Развитие умений и навыков устной речи при изучении иностранных языков

Разделы: Иностранные языки


Педагогическое внушение

Педагогическое внушение осуществляется с помощью чётких формулировок, что действует неким внушением: “Я вижу, что вы готовы к уроку”, “У всех хорошее настроение”, “Я уверена, что для всех эта тема будет понятна и вы заработаете массу хороших оценок”, “С каждым разом вы работаете лучше и лучше”, “Я вами очень довольна”, “Прослушивайте внимательно и справитесь с домашним заданием на 5”. Конечно, это не всегда соответствует реальной ситуации в классе. Но педагог должен видеть дальше и глубже, чем непрофессионал.

Разъясняющая беседа

Разъясняющая беседа в ряде случаев понимается учителями упрощённо. Эти суждения: “Не учить, вот и не знаешь”, “Ленишься, вот и отстаёшь в учёбе”. Но это межповерхностные причины, основное заключается в сфере личности ученика. Это его умения, способности, наклонности и проблемы в семье.

Поговорим о групповом аналитическом тренинге. Цель этой работы – помочь школьникам лучше узнать свои индивидуальные качества. Дети должны попытаться практически отнестись к себе и исправить свои недостатки. Тут поможет приём взаимных характеристик. Дети получают по два набора карточек с указанием положительных и отрицательных качеств личности типа: умный, любознательный, целеустремлённый, воспитанный, учтивый, внимательный, искренний, аккуратный. При помощи одного набора он характеризует себя, кладет карточки текстом вниз, второй набор он использует для своего соседа по парте, затем ученик сравнивает свой результат с тем, что подготовил для него другой ученик, сравнивает две характеристики и узнаёт о тех своих чертах, которые были скрыты для него самого. Задача поэтому в том, чтобы помочь ученику лучше узнать свои качества, освободиться от высокомерия и неприятия чужого мнения, поспешности, небрежности и замкнутости в поведении, узости интересов.

Необходимо учитывать повседневный тренинг. Нужно вести тетради с различными видами работ – ребусами, кроссвордами, скороговорками, пословицами, незаполненными таблицами, это позволяет формированию рациональных приёмов познавательной деятельности.

Существует дисциплинарный тренинг, в нём нуждаются учащиеся с замедленной реакцией. Одна из задач заключается в том, чтобы заключить школьников ритмично работать. Этим ученикам предполагается произнести 5–6 предложений на заданную тему за одну минуту, выполнить 6–7 тестов. Подобные условия не только стимулируют речемыслительную активность, но и дисциплинируют познавательную деятельность учеников, которые постепенно привыкают работать организованно или активно, в хорошем темпе добиваться хорошего результата.

А теперь о самоанализе познавательных возможностей школьников. Беседуя с учителем, какие они испытывают затруднения, говорят сами школьники: “Стараюсь запомнить, не получается”, “Вечером запоминаю, а утром не вспомню”, “Пока не представлю, что, где написано в учебнике, ничего сказать не могу”, “Повторить могу, а придумать самому не получается”. В таком случае даю рекомендации – прежде чем приступить к заданию, необходимо основательно выучить слова, пытаться записать их на память, отрабатывать зрительную память, знать то, что читаешь и учишь на иностранном языке. Необходимо также использовать индивидуальную работу.

Эмоциональная активизация учащихся

Эмоциональная мобилизованность педагога, образные сравнения, выразительная интонация, мимика, жесты оказывают желаемое воздействие на школьников. Важно также использовать приём контраста, сменять эмоциональные фрагменты на более спокойные, взволнованную интонацию ровным тоном. Это позволяет сосредоточить внимание учащихся на главных моментах, повышает продуктивность урока.

Содержательная насыщенность учебного материала. Содержание урока я делю на две части: информацию об изучаемом языке (филологическое содержание) и информацию на изучаемом языке (образовательное содержание).

В пятом классе, когда дети не знают географию, я рассказываю им о ФРГ на русском языке, вводя затем некоторые слова и фразы (BRD, 16 Bundesländer, Hauptstadt Berlin)

О коммуникативной организации урока. Для её осуществления важно определить предмет, цель и форму обучения с учащимися, выбрать форму предъявления материала, постоянно поддерживать речемыслительную активность школьников. В ряде случаев учитель и учащиеся могут достаточно активно обмениваться репликами в режимах “учитель – класс”, учитель – ученик”, “ученик – учитель”. В процессе коммуникации решаются задачи, достигаются цели, получается результат. Такая работа требует определённого направления в мысли, поэтому общения на иностранном языке в монологической, диагностической, политической форме способствует активизации познавательной деятельности школьников, изучающих иностранный язык.

О контроле базового уровня обучаемости

Педагогическое управление процессом обучения иностранному языку связано главным образом, с текущим контролем, который призван регулировать процесс овладения умениями и навыками устной речи. От качества протекания процесса овладения умениями, навыками устной речи зависит результат всей деятельности.

