытаемся разобраться, откуда тянется эта нить поколений. “Русский стиль” начинается с Родины.

Второй ведущий:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать - какие точные слова.

(Слайд 2 - Традиции русского народа – этим обусловлена тема встречи)

Первый ведущий: Где как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. От поколения к поколению передают наши деды и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается. Сегодня все команды играют “семьями”.. Поприветствуем “семью” школы № … (Идёт приветствие команд)

Второй ведущий: Главное в семье это место, где собирается вся семья, куда стремятся и стар, и мал. Это дом. Какой дом – такая и семья. Дом – это целый мир. И сейчас мы представим экспертов наших “семей”: (Эксперты поднимаются на сцену и становятся на первую позицию в танце). “Во саду ли в огороде” -исполняется на фортепиано хоровод с предметом (матрёшкой).

Второй ведущий: Эксперты будут собирать ответы после каждого вопроса и вы должны не забывать на каждом листочке писать название своей команды и номер ответа.

Остановимся в нашем доме. (Слайд 3 “Русская изба” – на экране)

Эксперты вместе с первым ведущим разворачивают на сцене домашнюю картинку: кладут коврики и подушки, первые ставят шкатулку с конвертами 1-10, утюг, люльку и начинают чистить ковёр. Вторые ставят шкатулку с конвертами 11-20 и начинают взбивать маслобойкой, в чугунке “варить кашу” , прясть, третьи ставят шкатулку с конвертами 21-30 и начинают на пяльцах вышивать и на спицах вязать. Какой зазвучит вопрос, те откладывают свои дела по дому и идут собирать листочки у команд, чтобы положить в соответствующий конверт вопроса, а затем в корзину.

1. Главной в доме была печь. Объясните четверостишие:

Стены чёрны, закопчёны,
Не красивы изнутри,
Но не гнили и
Служили людям добрым от души.

Ответы отдайте, пожалуйста, экспертам, а они отнесут их в нужный конверт.

Команды, передайте ,пожалуйста, экспертам свои ответы.

Ответ: топились печи по-чёрному, не было труб.

2. Этот “шкаф” мог быть “горбатым”, мог быть из дуба или кедра, и даже “приданным, чем больше их дома, тем человек считался богаче. Как назывался промысел этой типичной мебели русского интерьера XVII-XIX веков?

Ответ: Речь шла о сундуках, значит промысел “сундучный” и процветал в России до появления в быту первых комодов и шифоньеров.

3. Cлайд № 4 (изба). Надо походить рядом с домом, зайти во внутрь и определить, что где находится: (тем временем “подсказки” несут командам эксперты)

Крыша:
Рядом с домом:
Внутри дома:
Сушила, чувало, “красный угол”, ухват, лабаз, полавошники.

Несмотря на то, что подсказку вам дали, а вы ей воспользовались, то получаете 0,5 баллов за каждое слово. А если, вспомните что читали, пока готовились, и допишите, то вы получите за правильный ответ в карточке 1 балл.

Правильный ответ:

Крыша – сушила (место под крышей для хранения сена).

Рядом с домом: лабаз (небольшой сруб для хранения продуктов и охотничьей добычи).

Внутри дома: “красный угол” - (или передний угол находится в избе по диагонали от печи, там находился обеденный стол и киот (божница) с полками для икон), ухват (приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой), полавошники (параллельно лавкам выше окон делались полки, куда складывали нитки, пряж у, ножницы, шило), чувало (очаг с дымовым отверстием над дверью).

А ещё может охлупень, сорока, курица, труба, икона, печь и другие которые вы написали и есть возможность получит 1 балл.

Второй ведущий: (Слайд 5 – рушники)

Посмотрите на наши рушники. Они хранятся во многих семьях с трепетом и заботой. Сколько труда и любви в них!

4. Это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов. А сейчас, где они, чаще всего, используются?

Ответ: на свадьбах.

5. Что означала в одежде и рушниках вышивка?

(Cлайд 6 - вышивка)

Ответ: Главное в рушниках и одежде – вышивка. Она не только красота, это ещё и оберег на одежде наших предков.

