О значении внеклассных мероприятий естественно-научного цикла в учебно-воспитательном процессе ("Менделеевский бал")

Разделы: Физика, Химия, Начальная школа, Внеклассная работа


Основу содержания воспитания школьника может составить базовая культура личности как “некоторая целостность, включающая в себя…оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой” (О.С. Газман).

Современный мир выделяет приоритетные направления базовой культуры: интеллектуальное, нравственное, экологическое. Центральное звено базовой культуры – это культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).

Самоопределение в этих сферах происходит поэтапно, а при системном подходе одновременно:

  • 1 этап. Освоение ценностей такого порядка как Родина, уважение к ее истории (сфера “Общество”).
  • 2 этап. Осознание себя как части природы, овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед грядущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы (сфера “Природа”).
  • 3 этап. Формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры (сфера “Ноосфера”).

Следовательно, воспитательная задача, которая стоит перед педагогами начальной и старшей школы заключается в самоопределении личности ребенка, согласовании с процессами самореализации, самоорганизации и т.д.

На начальном этапе применения технологии саморазвития личности ребенка, на наш взгляд, должны решаться воспитательные задачи следующего характера:

  1. Самосовершенствование личности (этика поведения, азбука вежливости, самоорганизация, общеучебные умения);
  2. Изучение истории науки и культуры в личностях (знакомство с историей и достижениями науки и культуры);
  3. Развитие творческих способностей (внеурочная творческая деятельность).

Наиболее оптимальным решением поставленных перед нами, педагогами, задач является организация и проведение внеклассных мероприятий, включающих в себя все необходимые аспекты личностного саморазвития ребенка.

Следует добавить, что для гармонизации занятий необходимо расширять учебно-воспитательное пространство, привлекая к совместному творчеству не только педагогов старшей школы, но и старшеклассников. Системность шефской помощи учащихся старшей школы позволяет повысить значимость целей для детей и взрослых, содержания и форм организации деятельности, изменения позиции педагога от организатора до равноправного участника действа, а ученика – от исполнителя до автора и режиссера.

В нашей школе, как и во многих других, издавна существует традиция проведения внеклассных мероприятий, связанных в основном с гуманитарными дисциплинами. Именно поэтому добавление в реализуемую программу спектаклей на естественнонаучные темы не вызывает особых трудностей. Учащиеся старшей школы, имея опыт авторов пьес, режиссеров спектаклей, исполнителей, передают свое мастерство зрителям, учащимся начальной школы. Последние “заряжаются” возможностью самореализации, самовыражения во всех областях знаний и становятся активными участниками действа. В итоге мы получаем прекрасный союз науки и культуры на школьной сцене.

Предлагаемая вниманию читателей пьеса “Менделеевский бал” не требует особых условий для постановки. Кроме того, она может быть поставлена и для старших классов. Главное, чтобы был соблюден принцип: в спектакле участвует весь класс. Желаем всем творческих успехов и взаимопонимания!

Список литературы:

  1. Степанов Е.Н., Лузина Е.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ “Сфера”, 2002.
  2. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 13 мая, 1997.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Высшая школа, 1991.
  4. www.popmech.ru
  5. www.scian.ru
  6. Science Illustrated, 1–4, 2010.

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы
“Менделеевский бал”

Действующие лица и исполнители:

Ведущий
Неизвестный элемент
Химические элементы: водород, гелий, неон, аргон, литий, углерод, азот, фосфор, кремний, кислород, алюминий, железо, серебро, неодим, золото, платина, уран.

Вступление

Дмитрий Иванович Менделеев считал химию наукой о химических элементах, но пока элементы находились в хаотическом множестве, химия не могла приобрести стройности и целостности. Это произошло благодаря Менделееву, его периодическому закону.

Само открытие не имеет точной даты. Первый экземпляр “Опыта системы элементов” был опубликован 1 марта 1869 года, а затем еще два года был в разработке российского ученого.

