Интегрированный урок (история + английский язык) "Введение в эпоху викингов"

Разделы: История и обществознание, Иностранные языки


Цели:

  • формирование социо-культурной и учебно-познавательной компетенций ;
  • формирование представления о целостности исторического процесса.

Задачи:

  • Развитие общеучебных навыков:
  • Навыка выделения главного в информации;
  • Навыка установления взаимосвязи между событиями, процессами и явлениями;
  • Навыка обобщения информации и формулирования вывода.
  • Совершенствование навыков монологической устной речи;
  • Демонстрация учащимся процесса словообразования.

Оборудование: Мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал.

Форма: групповая (4 группы)

Ход урока

Вводное слово учителей

Учитель английского языка: Ребята! Сегодня вы приняты на вакантные должности сотрудников музея “Йорвик”. Посетители этого музея могут получить самую обширную информацию о пребывании викингов на территории Британских островов. Наш музей создан на месте Коппергейтского городища – древнейшего поселения скандинавов. Музей существует уже около 20 лет и привлекает многочисленных туристов незабываемыми путешествиями в эпоху викингов на машине времени. Наш музей воссоздан по археологическим планам и некоторым элементам, обнаруженным при раскопках.

Учитель истории: Для того, чтобы зарекомендовать себя перед руководством музея, вам необходимо пополнить его коллекцию новыми экспонатами. Вы сможете дополнить коллекцию любыми тремя экспонатами, связанными с жизнью викингов (это могут быть не только предметы, но и события, явления, литературные произведения, связанные с этой эпохой). Отбор экспонатов можно начинать уже сегодня, результаты работы вы должны представить через 2 недели. О технических особенностях выполнения задания мы сообщим вам позже (см. Приложение 4).

Учитель английского языка разбирает вместе с учащимися состав слова “Viking” и возможное значение этого слова (Vi – от скандинавского “залив”, king – “повелитель”, “человек”).

Постановка основных вопросов урока

Учитель истории зачитывает фрагмент из Англосаксонской хроники” (Презентация, см. Приложение 5, Приложение 6):

“В тот год были жуткие знамения: в небе огромные молнии, огненные драконы, изрыгающие пламя, а вскоре после этого случился набег и полчища язычников разрушили храм Божий…”

Учитель английского языка произносит фрагмент молитвы:

“Oh, great and holy Lord`s mercy which defends us and our nearest and dearest! Oh, God! Save us from the fierce Norman tribe devastating our lands” и ставит вопрос: о чём просили Бога в этой молитве жители Европы (What did the Europeans ask God about?) – (учащиеся выполняют задание 1 в рабочем листе урока (см. Приложение 2).

Учитель истории комментирует ответ учащихся и формулирует основные вопросы урока:

  1. Почему европейские народы называли жителей Скандинавского полуострова по-разному?
  2. Викинги – это единый народ или название общности людей, объединённых сходными занятиями?
  3. В чём состояло влияние викингов на жизнь населения Европы и языки европейских народов?

Учитель английского языка: Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы предлагаем вам разойтись по четырём залам нашего музея:

  1. Зал “Географическое положение, природа и климат Скандинавского полуострова”;
  2. Зал “Развитие кораблестроения у викингов”;
  3. Зал “Навигационные знания викингов”;
  4. Зал “Направления путешествий викингов”

Учитель истории обращает внимание детей на критерии оценивания работы в рабочем листе (см. Приложение 2, Приложение 3), учащиеся выполняют задание 2 в рабочем листе урока (см. Приложение 1, Приложение 2).

После работы групп и представления классу результатов работы, перед учащимися ставятся вопросы и формулируется новое задание:

  1. Как вы поняли: викинги – это единый народ или название общности людей, объединённых сходными занятиями?
  2. Какие занятия были характерны для викингов (для ответа на вопрос используйте текст “The Vikings” – задание 3 в рабочем листе урока (см. Приложение 2)?

Задание: Докажите, используя результаты работы над заданием № 4 (см. Приложение 1, Приложение 2), что викинги оказали влияние на развитие Европы и языки населявших её народов.

После представления результатов работы учитель сообщает о завершении работы в залах музея и формулирует итоговое индивидуальное письменное задание.

Итоговое письменное индивидуальное задание

Обобщите полученную информацию и сделайте вывод о влиянии викингов на жизнь европейского населения (объём ответа до 5 предложений).

В завершении урока учитель знакомит учащихся с результатами групповой работы (см. Приложение 3), проводит оценивание, а также формулирует требования к домашнему заданию (см. Приложение 4).

Список литературы:

  1. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Страницы британской истории (Книга для чтения по английскому языку в 7-11 классах общеобразовательной школы) – Обнинск; Титул, 1999.
  2. Клементс Дж. “Викинги. Исчезнувший мир” – Москва, Machaon, 2008 (использован текст в рабочем листе учащихся).