Первый ведущий:

Что-то в нашем хозяйстве корова не доенная, а ну старшенькая девица-краса пойди-ка потрудись, а я пока без тебя управлюсь.

Русская национальная одежда – (слайды № 7, 8, 9 по ходу вопросов)

6. Старое русское название валяной обуви – пимы. А как называется сейчас в медицине катанки, чесанки, валенки катанки когда-то из валенной шерсти, а сейчас из синтетического материала, без них не пустят во многие медицинские кабинеты?

Ответ: бахилы.

7. Это неокрашенное серое сукно из простой шерсти, ручного изготовления известно с XV века. Её носили и цари и бояре, но позднее к XIX это стало только крестьянской одеждой. Как называлась верхняя мужская и женская одежда для весны и осени?

Ответ: сермяга. Есть исторический факт: в 1469 году великий князь Иоанн Васильевич послал устюжанам в дар в числе разных других вещей 300 сермяг.

8. Как назывался роскошный женский головной убор, являющийся венцом брачной жизни, если ему отдавали первое место, как и мужскому головному убору главы государства?

Ответ: кика – кокошник - корона. Подобно тому, как девичий венец имел значение как бы короны девичества, так и КИКА была короною замужних женщин или короною замужества, венцом брачной жизни... Она принадлежит к числу брачных женских регалий и занимает среди них первое место.

9. Её можно назвать по восточному “тюбетейка”, т.е. круглая шапочка, покрывающая голову по темени и предположение, что была повзаимствована она у знатных и богатых татар. Для чего нужна была эта ермолка?

Ответ: Покрывать бритую голову от солнца и ветра.

10. На арабском, “зипун” это “куртка”, и носили на Руси только дома, но прошло время и так стали называть старинный русский кафтан без стоячего ворота, который можно было запахнуть и этим самым укрыться от ветра и холода. Как мы привычно сегодня называем верхнюю зимнюю одежду на меху?

Ответ: шуба.

11. Подсказка в вопросе. Эти курицы постоянно дважды называют праздничный головной убор, который надевался поверх кички?

Ответ: КОКОшник.

12 . Назовите этот бархатный, шелковый, парчовый “Удар” при подвязывании под кокошник?

Ответ: подзатыльник .

13. . С какой постельной принадлежностью сравнивают убрус на голову и плечи?

Ответ: покрывало на голову, а ещё его называли головным полотенцем.

14. Эта обувь из коры ивы, дуба, соломы, камыша, осоки, липового и берёзового лыка выполненная косым плетением была выгодным промыслом. За один день плели от 5 до 10 пар. О какой обуви идёт речь, если стоимостью она была три копейки и хватало её летом на четыре, а зимой на 10 дней?

Ответ: лапти, недаром в народе говорили “В дорогу идти – пять пар лаптей плести”.

15. Эта сетчатая или узорчатая прозрачная ткань из хлопка шла на женские головные уборы, сейчас это обязательный элемент интерьера любой комнаты. Вам придётся объединить эти слова одним французским местечком, где впервые началось её производство?

Ответ: тюль.

(Выходит вторая ведущая в праздничном наряде).

Так вернулась и сразу на праздник???

Второй ведущий:

Конечно, ведь у нас все есть: Прекрасное жилище, красивая одежда, уют и порядок и можно вспомнить всё, что связано с праздничным циклом и обрядами, образами.

В каждой семье были свои помощники, хранители. Это домовые. Домовые – живут в домах и дворах. Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, обо всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. (Слайд 10)

16. О них говорили так: младенцы женского пола, родившиеся мёртвыми или умершие без крещения, взрослые утопленницы или купающиеся без креста. У них вечная юность и красота. Согласно поверью, они живут в хрустальных дворцах, построенных на дне реки, старшая над ними царица и назначается водяным начальником из их же среды. О каком опасном промежутке времени в году рассказывали поверье, если очень опасен был четверг, то особенно в том русле, где они обитают?

Ответ: Весна, богатая разливами, омутами и заводями.