Прошло более 140 лет со дня появления периодической системы Менделеева, которая стала важной вехой в развитии атомно-молекулярного учения. Благодаря ней сложилось современное понятие “химический элемент” и были уточнены представления о простых веществах и соединениях.

Мы хотим рассказать вам о некоторых химических элементах.

Звучит музыка (вальс). Исполнители одеты в бальные костюмы. На каждом – лента с надписью химического элемента. Входит ведущий.

Ведущий (восхищенно).

Какая музыка звучит!
Какой чудесный бал!
Кто здесь танцует?
(Обращается к проходящему Неизвестному элементу.)
Простите, я куда попал?

Неизвестный элемент.

На бал химический пришли, запомните все лица.
Мы – граждане большой таблицы.

Ведущий. Вы ошибаетесь – столицы…

Неизвестный элемент. Нет, таблицы. Здесь нет господ, и нет лакеев.

Сам автор (указывает на портрет). Дмитрий Менделеев.

Ведущий. Ах, да! Великий химик Менделеев! Но зачем же эти ленты?

Незнакомый элемент.

В таблице – это элементы.
Начнем с легчайшего.
Позвольте познакомить, вот
Он самый первый – водород.

Водород.

Я – самый легкий во Вселенной газ.
В аэростатах я летал не раз.
Меня бояться. Прост к разгадке ключ:
Бояться взрыва – очень я горюч.

Ведущий. Кто эти элементы словно франты?

Неизвестный элемент. Ах, это – все аристократы.

Гелий (небрежно).

Все элементы – беспородные.
Мы, газы, очень благородные.
Я – гелий, в Солнце нахожусь, служу
И службой этой дорожу.
Привык я Солнцу подчиняться
И не взрываться, не взрываться!

Неон.

А я – неон, горю я красным светом
В рекламных лампах. Всем пишу приветы.

Аргон.

Аргон, что значит “безразличный”.
И я рекламу делаю отлично.
И братья наши благородны и приличны:
Криптон – “секретный”, ксенон – он “необычный”.
Мы все невидимы, когда мы в атмосфере,
Влетаем мы и в ваши окна, двери.

Неон.

Но берегитесь: есть один из нас,
И это тоже благородный газ.

Гелий.

Опасен он, наш старший брат радон,
Обычно он в подвалах заточен.

Ведущий.

Вы, гелий, несомненно, славный,
Вы в жидком виде охладитель главный.
Но вот неон, рекламы он лишается,
Криптон, ксенон, все в лампах отменяются.
Вы не печальтесь, мы вас не забудем:
В науке вы потребуетесь людям!

Неизвестный элемент. Разрешите представить, литий – самый востребованный элемент.

Литий.

Я – легкий-легкий, легче, чем вода.
Гожусь в лекарства, стекла, ноутбуки.
И без меня мобильник – никуда:
Электрозарядные руки!

Ведущий. А этот элемент мне знаком: недавно наши нобелевские лауреаты его изучали. Вы – углерод!

Углерод.

Я многолик, я весь в заботах,
Везде меня зовут работать:
В карандаше служу графитом,
Углем даю теплозащиту,
Металл порезать – я алмаз,
Расплавить – сделайте заказ.
В сверхтонких пленках я вполне пригоден,
Графеном в них зовусь, и буду моден.
Есть у меня чудесные таланты:
Хотите, буду вашим бриллиантом!

Неизвестный элемент. Успокойся, нам нужны сверхтонкие экраны, мобильники и ноутбуки.

Ведущий. А кто это обиженно смотрит на нас? (Читает.) Азот.

Азот.

Я вам не просто так – АЗОТ.
В селитре нахожусь
Могу удобрить огород, могу взорваться – жуть!
Я – газ, я в воздухе живу,
Могу и в кислоте,
И нашатырный спирт со мной
Меня понюхайте!

Ведущий. Нет, нет, спасибо, это для тех, кто в обморок упал.

Неизвестный элемент. Разрешите представить – алюминий.

Алюминий.

Металл я двадцатого века,
Ценился когда-то весьма.
Научная мысль человека
Вселила меня к вам в дома.
Кастрюли, фольга, сковородки –
О вас я в заботе всегда.
В обшивке простых самолетов…
И ток провожу в проводах.

