Расширение образовательно-воспитательного пространства в начальной школе (ККО) на примере реализации проекта Российской ассоциации ядерной науки и образования "Школьникам об атомной энергетике"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Американский педагог И. Гудлэд высказал следующую мысль относительно роли школы в современном постиндустриальном обществе: “Школа и только школа создается для того, чтобы обеспечить систематический, постоянно поддерживаемый процесс образования, суть которого заключается в передаче знаний, умений, отношений, ценностей, чувствований”. Современная педагогика выделяет следующие приоритетные цели обучения и воспитания: базовые навыки, фундаментальные процессы, интеллектуальное развитие и т.д. Она также включает в этот список гражданское воспитание, формирование позитивной Я-концепции, развитие творческих способностей, эмоциональное и физическое развитие, а также нравственное воспитание.

Разрабатывая программу работы с учащимися младших классов и учитывая психофизическое состояние детей (ККО), мы четко представляли данную стратегию направления развития индивидов, поскольку современные работодатели заинтересованы в таких работниках, которые:

  • умеют думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;
  • обладают критическим и творческим мышлением;
  • владеют богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании предметных знаний.

В настоящее время это является реалиями жизни. С другой стороны, какими мы бы хотели образовать и воспитать учащихся (исходя из их индивидуальностей и наших возможностей)? Прежде всего, дети должны будут

  • гибко адаптироваться в меняющейся жизненной ситуации;
  • самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике;
  • критически и творчески мыслить, преодолевая трудности реального мира;
  • быть информационно грамотными;
  • вырабатывать умение быть коммуникабельным и приобрести навыки работы в коллективе;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
  • стать настоящими патриотами, знать историю своей страны, в том числе ее культуры и науки.

О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка в динамике образовательно-воспитательного пространства говорили известные российские психологи Л.В. Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П.Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А.А. Леонтьев (психология общения) и другие. В вопросе реализации расширения образовательно-воспитательного пространства, на наш взгляд, может быть использована программа личностно-ориентированного обучения с вовлечением индивидуума в проектную деятельность.

Основные направления образовательно-воспитательной программы, этапы ее реализации

При разработке образовательно-воспитательной программы нами были уточнены условия ее реализации:

  • вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс (узнал новое – примени на практике);
  • применение коммуникативных умений (как ты работаешь, от этого зависит работа группы, всего класса);
  • общение со старшеклассниками, учителями средней школы, решение общих вопросов, участие в общих мероприятиях;
  • свободный доступ к различным видам информации по выбранной тематике (справочники – печатные, электронные, видеоматериалы);
  • постоянная проверка своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для решения проблем действительности, умение решать их совместно.

Кроме того, необходимо учитывать тематику работы, поскольку в нашей школе реализуется образовательная программа “Школьникам об атомной энергетике”. Ее основная цель – объяснять детям на доступном уровне, что такое атомная энергетика и почему ее надо развивать. Проект осуществляется под эгидой Российской ассоциации ядерной науки и образования (РАЯНО) при непосредственной поддержке заместителя директора по информационным ресурсам РАЯНО А.И.Воропаева.

Считается, что такая сложная тема, как ядерная физика и инженерия – привилегия старшеклассников. Однако, например, во Франции, где атомная отрасль является ведущей в энергетике страны, уже в детском саду начинают знакомить малышей с методами получения электричества. Учащимся начальной школы легче, чем старшеклассникам, привить положительное отношение к атомной отрасли, поскольку их сознание не отягчено различными предрассудками и негативной реакцией на данную энергетику, которой предстоит стать ведущей ив нашей стране.

Планирование учебно-воспитательного процесса в классе охватывает основные вопросы программы, реализацию общего проекта всего детского коллектива. Однако предусматривается и реализация индивидуальных мини-проектов, защита которых проходит во внеурочное время.

Приведем пример планирования работы с учащимися первого класса (проект “Знает каждый первоклассник: мирный атом – это классно!”):

Занятие 1.
Строение окружающего мира (показ опытов, видеофильмов).

Занятие 2.
Клуб почемучек. Викторина (закрепление учебного материала).