17. А вот ещё один праздник. Куклы и свистки из глины на одном из местных праздников превращается в особое действие по обеим сторонам рва, когда со свистом бросаются друг в друга игрушками в знак памятного сражения в 1480 году, когда вятичи, во главе с Михаилом Рожухиным истребили девять тысяч вражеского войска. Как назвали свой праздник местное население?

Ответ: Свистопляска.

18. Как мы ежегодно встречаем бога Купалу?

Ответ: обливаем водой друг друга и начинаем купаться в водоёмах.

19. Он занял место Перуна, славянского бога грома и молнии и когда слышны раскаты грома в воздухе, народ представляет, что он приближается на своей огненной колеснице. В этот день нигде не выгоняют скот, веря и других уверяя в том, что в это время по лесу свободно ходят ядовитые “гады” и хищные звери. О каком дне в году принято говорить: “ До обеда лето, а после обеда - осень”?

Ответ: Ильин.

20. С этого дня начинали работать со льном, т.е. заниматься вечерними работами: начинали мять и трепать пеньку, мыть её, работать со льном, т.е. это во время женских работ и рукоделий, когда прекращался полевой труд. Современные люди давно уже забыли про это. Зато помнят название Семёнова дня. Как мы ежегодно называем это время осенью?

Ответ: Бабье лето.

21. “Невесть какая”, “неизвестная”, “неведомая” происходят от русского обычая не знать до “Суда Божьего”. Сейчас обычай ушёл, но название осталось прежним?

Ответ: “Невеста”, т.к. жених мог её увидеть только после венца.

22. Его любимое место – речная смута, близ водяных мельниц. Разъезжает на “чёртовой лошади” и требует к себе уважения, а месть его заключена в порче мельниц, в разгоне рыбы. На какой рыбе можно было ему ездить и доставить со дна утопленников?

Ответ: сом.

23. По поверью его видеть опасно, несмотря на то что он немой. С рогами и копытами, как греческий сатир, но может изменять свой рост – становиться ниже травы или выше деревьев. Любитель покричать в лесу, хохотать и похлопать в ладоши, левый лапоть на правую ногу. Для защиты от него надо перевернуть стельки в обуви. Кто он?

Ответ: Леший.

24. Беспокойные духи, которые стараются созорничать над человеком, когда тот торопится и что-либо делает без молитвы?

Ответ: шишиморы.

Первый ведущий:

С древнейших времён музыка сопровождала развитие всех цивилизаций. И наша Россия была не исключением.

25. Назовите самый простой инструмент у пастуха, который назывался точно также, как и пластырь, облегчающий носовое дыхание при простуде?

Ответ: 1 балл - сопелка (то же самое что и дудочка и свирель, но за это только – 0,5 балла).

26. О таком человеке можно сказать, что он болтлив и “пустомеля”, а у русских -это древний трёхструнный музыкальный инструмент употреблялся в хороводах и для плясовых. Какое общее название объединяет эти два значения?

Ответ: балалайка.

Да, история напоминает нам ещё гусли, ложки, а ведь музыка – это прежде всего ритм.

А ритм это – русская плясовая! И хоть не знаю, примут ли в танцевальный коллектив девчата, но ноги прямо сами идут в пляс. (Старшеклассницы танцуют плясовую)

Второй ведущий:

Не красна изба углами, а красна пирогами. (Слайды 11, 12).

27. Его, со звёздами, месяцем , птицами и солнцем пекут за три дня до свадьбы и всего из 7 букв?

Ответ: каравай.

28. Что на свадьбе олицетворяло жизнь, достаток и благополучие и всего из 4 букв?

Ответ: хлеб.

29. Праздничный пирог, начинённый курицей, яйцами, бараниной из 6 букв?

Ответ: курник.

30. Это обрядовое печенье из 6 букв, предназначалось родным, друзьям и знакомым в праздничные рождественские дни?

Ответ: козули – (печенье называлось козульки, крендельки в виде барашков, овечек, бычков, петушков).

(Все эксперты ходят в хороводе при обсуждении вопросов 27, 28, 29, 30, каждая команда сама кладёт ведущей ответы в соответствующий конверт).

Подведение итогов.