Неизвестный элемент. А вот очень-очень интересный элемент – кремний.

Кремний.

Я – кварц, аметист и хрусталь и топаз,
И тонкий фарфор создавал я не раз.
Стекло и керамика – мой интерес.
Я – кремний. Дарю я науке прогресс.
Равнина в Америке мне создавалась,
Silicon valley она называлась,
А нынче – в России, и я очень рад,
Что в Сколкове строится наукоград.

Ведущий. А что это там светится в сумраке? Вроде бы фосфоресцирует.

Фосфор.

Я – фосфор, я необходим для жизни на Земле,
Почистить зубы, дать салют на праздники в Кремле,
Гожусь на то, чтоб постирать, удобрить огород,
В снарядах я, чтоб защищать наш край и наш народ.

Неизвестный элемент. Спасибо тебе, фосфор. А вот опасный элемент, осторожно, кислород!

Кислород.

Я – в воздухе, и я – в коре земной,
В воде, в белках, жирах и углеводах.
И все горит, и тлеет все со мной.
И никому я не даю проходу.
Вот только с благородными – беда:
Я их не уничтожу никогда!

Ведущий. А вот этот элемент я сейчас отгадаю.

Железо.

В домах, арматурой встав непреклонно,
В станках заводских больших, многотонных,
В оградах чугунных парков и скверов,
В музейных мечах, орденах офицеров,
В моторах машин и строительных кранах -
Моя в них душа мудреца-великана.
Ты вскрикнешь, нечаянно палец порезав –
В твоей я крови, называюсь…

Ведущий. Железо!

Серебро (привлекает к себе внимание, танцует).

Я – серебро, я – блеск Луны и тайны.
Пластично я, и это не случайно.
Ларцы, монеты, вазы и оклады –
Все ювелиры мира рады.
Могу микробов я уничтожать,
И раны страшные могу я заживлять.
Я провожу легко тепло, электроток
И в зеркалах чудесных знаю толк.

Неизвестный элемент. Ты еще можешь учить рекламные клипы снимать! А вот наш сильно намагниченный элемент.

Неодим.

Я – магнитный король Неодим.
И не думайте, что нелюдим.
Для компьютеров незаменим,
Для турбин я вполне применим,
Я – магнитный король Неодим.

Ведущий. А вот очень скромный элемент. Неужели вы – золото?

Золото.

Для богатеев и поп-звезд
Я очень много значу,
А если говорить всерьез,
Я в схемах законтачу:
Для микросхем я – элемент народный,
Не окисляюсь, значит, благородный.

Неизвестный элемент. А вот еще один благородный элемент – платина.

Платина.

Я – редкий, благородный, я – металл,
Очищу воздух, обрамлю кристалл.
Сибирь, юг Африки, Канада,
Там найден я, и от меня награда:
На улицах, где так кишат автомобили,
Меня получите вы из обычной пыли.

Ведущий (читает надпись на ленте). Уран. Позвольте, но так называется планета нашей Солнечной системы!

Уран.

Не планета, я – уран,
Элемент. Скрыт ураган
В моей взрывной личине,
Нейтрон тому – причина.
Могу быть очень я опасным,
Могу душевным и прекрасным.
Уранопочитание удобства даст и знания.
На мирной станции (АЭС)
Вас ждет энергия, прогресс.

Ведущий. Спасибо, уран. Как много еще предстоит встреч! Но кто вы, прекрасная незнакомка?

Неизвестный элемент.

Я – неизвестный новый элемент,
Меня откроют, но пока секрет,
Все впереди: и взлеты, и открытья.
Нас с вами ждут великие событья!

Ведущий.

Бал удался. Система в сборе!
Кто главный – не об этом споры.
Все элементы очень нам нужны,
И в жизни элементы все важны.
Мы будем их серьезно изучать,
А неизвестные, конечно, открывать,
И всем наукам говорить “спасибо”.
Ждет продолжения от нас Россия!

(Звучит торжественная музыка.)