Процесс овладения умениями и навыками, как известно, складывается из промежуточных уровней, каждый предыдущий из которых становится условием для достижения последующего. Наличие таких условий устанавливается с помощью контроля, выступающего в качестве объективного инструмента. Отличается, что качество и уровень владения речевой деятельностью неразрывно связаны и зависят от степени сформированности у учащихся самоконтроля. В научной литературе самоконтроль рассматривается так:

1. Свойство личности,
2. Акт умственной деятельности,
3. Компонент учебной деятельности,
4. Умение осуществлять саморегуляцию,
5. Метод саморегуляции поведения, деятельности. И всё же во всех этих аспектах контроля системе обучения главное место отводится учителю.

Я выпустила 2-го класса с углубленным изучением иностранного языка и получила истинное наслаждение от работы. То, о чем я говорила выше, здесь присутствовало, за исключением того, что не было отстающих учащихся. Наоборот, все они, брали дополнительные задания на дом, пользовались художественной литературой, самостоятельно делали доклады. Это способствовало развитию мировоззрения школьников в духе нового мышления, сформировало их эмоциональное отношение к миру, к окружающей среде. Эти дети побывали в Германии и получили большой запас знаний, практики реи.

Мы проводили диспуты, конференции, показательные уроки на наиболее интересные темы. У каждого учащегося были краткие экспресс-конспекты по речевому этикету.

Наиболее распространены ситуативные беседы, инсценирование, работа с диалогами, аудирование, чтение самой разнообразной информации. Это позволяет соединить обучение и контроль знаний учащихся в единый неразрывной процесс, а коммуникативный характер упражнений делает работу школьников живой и интересной. В процессе таких работ, учащиеся приобретают определённые умения и навыки, которые будут им необходимы в жизни для речевого общения и дальнейшего самообразования. Поэтому такая тренировка носит и практический характер. Необходимо выполнять эти работы дважды, что даст возможность учесть ошибки, допущенные в первый раз, а также обеспечит автоматизацию речевых умений и навыков учащихся. Лексику ввожу с учетом нарастания трудностей речевого материала. Первый этап выучивания слов и выражений. Часто использую комплекс упражнений: “Dolmetscher” (перекрёстный опрос слов и выражений с русского на немецкий и с немецкого на русский), “Bestätigt meine Aussage”, “Widersprecht mir”, “Beantwortet meine Frage”. Затем провожу работу с карточками, устную и письменную, диктанты устные и письменные. Когда лексика усвоена, можно перейти к практическим заданиям с самым разнообразным информационным материалом, отвечающим интересам и запросам учащегося. Большое место занимают вопросы культуры, искусства, экономики, истории, географии и политики страны изучаемого языка.

В практические работы включены упражнения различного типа. Все они направлены на формирование речевых усилений и навыков. Основное место в такой работе занимает самостоятельная работа учащегося (индивидуальная, групповая и парная). Иногда вместо объяснения я провожу инструктаж к самостоятельной речевой деятельности учащегося, в процессе которой провожу необходимый контроль и консультацию.

В инструктаже указываю что и как ученики должны делать на уроке:

  • чёткое определение цели выполнения задания;
  • время, отведённое для выполнения каждого задания;
  • рекомендации о приёмах самостоятельной работы;
  • возможные трудности и ошибки, которые могут возникнуть в процессе работы;
  • формы контроля и самокоррекции;
  • возможность использования технических средств обучения, словарей, учебников, пособий и других материалов.

По мере приобретения опыта работы у школьников время на задания постепенно увеличивается. Однако оно не должно занимать более 20–25 минут.

Рекомендуется трёхмесячная последовательность выполнения практических работ: упражнения в аудировании, упражнения в говорении и упражнения в чтении. Письменные упражнения учащихся выполняют в рабочей тетради, затем решение тестовых заданий, тогда вся работа по теме будет на лицо.

Разнообразя работу со старшеклассниками, использую идиомы, пословицы, крылатые слова: “Im siebenten Himmel sein”, “Hungrig wie ein Wolf”, “Wissen ist Macht”, “ Die goldene Mitte”, “Ohne Saat keine Ernte” и другие.

В обучении иностранному языку шестиклассники делают первые шаги в разговорной речи. Общение и говорение не одно и то же. Люди общаются, а говорить могут и роботы. Учу детей запоминать новые слова, это в первую очередь, быть раскрепощёнными, они должны знать по-русски то, что хотят изложить на иностранном языке. Это первый камень преткновения. Они должны быть инициативными, не робкими, нельзя отвечать просто “ja” и “nein”. Для этого у каждого в словаре есть такие заготовки, под названием “Не будь роботом”

Wie bitte?
Was du nicht sagst!
Was für eine Frage!
Mein Wort darauf!
Aber natürlich.
Leider nicht.
Na klar.
Ja, das stimmt.
Selbstverständlich.
Ganz meine Meinung.
Richtig!
Wie interessant!
Schön! Klasse! Toll!
Vielleicht! u.a.

В беседе необходимо знать, как правильно задать собеседнику вопрос, необходимо использовать также соответствующий запас слов и выражений.

Главное в деятельности учителя – это поиск. Нельзя останавливаться на достигнутом.

Литература

  1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. М., 2005.
  2. Заремская С.И., Слободчиков А.А. Развитие инициативной речи учащихся. М., 2003.
  3. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. M., 2002.