Занятие 3.
Для чего нужна энергия? (рассказ старшеклассников, видеофильм, подготовка к игре).

Занятие 4.
Ролевая игра “Источники энергии”.

Занятие 5.
Атомная электрическая станция. Строение (видеофильм).

Занятие 6.
Разработка макета АЭС.

Занятие 7.
История АЭС (рассказ старшеклассников, видеофильм из архива РАЯНО).

Занятие 8.
Физики-атомщики. Игра: кто на кого похож? (игра).

Занятие 9.
Что происходит в реакторе? Экология и атомная энергетика (фотографии, видеофильм).

Занятие 10.
Викторина “Что мы знаем об АЭС?”

Занятие 11.
Подготовка к видеосъемке заключительного урока.

Занятие 12.
Видеосъемка. Подведение итогов занятий. Вручение призов и подарков.

Занятия происходят в основном в игровой форме. Кроме того, сложные термины не употребляются, а если необходимо объяснить технологию процесса, на помощь приходят стихотворные рифмы. Итоговое занятие фактически суммирует все изученные термины и процессы, позволяя динамично завершить проект.

Приведем варианты индивидуальных мини-проектов для учащихся начальной школы:

  • Температура и термометр (строение термометра, измерение температуры жидкости, виды термометров).
  • Давление жидкости (опыты с атмосферным давлением, сильфоном).
  • Работа турбины (водяная и паровая турбины)
  • Работа генератора переменного тока (опыты и моделью генератора).
  • Что такое энергия? (опыты с солнечными батареями, моделью ветряной мельницы).

Следует отметить, что научными руководителями у юных проектантов являются старшеклассники. Для создания гармоничного коллектива, для преодоления возрастных противоречий вполне применим хорошо проверенный опыт шефства старшеклассников над младшеклассниками. Это становится возможным благодаря личной заинтересованности педагогов как начальной, так и средней школы, поскольку обучение в ККО осуществляется и в основной школе.

На первом этапе шефства позицию педагога можно охарактеризовать как “организатор-вдохновитель”. Однако по мере реализации проекта роли трансформируются. Старшеклассники из лекторов, исполнителей, советников, режиссеров превращаются в организаторов и руководителей, младшеклассники из пассивных слушателей – в активных участников проекта, исполнителей, соорганизаторов, а учителя – в партнеров и советников. Добровольно участвуя в проектной деятельности, каждый ребенок чувствует значимость своего выступления для успеха всего коллектива, получая одобрение и поддержку одноклассников, мнение которых всегда важно для каждого ученика. И он понимает, что свои потребности и способности возможно реализовать, если есть общая идея, если в коллективе обстановка доброжелательная, царит атмосфера гармонии и взаимопонимания.

Младшеклассники постепенно становятся активными участниками совместного творчества. Их работа носит не состязательный, а партнерский характер. Выполняя разнообразные задания (рисование, макетирование, устный рассказ, выразительное чтение, участие в викторинах, съемка фильма и т.д.) в атмосфере содружества и сотворчества, дети приходят к единому мнению: презентация объединенного проекта – это настоящий праздник.

Увлеченность детей, радость от доброжелательного, открытого общения и ожидания новых встреч, значительные успехи в освоении базовой программы благодаря повышению мотивации, осознанию индивидуальной значимости для коллектива становятся основными показателями эффективности реализации выбранных принципов, содержания и форм организации учебно-воспитательной работы.

Список литературы

  1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. “Организация воспитательного процесса”. – М.: “Владос”, 2001.
  2. Степанова Е.Н., Лузин Л.М. “Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания”.– М.: ТЦ “Сфера”, 2002.
  3. Альманах Института Коррекционной Педагогики, №13, 2009.
  4. Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. 4.2. Электричество и магнетизм. Термодинамика и квантовая механика. Физика ядра и элементарных частиц. Под ред. В.А.Володина. – М.: Аванта +, 2000.
  5. Ауст З. Атомная энергия. Пер. с нем. Гутника С.Б. – М.: Слово, 1995.
  6. 50 вопросов и ответов об атомной энергетике и ядерном топливе. – М.: Росатом, 2006.